Юджетное регулирование как инструмент поддержки реального сектора экономики

Потрясением для предприятий реального сектора экономики Российской Федерации стал, несомненно, экономических кризис 2008-2009 гг. В то время индекс промышленного производства снизился на 9,7 процентов, выпуск обрабатывающей промышленности, строительства, транспорта снизился от 10 процентов до 15 процентов.

Тогда меры государственной поддержки предприятий и организаций реального сектора экономики было решено проводить в несколько этапов с основной целью смягчения последствий кризиса и предоставления финансовой поддержки предприятий и организаций реального сектора.

С целью государственной поддержки предприятий реального сектора были задействованы следующие инструменты регулирования экономики:

– инструменты промышленной и общеэкономической политики;

– инструменты монетарного регулирования;

– инструменты бюджетного регулирования;

– инструменты налогового регулирования

– инструменты таможенного регулирования;

– инструменты тарифного регулирования;

– инструменты инвестиционного регулирования [13].

Основные направления государственной поддержки предприятий и организаций реального сектора экономики приведены на рис. 2.1.

юджетное регулирование как инструмент поддержки реального сектора экономики - student2.ru

Рис. 2.1. Направления господдержки реального сектора экономики РФ

Для формирования эффективного реального сектора производства продукции[7] необходим комплексный подход определения основных инструментов государственного регулирования.

Так, применение бюджетных инструментов обеспечивает решение только основных текущих проблем развития экономики страны. Для достижения более эффективных результатов развития реального сектора экономики необходимо согласование функционирования бюджетно-налогового регулирования по денежно-кредитным регулированиям экономических процессов. Поскольку эффективное сочетание и применение данных инструментов регулирования позволят повысить возможности влияния на реальный сектор экономики.

Экономические методы государственного регулирования экономики имеют важное значение в реализации основных функций и задач правительства с целью обеспечения макроэкономической стабилизации и корректировки рыночных механизмов.

Экономические методы используются для создания экономической среды, побуждающей субъектов рынка действовать в необходимом для общества направлении и решать задачи социально-экономического развития страны. В систему экономических методов включаются методы налогово-бюджетного, денежно-кредитного, ценового и валютного регулирования [1].

Бюджетное регулирование направлено на использование системы налогообложения и управления расходами с целью установления равновесия на рынке. К примеру, если возникает необходимость активизировать деловую активность и стимулировать спрос, правительством снижаются ставки налогообложения, увеличиваются расходы из бюджета. С помощью таких инструментов вызывают рост доходов и оживляют предпринимательскую деятельность.

Можно выделить следующие основные инструменты налогово-бюджетного механизма активизации экономики, а именно: государственный бюджет и бюджеты всех уровней, система налогов, ставки налогообложения, регрессивные и прогрессивные ставки налогообложения, налоговые преференции; государственные расходы, дотации, субсидии, субвенции, помощи; государственные кредиты и государственные инвестиции; государственные закупки и др.

Бюджетные меры государственной поддержки реального сектора экономики включают:

– субсидии по процентным ставкам;

– государственные гарантии;

– капитализация специализированных банков и финансовых институтов развития с целью расширения кредитования реального сектора экономики;

– капитализация отдельных системообразующих компаний.

С помощью бюджетного регулирования экономики:

– во-первых, обеспечивается реализация фискальной политики государства;

– во-вторых, предусматривается система правительственных действий направленных на формирование финансовых ресурсов страны и управление бюджетными расходами в целях обеспечения равновесия внутреннего рынка и решения проблем социально-экономического развития.

Другими словами, это мероприятия государства в сфере налогообложения и государственных расходов.

Среди основных задач налогово-бюджетного регулирования выделяют:

– обеспечение равновесия национального рынка и влияние на состояние народнохозяйственной конъюнктуры;

– перераспределение национального дохода;

– выравнивание доходов и расходов субъектов хозяйствования и бюджетов разных уровней;

– накопления необходимых ресурсов для финансирования социальных программ, создание централизованного фонда денежных ресурсов государства (государственного бюджета) для выполнения его функций.

Наши рекомендации