Обязательно является сделкой, но не всякая сделка является договором.
Общие положения договорного права, включающие понятия и условия договора, виды договоров в гражданских правоотношениях, порядок их заключения, преддоговорные споры, изменение и расторжение договора и другие нормы договорного права, изложены в Гражданском кодексе Российской Федерации. Он является основным нормативно-правовым документом для регулирования коммерческих взаимоотношений.
В п. 1 ст. 420 Гражданского кодекса Российской Федерации содержится следующее определение договора: «Договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей». С его помощью регулируют отношения в осуществлении хозяйственной деятельности. Он определяется как согласие сторон, направленное на установление, изменение или прекращение обязательств.
Договор может регулировать как предусмотренные, так и не предусмотренные законом или иными правовыми актами отношения, если они не нарушают обязательные для сторон правила, установленные законом или иными правовыми актами, действующими в момент заключения договора, т. е. императивными нормами.
В качестве сторон договора могут выступать как физические, так и юридические лица. При этом непременным условием является свобода в заключении договора. Граждане и юридические лица вступают в договорные отношения своей волей и в своем интересе, они свободны в установлении своих прав и обязанностей и в определении любых, не противоречащих законодательству, условий договора. Это позволяет обеспечить нормальное функционирование гражданского оборота, необходимыми условиями которого являются равноправие его участников.
Условия договора определяются по усмотрению сторон, за исключением тех случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом.
Основные цели заключения договора:
• юридически закрепить отношения между партнерами, т. е. придать им характер обязательств, выполнение которых защищено законом;
• определить порядок, способы и последовательность выполнения партнерами своих обязательств;
• предусмотреть последствия невыполнения партнерами своих обязательств.
С учетом этого при составлении договора должно быть уделено соответствующее внимание его структуре и содержанию.
Договор должен содержать реквизиты, к которымобычно относят его название, дату и место заключения.
Название договора указывает на юридическую сущность составленного документа, например: «Договор поставки». Заголовок договора должен соответствовать названию, предусмотренному законом для данного вида договора.
Необходимым реквизитом договора является дата его составления. Она позволяет во многих случаях определить начало течения сроков по договору, особенно для договоров, которые вступают в силу с момента подписания. В нотариально удостоверенных договорах, как правило, вся дата (число, месяц и год) указывается словами. В остальных случаях числа указывают цифрами, месяц — словом.
В начале договора после заголовка обычно указывается место его заключения. Если в договоре не указано место его заключения, то договор признается заключенным по месту жительства гражданина или месту нахождения юридического лица, направившего предложение о его заключении (оферту).
В Гражданском кодексе Российской Федерации установлено, что договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в надлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Т. е. достигнутое соглашение по своей форме должно полностью соответствовать требованиям, предъявляемым к такого рода документам. Кроме того, должно быть достигнуто соглашение по всем существенным условиям, к которым относят условия:
• о предмете договора;
• относительно которых по заявлениюоднойизсторондолжно быть достигнуто соглашение;
• которые названы в законе или иных правовых актах существенными или необходимыми для договоров данного вида..
Договор может иметь следующую примерную структуру:
1. Реквизиты договора (название договора, место и дата его заключения).
2. Преамбула, включающая название сторон иуказаниена то, что они заключили настоящий договор.
3. Предмет договора.
4. Срок действия договора (в случае необходимости).
5. Права и обязанности сторон.
6. Расчеты сторон.
7. Ответственность сторон.
8. Разрешение споров.
9. Заключительныеположения.
10. Юридические адресаибанковскиереквизитысторон.
11. Подписи сторон.
В торговле основными видами договоров являются: договор купли-продажи, договор розничной купли-продажи, договор поставки, договор комиссии, договор консигнации, договор складского хранения товаров, договор аренды, договор на техническое обслуживание торгового оборудования, договор на рекламу торгового предприятия, трудовой договор и др.
По договору купли-продажи одна сторона (продавец) обязуется передать вещь (товар) в собственность другой стороне (покупателю), которая обязуется принять этот товар и уплатить за него определенную денежную сумму.Онможет заключаться не только между юридическими,ноифизическими лицами, являющимися индивидуальными предпринимателями.
Разновидностью договора купли-продажи является договор розничной купли-продажи. По такому договору продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу, обязуется передать покупателю товар, предназначенный для личного, семейного или домашнего пользования, не связанного с предпринимательской деятельностью.
Договором поставки называется договор, по которому поставщик или продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием. Он, как правило, заключается между производителями и оптовыми торговыми предприятиями, производителями и предприятиями розничной торговли.
По договору комиссии одна сторона (комиссионер) обязуется по поручению другой стороны (комитента) за вознаграждение совершить одну или несколько сделок от своего имени, но за счет комитента. Он заключается на проведение посреднической сделки.
Разновидностью договора комиссии является договор консигнации, по которому консигнант поставляет товар на консигнационный склад консигнатора с целью демонстрации и продажи. В нем, в отличие от договора комиссии, оговаривается срок консигнации, в течение которого товар должен быть продан.
Одной из сторон договора складского хранения является товарный склад (хранитель), который обязуется за вознаграждение хранить товары, переданные ему товаровладельцем (поклажедателем), и возвратить эти товары в сохранности. При этом под товарным складом признается организация, осуществляющая в качестве предпринимательской деятельности хранение товаров и оказывающая услуги, связанные с хранением. Предметом такого договора должны являться только товары. Он обязательно заключается в письменной форме.
Договор аренды является договором имущественного найма, по которому арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование. В аренду могут быть переданы земельные участки, предприятия, здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и др.
Между торговыми предприятиями и сервисными организациями может быть заключен договор на техническое обслуживание торгового оборудования. Поскольку контрольно-кассовое оборудование является инструментом контроля со стороны государства за денежным оборотом, то договор на техническое обслуживание контрольно-кассовых машин имеет свою специфику.
При заключении договора на рекламу торгового предприятия необходимо учитывать, что он должен отвечать не только требованиям Гражданского кодекса Российской Федерации, но и закону «О рекламе».
Трудовой договор (контракт) — это соглашение между работником и работодателем (физическим либо юридическим лицом), по которому работник обязуется выполнять работу по определенной специальности, квалификации или должности с подчинением внутреннему трудовому распорядку, а работодатель (физическое либо юридическое лицо) обязуется выплачивать работнику заработную плату и обеспечивать условия труда, предусмотренные законодательством о труде, коллективным договором и соглашением сторон. Они заключаются на неопределенный срок; на определенный срок не более пяти лет; на время выполнения определенной работы.
Порядок заключения и исполнения договоров
В основе заключения договора лежит принцип свободного волеизъявления стороны, желающей заключить договор. Следовательно, для признания договора заключенным надлежащим образом, необходимо соответствие воли стороны и ее волеизъявления.
Процесс заключения договора состоит из следующих основных этапов:
1) направление одной стороной другой стороне оферты;
2) рассмотрение другой стороной оферты и ее акцепт;
3) получение стороной, направившей оферту, акцепта. В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации офертой признается адресованное одному или нескольким конкретным лицам предложение, достаточно определенно выражающее намерение лица, сделавшего предложение, считать себя заключившим договор с адресатом, которым предложение будет принято. Оферта должна содержать существенные условия договора.
Чтобы предложение о заключении договора можно было признать офертой, оно должно отвечать следующим основным требованиям:
• в нем должен быть указан адресат предложения (одно или несколько конкретных лиц);
• оно должно содержать существенные условия договора;
• предложение должно выражать намерение стороны, направившей оферту (оферента), связать себя договором в случае принятия адресатом оферты (акцептантом) данного предложения.
Если в оферте определен срок для акцепта, договор считается заключенным, если акцепт получен лицом, направившим оферту, в пределах указанного в ней срока. Когда в письменной оферте не определен срок для акцепта, договор считается заключенным, если акцепт получен лицом, направившим оферту, до окончания срока, установленного законодательством.
Оферта связывает направившее ее лицо с момента ее получения адресатом. С этого момента она является безотзывной, т. е. не может быть отозвана в течение срока, установленного для ее акцепта, если иное не предусмотрено самой офертой либо не вытекает из существа предложения или обстановки, в которой оно было сделано. Если же извещение об отзыве оферты поступило ранее или одновременно с самой офертой, оферта считается неполученной.
Особым видом оферты является публичная оферта, которая адресована неопределенному кругу лиц. Это может быть реклама и иные предложения, адресованные неопределенному кругу лиц, содержащие все существенные условия договора, из которых усматривается воля лица, делающего предложение, заключить договор на указанных в предложении условиях с любым кто отзовется на это предложение.
Второй этап заключения договора предусматривает рассмотрение оферты и ее акцепт. Акцептом признается ответ лица, которому адресована оферта. Он должен быть полным и безоговорочным. При этом ГК установлено, что молчание не является акцептом, если иное не вытекает из закона, обычаев делового оборота или из прежних деловых отношений сторон. Однако, совершение лицом, получившим оферту в срок, установленный для ее акцепта, действий по выполнению указанных в ней условий договора (отгрузка товаров, предоставление услуг, выполнение работ, уплата соответствующей суммы и т. п.) считается акцептом, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или не указано в оферте.
После получения стороной, направившей оферту, акцепта, договор считается заключенным. Акцепт может быть отозван, только если извещение о его отзыве поступило лицу, направившему оферту, ранее акцепта или одновременно с ним. В этом случае акцепт считается неполученным.
Отзыв акцепта после получения его оферентом считается односторонним отказом от исполнения договорных обязательств и является недопустимым.
Если акцептант дал согласие заключить договор на иных условиях, чем предложено в оферте, то оно не считается акцептом, а признается отказом от акцепта (т. е. акцептом на иных условиях) и в то же время новой офертой. Акцепт на иных условиях следует оформить протоколом разногласий и направить его оференту. Договор будет считаться заключенным только после урегулирования всех разногласий между сторонами.
Планирование и организация закупочной деятельности в розничном торговом предприятии
Закупочная работа является основой коммерческой деятельности в торговле. С нее по существу начинается коммерческая работа. Чтобы продать товар покупателю (потребителю) и получить прибыль, необходимо располагать (владеть) товаром.
По своей экономической природезакупки представляют собой оптовый или мелкооптовый товарооборот, осуществляемый торговыми предприятиями (юридическими лицами) или частными лицами с целью последующей перепродажи закупленных товаров.
Правильно организованные оптовые закупки дают возможность сформировать необходимый ассортимент товаров розничной торговой сети для снабжения населения, осуществлять воздействие на производителей товаров в соответствии с требованиями покупательского спроса, а также обеспечивают эффективную работу торгового предприятия.
В условиях рыночной экономики организация и технология закупочной работы в Российской Федерации претерпела коренные изменения: на смену фондовому распределению товаров при административно-командной экономике, системе централизованного прикрепления покупателей к поставщикам, твердых государственных цен, неравенства хозяйствующих субъектов, жесткой регламентации поставок товаров, отсутствия самостоятельности, инициативы, предприимчивости коммерческих работников пришла эпоха свободных рыночных отношений, характеризующихся:
§ свободой выбора партнера, контрагента по закупке товаров;
§ множественностью источников закупки (поставщиков);
§ равноправием партнеров;
§ возросшей ролью договоров, контрактов на поставку товаров;
§ саморегулированием процессов поставки товаров;
§ свободой ценообразования, конкуренцией поставщиков и покупателей;
§ экономической ответственностью сторон;
§ инициативой, самостоятельностью и предприимчивостью коммерсанта при закупке товаров.
Коммерческая работа по оптовым закупкам складывается из следующих этапов:
• изучение и прогнозирование покупательского спроса;
• выявление и изучение источников поступления и поставщиков товаров;
• организация рациональных хозяйственных связей с поставщиками товаров, включая разработку и заключение договоров поставки, представление заказов и заявок поставщикам;
• организация и технология закупок непосредственно у производителей товаров, посредников, на товарных биржах, у импортеров и других поставщиков;
• организация учета и контроля за оптовыми закупками.
Коммерческая работа по оптовым закупкам товаров в рыночных условиях должна базироваться на принципах современного маркетинга. С помощью методов маркетинга коммерческие работники, руководители, менеджеры торговых предприятий получают необходимую информацию о том, какие изделия и почему хотят покупать потребители, о ценах, которые потребители готовы заплатить, о том, в каких регионах спрос на данные изделия (т. е. емкость рынка) наиболее высокий, где сбыт или закупка продукции может принести наибольшую прибыль.
Изучение и прогнозирование покупательского спроса является необходимым условием эффективного использования маркетинга для успешной коммерческой работы по закупкам товаров. Теория и практика маркетинга выработали целый арсенал средств и способов изучения и прогнозирования покупательского спроса, которые необходимо использовать при организации оптовых закупок товаров. Поэтому оптовые закупки следует начинать с изучения спроса, потребностей покупателей на товары, покупательских намерений и других факторов, формирующих спрос. Торговые предприятия, обслуживая определенный территориально-экономический район и конкретных покупателей, изучают как объем покупательского спроса на те или иные виды (группы) товаров, так и ассортиментную структуру спроса. Для этого торговыми предприятиями используются различные методы изучения и прогнозирования спроса. К ним следует отнести оперативный учет продажи товаров и движение товарных запасов за истекший период, изучение и обобщение заявок и заказов покупателей на приобретение и поставку товаров, учет и анализ неудовлетворенного спроса оптовых покупателей, проведение ассортиментных и конъюнктурных совещаний с покупателями, экономико-математические методы прогнозирования спроса и др.
Для изучения и прогнозирования спроса на крупных и средних торговых предприятиях создаются маркетинговые службы (отделы), одной из основных функций которых является изучение как общего объема спроса (емкости рынка), так и внутригрупповой структуры спроса на закупаемые товары.
Для успешного выполнения коммерческих операций по закупкам товаров надо систематически заниматься выявлением и изучением источников закупки и поставщиков товаров. Коммерческие работники должны хорошо знать свой экономический район и его природные богатства, промышленность, сельское хозяйство, производственные возможности и ассортимент вырабатываемых изделий на промышленных предприятиях.
Коммерческим работникам следует посещать производственные предприятия (поставщиков-изготовителей) с целью ознакомления с производственными возможностями предприятия, объемом и качеством выпускаемой продукции, а также участвовать в совещаниях с работниками промышленности, в работе оптовых ярмарок, выставок — просмотров новых образцов изделий.
Коммерческим работникам необходимо постоянно следить за рекламными объявлениями в средствах массовой информации, специализированных изданиях, за биржевыми сведениями, проспектами, каталогами. Формирование товарных ресурсов является предметом постоянной работы торгового аппарата. В рыночных условиях формы и методы этой работы претерпели существенные изменения. Главные изменения заключаются в том, что на cмену методам централизованного распределения товарных ресурсов пришла рыночная практика свободной купли-продажи товаров по ценам спроса и предложения. Поэтому коммерческая инициатива торговых работников по вовлечению в товарооборот максимальных товарных ресурсов с целы получения необходимой прибыли должна сочетаться с заботой о конечных покупателях, учетом их платежеспособности, недопущением неоправданного роста цен, предоставлением населению возможности приобрести товары по доступным ценам.
К источникам поступления товаров относят отрасли народного хозяйства, вырабатывающие различные товары народного потребления (сельское хозяйство, предприятия АПК, предприятия легкой, пищевой, мясо-молочной продукции, рыбного хозяйства, ВПК, тяжелой промышленности и др.). К поставщикам товаров относят конкретные предприятия различных источников поступления, т. е. тех или иных отраслей народного хозяйства, различных сфер производственно-экономической деятельности, вырабатывающих товары и услуги.
По территориальному признаку поставщики товаров могут быть местными (внутриобластными), внеобластными республиканскими и внереспубликанскими. Оптовые предприятия чаще всего закупают товары у внеобластных ц внереспубликанских поставщиков, учитывая, что не во всех областях и республиках развито производство тех или иных товаров и их приходится завозить. Местные поставщики-изготовители зачастую поставляют товары непосредственно розничным торговым предприятиям, минуя оптовые базы.
По принадлежности к той или иной хозяйственной системе различают внутрисистемных (относящихся к той же системе, в которую входят и оптовые покупатели) и внесистемных (все остальные) поставщиков.
По форме собственности поставщики могут быть частными, государственными, муниципальными, кооперативными и иных форм собственности.
Изучая источники закупок товаров, коммерческие работники составляют на каждого поставщика специальные карточки, причем их целесообразно группировать по местным, межобластным и межреспубликанским поставщикам. В карточках указываются данные о количестве и ассортименте выпускаемой продукции, возможности производства других товаров, условиях поставки товаров и другие сведения.