Деловая этика взаимоотношений.
Этикет – это совокупность правил поведения, регулирующих внешние проявления человеческих взаимоотношений. Деловой этикет включает в себя систему правил,традиций и условности поведения в различных ситуациях, а также распорядок проведения официальных встреч.
Основы современного делового этикета были заложены генеральным регламентом Петра I, в котором обобщены зарубежные нормы этикета, благодаря чему были облегчены деловые контакты с зарубежными партнёрами. Этикет актов официального общения принято называть протоколом, деловой этикет определяет этические нормы поведения людей при деловых контактах. Современные нормы делового протокола общеприняты и основываются на теории и практике дипломатического общения, но применительно к предпринимательской деятельности они менее категоричны и допускают больше возможностей маневрирования с учётом конкретных деловых ситуаций.
4 принципа делового этикета:
1. Принцип вежливости.
2. Принцип простоты.
3. Принцип достоинства.
4. Принцип хорошего воспитания.
При этом следует учитывать национальную специфику общения и сложившиеся в обществе стереотипы.
Дейл Карнеги заметил, что успехи того или иного человека в любой сфере на 15% зависит от его профессиональных знаний и на 85% от умения общаться с людьми.
Американский учёный Джен Ягер в книге «Деловой этикет: Как выжить и преуспеть в мире бизнеса» выделил 6 основных правил делового общения:
1. Пунктуальность. Делайте всё вовремя.
2. Конфиденциальность. Не болтайте лишнего.
3. Любезность. Доброжелательность. Приветливость.
4. Внимание к окружающим. Думайте о других, а не только о себе.
5. Внешний облик. Одевайтесь как положено.
6. Грамотность. Говорите и пишите хорошим языком.
Существует 2 вида делового общения:
· Прямое (непосредственное) общение.
· Косвенное. (электронная переписка).
В процессе как прямого, так и косвенного делового общения используются различные методы влияния или воздействия на людей. Среди из наиболее употребительных из них это:
1. Убеждение – это воздействие посредством доказательств логического упорядочения фактов и выводов, подразумевает уверенность в правоте своей позиции, в истинности своих знаний, этической оправданности своих поступков.
2. Внушение. Как правило не требует доказательств и логического анализа факторов и явлений для воздействия на людей. Основывается на вере человека, складывается под влиянием авторитета, общественного положения, обаяния, интеллектуального превосходства одного из субъектов общения.
3. Принуждение. Наиболее насильственный метод воздействия на людей. Предполагает стремление заставить человека вести себя вопреки его желанию и убеждениям, используя угрозу наказания или иного воздействия, способного привести к нежелательным последствиям.
На выбор метода воздействия на людей оказывают влияние разнообразные факторы:
Во-первых, характер, содержание и ситуация общения. Во-вторых, общественное или служебное положение. В-третьих, личностные качества субъектов общения.
Переговоры – это процесс, в ходе которого его участники пытаются реализовать взаимные интересы, разрешить возникающие проблемы, используя соответствующие знания, умения, опыт, творчество. В ходе переговоров обмен информацией осуществляется до тех пор пока он не начинает обретать явные формы, выгодные для обеих сторон компромисс, а ожидания и интересы обеих сторон постепенно переходят к общему знаменателю.
Искусство слушания является важным свойством в процессе переговоров.
В практике сложилось 4 правила слушания:
1. Принять активную позу. Специалисты считают, что правильная посадка тела помогает создать умственную сосредоточенность и наоборот, когда мы расслабляем тело то же самое испытывает наш мозг.
2. Сосредоточить свой взгляд на говорящем. В этом случае легче слушать, сохранять внимание, если же смотреть в сторону или на пол, появляется опасность того, что ваши мысли будут следовать за вашими глазами.
3. Поддерживать устойчивое внимание к говорящему. Любое отвлекающее действие заставляет распределять внимание между говорящим и посторонними предметами.
4. Логически планировать процесс слушания. Всё запоминать, что нам говорят трудно, но главные мысли запоминать необходимо. Желательно в процессе беседы или выступлений 1-2 раза проанализировать и сообщить высказанное суждение, наиболее удобный момент для этого пауза.
Управленческая этика – это совокупность правил и форм обхождения с людьми, позволяющая выразить уважение к ним, способствующая установлению между руководителями и подчинёнными атмосферы взаимопонимания, уважения друг к другу. Следует помнить, что для сотрудников, работающих в одной команде, значим не только их собственный интерес, но и общефирменный, который они разделяют.
Основные положения этики управления широко пропагандирует известный консультант крупнейших фирм США Терещенко. Они по его мнению сводятся к 10 правилам:
1. Менеджер прежде всего должен быть управляющим. Он прежде всего руководитель и показывает как надо сделать, а не ищет виноватых.
2.От руководителя требуется уверенность, хотя бы внешне в себе и в своём деле.
3.Умение ценить время подчинённых. Ни что не разлагает людей, так как безделье, разновидностью которого является ожидание.
4. Руководитель должен меть говорить подчинённым о их недостатках в работе и уметь выслушивать замечания о своих недостатках. Умение критиковать качества, которое руководитель должен совершенствовать в себе постоянно.
5. Разумное сочетание наказания и поощрения. Умея наказывать, не бойся хвалить.
6. Строгость, требовательность к подчинённым должны быть всегда оправданны. Негативной оценке подвергается не человек, а тот или иной промах.
7. Вежливость, приветливость, тактичность. Человек всегда протестует против грубости.
8. Наличие чувства юмора. Умение понимать шутки в свой адрес. Юмор поднимает настроение, и следовательно, производительность труда.
9. Умение говорить и умение слушать. Не всякий человек может быть хорошим оратором, однако нужно научиться излагать свои мысли, не менее важно вынуждать людей на разговор.
10. Желание знать и изучать своих подчинённых, проявлять заботу об их потребностях, нуждах и проблемах.
Динамика развития менеджмента связана со сменой ориентиров. Дисциплина меняется на самодисциплину. Послушание теперь предполагает доверие. Строгая субординация, иерархия в учреждении теперь называется партнёрством. Карьера теперь предполагает раскрытие потенциала личности. Теперь даётся свобода творчеству, в власть меняется на баланс интересов, предполагающая взаимовыгодное партнёрство.
Менеджер выполняет 3 роли:
· Менеджер – это тренер. То есть он мотивирует и руководит людьми.
· Менеджер – контролёр. Проверяет эффективность работы.
· Менеджер – это стратег. Принимает решения и действует в настоящем, мыслит на перспективу.
Д.З.: Будет опрос на тему «Деловая этика взаимоотношений». И дополнительные вопросы: 1. Правила деловой переписки, 2 – правила ведения деловых переговоров, 3 – имидж менеджера СКД, 4 – внешний вид, деловой костюм. Любой учебник по этике деловых отношений, Протанская Елена Сергеевна.