Конкурентоспособность государств
Государства, как и фирмы, обладают разной конкурентоспособностью на мировом рынке. Можно выделить страны, отличающиеся высокой конкурентоспособностью и теснящие других в экономической сфере (Япония); лидеров, удерживающих уверенно завоеванные позиции (США, Германия) и значительно утративших их (Великобритания); страны с низкой конкурентоспособностью (развивающиеся).
На конкурентоспособность стран оказывает влияние ряд факторов - обеспеченность материальными, трудовыми и финансовыми ресурсами, уровень потребления, накоплений и инвестиций, развития технологий, информатизации, использования достижений НТП, современных достижений менеджмента, а также уровень расходов государства на социальные программы, содержание государственных органов, производство общественных товаров, дотации и привилегии.
Методы количественной оценки конкурентоспособности
Практика определения показателей конкурентоспособности товара основывается на сравнительном анализе различных характеристик товара с товарами-конкурентами по степени удовлетворения конкретных потребностей покупателей и по цене потребления, при этом предполагается, что покупателя прежде всего интересует увеличение эффективности потребления, измеряемое отношением полезного эффекта от потребления товара к полным затратам на его приобретение и использование.
На конкурентоспособность товара (услуги) существенно влияют следующие четыре основные группы факторов:
– потребительские характеристики товара (технический уровень, функциональные возможности, эксплуатационные характеристики, дизайн и так далее);
– полнота и доступность комплекса предпродажного и послепродажного сервиса (подбор и доставка товара, гарантийное обслуживание, обучение);
– параметры информационного образа товара у его потребителей, созданные маркетинговой активностью фирмы (реклама, известность торговой марки, имидж фирмы, система лотерей и призов покупателям);
– цены и система скидок.
Эти группы факторов, определяя различные направления изменения конкурентоспособности товара, являются взаимосвязанными, образуют целостный комплекс и учитываются при ее количественной оценке.
Приведенный выше перечень факторов, качественно влияет на конкурентоспособность продукции, фирмы, государства. Однако, для корректного выбора, например, лучшей продукции необходима количественная оценка конкурентоспособности.
Вопрос 3
Би́ржа (нидерл. beurs, нем. Börse, фр. bourse, итал. bórsa, исп. bolsa, англ. exchange) — юридическое лицо, обеспечивающее регулярное функционирование организованного рынка товаров, валют, ценных бумаг и производных финансовых инструментов. Раньше биржей называли место или здание, где собираются в определённые часы торговые люди и посредники, биржевые маклеры для заключения сделок с ценными бумагами или товарами.
Классификация бирж
В зависимости от торгуемых активов (инструментов) биржи подразделяются на:
· товарные
· фондовые
· валютные
· фьючерсные
· опционные
Однако, всегда существовали и универсальные биржи — биржи, совмещающие организацию торгов различными инструментами в рамках одной организационной структуры (зачастую в разных секциях).
Устройство бирж
В разных странах и даже в пределах одной страны устройство бирж сильно различается. Однако, несмотря на различия, удаётся выделить и очертить типичные организационно-структурные признаки построения товарных бирж.
С точки зрения организационно-правовой формы биржи формируются преимущественным образом в виде акционерных обществ. В то же время это могут быть и товарищества, общества с ограниченной ответственностью, смешанные товарищества и даже частные предприятия.
Чаще всего биржи представляют собой акционерные общества закрытого типа (ЗАО). Их акции не подлежат свободной продаже. Тем самым руководящие органы биржи имеют возможность отбирать желающих стать акционерами по своему усмотрению, не допускать проникновения в акционерное общество случайных лиц. Такой подход в известной степени оправдывается тем, что биржа оперирует многомиллионными суммами, и поэтому риск проникновения в это дело незнакомых, случайных людей с неизвестной репутацией желательно свести к минимуму.
В соответствии с организационно-правовыми формами хозяйствования биржи в своём подавляющем большинстве не относятся к государственным организациям (хотя в принципе возможны и государственные биржи), а представляют собой коммерческие предприятия негосударственных форм собственности. Их доходы формируются в основном за счёт поступлений от клиентов, участников оптовой торговли, проводимой биржей.
Членами биржи могут быть не только граждане своей страны, но и иностранные граждане и организации (юридические лица), которым в законодательном порядке разрешено заниматься предпринимательской деятельностью. Однако не любой человек и не любая организация могут стать членами биржи. Для этого надо соответствовать требованиям её устава и иметь достаточный стартовый капитал, чтобы уплатить весьма крупный паевой взнос или купить почти столь же дорогое брокерское место на бирже. К тому же членом биржи можно стать только по решению биржевого совета.
Виды сделок
· Длинная позиция (покупка финансового инструмента — акции, облигации, валюты, фьючерса, опциона и пр. — в расчёте на рост его стоимости)
· Короткая позиция (продажа без покрытия, то есть берутся взаймы ценные бумаги и продаются в расчёте на падение их стоимости, предусматривается выкуп подешевевшего актива и возврат кредитору)