Методические указания к решению задачи 6
Величина выручки от реализации продукции может быть рассчитана в данной задаче разными способами. Первый из них – способ прямого счета (формулы 2.16 и 2.17):
Врп = Q х Ц , (2.16 )
где Q - объем реализации, шт.,
Ц - цена единицы изделия, р.
Врп = Срп + Прп, (2.17)
Срп – Себестоимость реализации продукции, тыс. р.
Прп – прибыль от реализации продукции (прибыль от продаж), тыс. р.
Второй способ – выразить выручку от реализации продукции через показатели рентабельности.
Различают целый ряд показателей рентабельности. Выделим основные из них.
1. Показатели рентабельности продукции измеряют эффективность производства и реализации различных видов конечной продукции фирмы. Существуют следующие подходы к расчету данных показателей
,(2.18)
где Пед- прибыль в структуре цены единицы продукции, р.,
Сед – себестоимость единицы продукции, р.
, (2.19)
2. Показатели рентабельности продаж имеют особую значимость в финансовом управлении для оценки доходности отдельных видов продукции. В зависимости от того, какой показатель прибыли находится в числителе формулы, можно выделить следующие показатели, относящиеся к данной группе:
рентабельность продаж(Рпрод)
(2.20)
чистая рентабельность продаж(ЧРпрод)
,(2.21)
где ЧП – чистая прибыль, тыс. р.
3.Показатели рентабельности капитала и активов показывают, сколько рублей прибыли приносит использование одного рубля капитала или имущества предприятия. Данная группа показателей характеризует взаимосвязь прибыли и инвестиций и является наиболее важной в системе показателей рентабельности для оценки эффективности деятельности предприятия.
К показателям рентабельности капитала и активов относятся:
рентабельность капитала (Рк)
, (2.22)
рентабельность активов (Ра)
,(2.23)
чистая рентабельность капитала (ЧРк)
,(2.24)
чистая рентабельность активов (ЧРа)
,(2.25)
рентабельность собственного капитала (Рск)
,(2.26)
Чистая рентабельность собственного капитала (ЧРск) показывает, сколько рублей чистой прибыли приходится на рубль собственных вложенных средств:
,(2.27)
где Пдон – прибыль до налогообложения, тыс. р.;
К – средняя величина капитала предприятия, тыс. р.;
А – активы предприятия, тыс.р.
СК – средняя величина собственного капитала предприятия, тыс. р.
Список литературы
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (части первая, вторая и третья) (с изменениями и дополнениями).
2. Налоговый кодекс Российской Федерации часть первая от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ и часть вторая от 5 августа 2000 г. N 117-ФЗ (с изменениями и дополнениями.)
3. Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (с изменениями и дополнениями)
4. Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. N 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений" (с изменениями)
5.Федеральный закон от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)"
6. Грузинов В.П. Экономика предприятия. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002.-795 с.
7. Ильин А.И. Планирование на предприятии: учебник / А.И. Ильин. – 4-е изд., стереотип. – Минск: Новое знание, 2003. – 635с.
8. Ковалев В.В. Финансовый анализ: Управление капиталом. Выбор инвестиций. Анализ отчетности. М.: Финансы и статистика.2001. 512 с.
9. Лавренова Г.А., Лавренова Е.В. Финансовый менеджмент: Учеб. пособие. Воронеж: Воронеж. гос. техн. ун-т, 2007. 116 с.
10. Лапыгин Ю.Н. Управление затратами на предприятии: планирование и прогнозирование, анализ и минимизация затрат / Ю.Н. Лапыгин, Н.Г. Прохорова. М.: Эксмо, 2007.
11. Сергеев И.В. Экономика предприятия: Учеб. пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2004. 304с.
12. Хорошилова О.В., Фокина О. М., Соломка А. В. Экономика предприятия: Учеб. пособие. Воронеж: Воронеж. гос. техн. ун-т, 2005. 177 с.
13. Чуев И.Н. Экономика предприятия: учебник / И.Н. Чуев. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Дашков и К, 2005. – 415 с.
14. Экономика предприятия (фирмы): учебник / под ред. О.И. Волкова и О.В. Девяткина. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: инфра-м, 2006. – 601 с.
15. Экономика предприятия: Учебник для вузов / Под ред. В.Я. Горфинкеля, В.А. Швандра. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. – 670 с.
Приложение А