Г. «Чистая теория капитала».

Людвиг фон Мизес

Основные работы:

- 1912 г. – «Теория денег и кредита»

- 1922 г. – «Социализм»

Г. – «Человеческая деятельность. Трактат по экономической теории».

Первой проблемой, на которую обратил внимание Мизес, было денежное обращение и цикличность развития экономики. Его разработки легли в основу австрийской теории цикла. Когда банковская система с частичным резервированием вступает на путь экспансионистского создания кредитов и депозитов, не обеспеченных реальными сбережениями, это провоцирует циклический неконтролируемый рост денежной массы, поскольку кредиты создаются из ничего, под искусственно заниженную ставку, это ведет к удлинению производственных процессов, которые в результате делаются чрезвычайно капиталоемкими. Последующий экономический спад выявляет все сделанные инвестиционные ошибки. Мизес выступает за 100-процентные резервные требования к вкладам до востребования.

В работах Мизеса изучается логика индивидуальной трудовой деятельности человека и мотивы, которые побуждают человека трудиться. Разработка этих проблем заставила его обратиться к сферам психологии, морали, инстинктов. В разработке этих вопросов явно прослеживается влияние институционализма. Значительное внимание Мизес уделил анализу функционирования различных экономических систем, последовательно рассматривая три типа экономического устройства современного мира: чисто рыночное хозяйство, "испорченный рынок" и нерыночную экономику.

Следующим важным вкладом Мизеса была его теорема о невозможности социализма. Мизес считал иллюзией, что в обществе, основанном на государственной собственности на средства производства, возможен рациональный порядок экономического управления. Любое подавление свободной человеческой деятельности при социализме препятствует возникновению в сознании действующих субъектов информации, необходимой для координации общества.

С точки зрения Мизеса, только частная собственность способна быть основой рациональной экономической деятельности, так как порождаемые ею индивидуалистические стимулы обеспечивают максимальное использование ресурсов.

Социализм Мизес трактует как нерыночную систему хозяйствования, которая не имеет будущего ни с точки зрения логики, ни с точки зрения практики. Мизес считал, что такая система лишена рациональной организации. Поэтому основное внимание Мизес уделил критике планирования - центрального звена экономической системы социализма, которое сторонники социализма как раз и расценивали как проявление рационального начала, которое предотвратит анархию производства, остановит растрату производительных сил общества.

Фридрих фон Хайек

Основные работы:

- 1931 г., «Цены и производство»,

- 1939 г. – «Прибыль, процент и инвестиции»

г. «Чистая теория капитала».

- 1944 г., «Дорога к рабству»,

- 1948 г. - «Индивидуализм и экономический порядок»

- 1988 – «Пагубная самонадеянность. Ошибки социализма»

Как и Людвиг фон Мизес, Фридрих Август фон Хайек (1899–1992) является одним из ведущих сторонников либерализма и критиков социализма в XX в. Он утверждает, что любые формы коллективизма (в том числе, теоретически основанные на добровольном сотрудничестве) могут существовать только при условии государственной поддержки. При этом основой его аргументации является такой принцип праксиологической модели как неопределенность внешней среды человеческого действия, концептуализирующаяся у этого мыслителя в теорию неполноты информации и рассеянного знания. В результате неполноты информации централизованно управляемая экономика принципиально неработоспособна или уступает рыночной экономике. Общество как сложная система, основанная на разделении труда, где получение этой информации затруднено случайным характером самой деятельности и разнонаправленностью интересов ее участников, не может управляться эффективно с помощью централизующих институтов государства. В результате такого управления государственная власть всегда будет двигаться в сторону тоталитаризма.

Одной из фундаментальных проблем современного общественного устройства для Хайека выступает свобода. Политическую свободу он определяет как демократию, личную свободу — как отсутствие препятствий для достижения собственных целей.

С одной стороны, для фон Хайека условием свободы является отсутствие насилия и произвола, с другой — он выступает за активную и догматичную защиту свободы, в том числе и насильственными способами. В современном обществе свобода осуществляется через ценовой механизм на свободных рынках. Он разделяет и синхронизирует общее и личное знание, разрешая членам общества достигнуть разнообразных и сложных результатов благодаря действию принципа непосредственной самоорганизации. Как и Мизес, Хайек использует понятие «каталлаксия» для описания «системы самоорганизации добровольного сотрудничества» [2].

Ф. фон Хайек утверждает, что вмешательство государства в экономическую сферу, даже если оно не ставит под сомнение ценность рыночной экономики, ведет в перспективе к устранению свободы.

В работе "Дорога к рабству" (1944), Хайек обосновывал идею о том, что любая форма государственного вмешательства в экономику должна рассматривается как разновидность тоталитаризма. Он рассматривает экономические интересы индивидов, их предпочтения и субъективные оценки в качестве основы "экономического порядка".

Хайек оценивает правовые и политические основы современной западной демократии как противоречащие идеалам подлинного либерализма и намечает пути их реформирования в целях приближения к этим идеалам.

Поскольку в основе хозяйственной жизни лежат индивидуальные субъективно-психологические оценки и мотивы хозяйствующих субъектов, то любые макроэкономические зависимости не имеют ничего общего с реальной действительностью. Поэтому Хайек критикует не только марксистов и кейнсианцев, оперирующих макроэкономическими величинами, но и выступает против неоклассической теории равновесия. Признавая возможность экономического равновесия на микроуровне, он отрицает применимость этого понятия к экономике в целом, поскольку в ином случае пришлось бы признать познаваемость экономических явлений.

Рынок рассматривается как уникальная информационная система, обеспечивающая получение системного знания о динамично развивающейся экономике. Это положение Хайека отличает его от представителей неоклассической школы, понимающих рынок как механизм распределения заданных ограниченных ресурсов в соответствии с известными объемом и структурой потребностей. Принципиальная позиция Хайека заключалась в том, что с такой задачей смогла бы справиться и плановая экономика.

Хайек выступает против любого вмешательства в действие спонтанного рыночного порядка, которое может лишь подорвать механизм рынка и парализовать хозяйственную систему в целом.

Вывод

Таким образом, государственное вмешательство непосредственно в экономические процессы недопустимо; и если оно происходит, то это делается, по мнению представителей неолиберального направления, исключительно в интересах государственного аппарата.

Неолиберализм – одна из перспективнейших теорий в области дальнейшего экономического развития. Неоавстрийская школа оказалась самым последовательным проводником идей в отличии от от чикагской и фрайбургской. В связи с кризисом кейнсианства в 70-е гг. и марксизма-ленинизма в 80-е гг. концепции неоавстрийской школы оказались востребованы, и их авторы получили официальное признание.

Дополнительные сведения

Институционализм – направление в экономической науке, трактующее развитие общества и экономики с социально-психологических позиций (так называемая институциональная экономическая теория – institutional economics).

Социализм – государство полностью регулирует экономику. Позиция по социальному вопросу и пути решения проблем: все должны иметь равные права и равные благаю. Свобода личности ограничена государственной диктатурой пролетариата.

· Труд обязателен.

· Частное предпринимательство и частная собственность запрещены.

Наши рекомендации