Рансформация отношений собственности как условие перехода к рыночной экономике
Переход командно-административной экономической системы к рыночной состоит в преобразовании основных общественных институтов: экономических, политических и социальных. В экономической сфере преобразования начались с трансформации отношений собственности. Трансформацию собственности определяют как процесс замены системообразующих элементов одной хозяйственной системы подобными элементами другой системы.
В любой экономической системе отношения собственности юридически оформлены в права собственности, что позволяет их изменять путем корректировки законодательства. В России в 90-е гг. значительная часть объектов государственной собственности на факторы производства была передана в частные руки на основании законов о приватизации.
Термин «приватизация» (от лат. privatus - частный) появился в 1976 г. в США, но процесс передачи объектов государственной (королевской или царской) собственности в частные руки известен со времен Французской революции, в России -- с правления Петра I. Единого определения приватизации в западной литературе нет, ее рассматривают как полное или частичное делегирование прав по распоряжению государственным имуществом частным лицам. При этом приватизация отождествляется с разгосударствлением. В Российской приватизации выделяют два этапа. Первый (преимущественно ваучерный) пришелся на 1992 г. - первую половину 1994 г. . Ее началом послужили закон РСФСР «О приватизации государственных и муниципальных предприятий» от 03.07.91 г. и Постановление Верховного Совета РСФСР № 2980-1 от 11.06.92 «Государственная программа приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации на 1992 год».
Следует сказать, что ваучеризация не смогла способствовать росту инвестиций.
С 1 июля 1994 г. осуществляется переход ко второму этапу приватизации, который имел качественно новый характер (с использованием приватизационных чеков).
В новом приватизационном этапе заложены два ключевых принципа:
· инвестиционная ориентация продаж;
· обеспечение инвестору возможности приобретения пакета акций приватизируемого предприятия.
Анализ организации приватизационного процесса в российской экономике показывает ряд присущих ей черт, носящих как позитивный, так и негативный характер. .
Следует отметить, что эти два понятия неразрывно связаны: разгосударствление подразумевает приватизацию, а с утратой значительной части объектов собственности происходит разделение собственности и власти: государство теряет экономическую власть, сохраняя функции правового обеспечения экономики, и становится одним из хозяйствующих субъектов. В понятие «разгосударствление» входят и изменения в деятельности государственных предприятий, которые в рыночной экономике функционируют как самостоятельные субъекты с правом коммерческой деятельности.
При проведении приватизации были поставлены следующие стратегические цели:
формирование широкого слоя собственников, заинтересованных в развитии производства;
привлечение реальных инвестиций в производство;
качественное повышение эффективности функционирования всего хозяйственного механизма страны;
обеспечение социальной защиты населения и гарантирование права собственности и др.
Законом были определены следующие способы приватизации: купля-продажа предприятий по конкурсу или на аукционе, продажа долей (акций) в капитале предприятий, сданных в аренду, после их преобразования в акционерные общества. Сложившаяся в России политическая ситуация требовала, чтобы в результате приватизации каждому гражданину России досталась доля государственной собственности. На первом этапе приватизации населению, не имевшему денег на покупку объектов собственности, в качестве средства платежа раздали приватизационные чеки - ваучеры. Население России получило 146,064 млн ваучеров, которые использовали следующим образом:
для подписки на акции своего предприятия (почти 26 млн чеков);
для участия в чековом аукционе;
для покупки акции чекового инвестиционного фонда (60 млн чеков);
для продажи (приблизительно четверть всех ваучеров была продана).
Для выбора метода приватизации всероссийские предприятия были разделены на мелкие (с балансовой стоимостью основных фондов на 01.01.94 г. меньше 20 млн рублей) и крупные. Мелкие предприятия были проданы на аукционах и конкурсах, крупные -- преобразованы в акционерные общества открытого типа (АООТ, позднее -- ОАО). Интересы-государства при преобразовании предприятий представляло Правительство РФ и специально созданный Государственный Комитет по управлению имуществом. Им было предоставлено право определять условия закрепления в федеральной собственности пакетов акций в 51 % и 25,5 % или «золотой акции», предоставляющей особые права (на срок до трех лет право «вето» при принятии решений собранием акционеров).
В ходе российской приватизации были использованы три варианта акционирования, право выбора которых предоставлялось трудовым коллективам. По первому варианту трудовому коллективу безвозмездно передавалось 25 % привилегированных акций, но на сумму не более 20 минимальных размеров месячной заработной платы на одного работника; 10% обыкновенных акций, но на сумму не более 6 минимальных размеров месячной заработной платы на одного работника, продавалось трудовому коллективу со скидкой 30% от номинальной стоимости и рассрочкой на три года, а 5 % акций по номинальной стоимости продавалось руководителям предприятия. Первый вариант был выбран для приватизации предприятий с высокой капитализацией. При его использовании около 60% акций оставалось в распоряжении государства, некоторая часть из них впоследствии была продана на аукционах за приватизационные чеки, другая поступила на свободный фондовый рынок, но в большинстве случаев государство оставило за собой пакет, достаточный для полного контроля над предприятием.
Второй вариант давал трудовым коллективам возможность приобрести по закрытой подписке 51 % от уставного капитала по цене, близкой к номиналу, оставшаяся часть акций переходила в распоряжение государства, в том числе для продажи на аукционах. Каждый член коллектива мог подписаться не более чем на 5 % акций от уставного капитала. Данный вариант приватизации использовался на предприятиях с невысокой капиталоемкостью, так как обеспечивал совпадение интересов трудового коллектива, получающего максимальную, по сравнению с другими вариантами, долю акций, и руководства предприятий, получающего возможность фактически контролировать предприятие.
По третьему варианту предусматривалось создание инициативной группы, заключающей договор на недопущение банкротства предприятия, по окончанию которого членам группы предоставлялось право на приобретение 20% обыкновенных акций.
Ваучерная приватизация осуществлялась полтора года, а с 1994 г. начался денежный этап приватизации, который продолжается по настоящее время. В период 1992--1997 гг. среди способов приватизации преобладали акционирование, выкуп арендованного имущества и продажа па коммерческом конкурсе, а с 1998 г. доминирующим способом становится продажа государственного и муниципального имущества на аукционе и коммерческом конкурсе.
Уже к 1995 г. общественный сектор производил менее половины ВВП России. С 1995 г. государство продолжает проводить политику приватизации, хотя и менее интенсивную, по отношению к предприятиям, исключенным из программы массовой приватизации, а также к компаниям с закрепленными в государственной собственности или остаточными пакетами акций. Во многих предприятиях, приватизированных после 1994 г., Правительство РФ сохранило «золотую акцию» или пакет акций. Доля предприятий, приватизированных с сохранением участия государства, была намного выше, чем в период массовой приватизации. В 1997 г. вступил в силу второй закон о приватизации, который не устанавливал точных сроков закрепления в государственной собственности пакетов акций стратегических предприятий. Все государственные пакеты, имевшие к середине 1997 г. статус закрепленных на определенный срок, были преобразованы в бессрочно закрепленные.
В результате приватизации к 2004 г. доля государственных предприятий в общем числе предприятий составила 9,8%. Информация о размере и количестве относящихся к государственной собственности пакетов акций крайне скудна. Поданным Российского фонда федерального имущества, в 2001 г. фонд распоряжался 2400 пакетами акций, из которых приблизительно 1/3 была представлена пакетами из менее чем 10 % акций, 1/3 -- пакетами от 10 до 25%, а остальные пакеты были крупнее 25%. В 55 компаниях РФФИ владел 100% акций. По состоянию на 01.01.2005 г. в собственности Российской Федерации на 01.01.2005 г. находятся акции 3 767 акционерных обществ. Дополнительно Российская Федерация осуществляет контроль деятельности 284 акционерных обществ, в которых используется специальное право на участие Российской Федерации в управлении ими («золотая акция»).г
Сразу по окончании ваучерной приватизации, которая закончилась к 1994 г., в структуре российской собственности была высока доля инсайдеров (в данном случае -- работников предприятия), что объясняется существенными льготами, которые были предоставлены трудовым коллективам программой приватизации. Но трудовые коллективы не смогли объективно оценить происходящие процессы трансформации собственности, организоваться и стать не номинальными, а реальными собственниками. Ускоренно-принудительный характер приватизации обеспечил лишь смену организационно-правовой формы предприятий, практически не повлияв на стимулы предпринимательской или деловой активности. Первичное размещение акций приватизированных предприятий было кратковременным этапом закрепления прав собственности, за ним последовали вторичные операции купли-продажи ценных бумаг, приведшие к обратной концентрации первоначально распыленного в ходе ваучерной приватизации акционерного капитала. В течение пяти лет после ваучерной приватизации трудовые коллективы продали около 40% своих акций. Особенно интенсивно шла продажа акций тех предприятий, где коллективы имели контрольные пакеты. К 2005 г. под контролем инсайдеров осталось около 25% промышленных предприятий, а остальные перешли под контроль аутсайдеров (внешних собственников), в первую очередь естественных монополий и финансовых структур, зачастую аффилированных с государственными органами.
Можно утверждать, что в результате приватизации в российской экономике сформировался номенклатурно-корпоративный тип собственности на факторы производства.
Приватизация является очень важным, но лишь элементом в преобразовании экономической системы. Чтобы трансформация собственности привела к формированию подлинно рыночной экономики, необходимо создание рыночной среды, адекватной частной собственности на факторы производства.
труктура и динамика
Число зарегистрированных фирм и организаций с распределением по форме собственности
Показатели | ||||||||||
Общее число фирм и организаций, в тыс. | ||||||||||
В том числе по формам собственности, в % | ||||||||||
государственная | 14,3 | 4,5 | 4,3 | 4,1 | 3,9 | 3,6 | 3,4 | 3,3 | 3,0 | 2,8 |
муниципальная | 8,8 | 6,5 | 6,4 | 6,2 | 5,9 | 5,6 | 5,3 | 5,9 | 5,6 | 5,4 |
частная российская | 63,4 | 75,0 | 75,8 | 76,9 | 78,0 | 79,2 | 80,5 | 80,7 | 82,5 | 83,3 |
общественные и рели гиозные организации | 4,2 | 6,7 | 6,6 | 6,4 | 6,1 | 5,7 | 5,3 | 5,3 | 4,6 | 4,1 |
прочие формы соб ственности, включая смешанную россий скую, иностранную, совместную россий скую и иностранную | 9,3 | 9,3 | 7,3 | 6,8 | 6,4 | 6,1 | 5,6 | 4,8 | 4,3 | 4,4 |
В том числе (среди прочих форм собственности) | ||||||||||
смешанная государ ственная и частная, российская | 2,8 | 2,5 | 1,8 |
Источник: (Росстат, 2003, 2009). Все данные приводятся на 1 января года.
[14]
СРЕДНЕГОДОВАЯ ЧИСЛЕННОСТЬ ЗАНЯТЫХ В ЭКОНОМИКЕ
ПО ФОРМАМ СОБСТВЕННОСТИ
2007 2008 | |||||||||
Тысяч человек | |||||||||
Всего в экономике | 67701 68458 | ||||||||
в том числе по формам собственности: | |||||||||
государственная, муниципальная | |||||||||
частная | |||||||||
собственность общественных и религиозных организаций (объединений) | |||||||||
смешанная российская | |||||||||
иностранная, совместная российская и иностранная | |||||||||
В процентах к итогу | |||||||||
Всего в экономике | 100 100 | ||||||||
в том числе по формам собственности: | |||||||||
государственная, муниципальная | 69,1 | 42,2 | 37,8 | 36,9 | 36,3 | 35,5 | 33,7 | 32,8 | 32,0 31,4 |
частная | 19,3 | 34,3 | 46,1 | 49,6 | 50,2 | 51,8 | 54,1 | 55,4 | 56,4 57,3 |
собственность общественных и религиозных организаций (объединений) | 0,8 | 0,7 | 0,8 | 0,8 | 0,7 | 0,7 | 0,6 | 0,6 | 0,6 0,5 |
смешанная российская | 10,5 | 22,2 | 12,6 | 9,6 | 9,3 | 8,5 | 7,8 | 7,2 | 6,9 6,3 |
иностранная, совместная российская и иностранная | 0,3 | 0,6 | 2,7 | 3,1 | 3,5 | 3,5 | 3,8 | 4,0 | 4,1 4,5 |
[15]
Заключение
Работая над своей курсовой работой, я ставил целью не только раскрытие понятий собственности и проблем в данной сфере, но и более полное их изучение.
Там, где есть экономическая деятельность, там всегда присутствует проблема собственности. Виды и формы собственности, характер отношений собственности служат определяющими признаками экономической системы.
Собственность занимает центральное место в экономической системе. В этом плане собственность тесно связана с экономической властью, с управлением производством, с повседневными отношениями между людьми.
Наряду с разделением труда собственность является основополагающей предпосылкой товарного производства и рыночных отношений, так как только наличие обособленных собственников на средства производства и произведенный продукт вынуждает их вступать в отношения обмена.
Собственность дает частному лицу не только права, но и ответственность, обязывает так использовать свою собственность, чтобы не ущемлять права и свободы других собственников и граждан.
Многообразие современных потребностей в обществе может быть достаточно полноценно и эффективно удовлетворено лишь на основе всей совокупности форм собственности и возникающей на их основе структуры отношений и мотиваций.
Список использованной литературы:
1. Экономическая теория. Учебник/Под ред. В.Д.Камаева, Е.Н.Лобачевой.-М.: Юрайт-Издат, 2005.-557с.
2. Экономическая теория: Учебник/Под ред. В.Я. Иохина-М.:Юристъ, 2000.-716с.
3. Экономическая теория: Учебник/Сост. Е.Ф.Борисов .-М.:Юристъ,2000.-536с.
4. Коммерческое право:Учеб. Пособие для вузов/Под ред. проф. М.М.Рассолова.-М.:-ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2001.-461с.
5. Экономическая теория: учебник/Под ред. О.С.Белокрыловой.-Изд.2-е.-Ростов н/Д:Феникс, 2008.-443с.-(Высшее образование).
6. Основы экономической теории. Учеб. пособие. — 2-е изд., перераб. и доп. /Под ред. Куликова Л.М.-М.:Финансы и статистика. 2007-400 с.
7. Российская газета, 27.04.2009.-«Государство усиливает контроль за своей собственностью».
8. Экономическая теория /Под ред. А.И.Добрынина, Л.С.Тарасевича, 3-е изд.-СПб.: Изд. СПбГУЭФ; Питер, 2008.-544с.
9. Вопросы экономики/Гл. ред. Л.И.Абалкин, Институт экономики РАН, М.:2007,№1.-Т.Долгопятова «Концентрация акционерной собственности и развитие Российских компаний».
10. Вопросы экономики/Гл. ред. Л.И.Абалкин, Институт экономики РАН, М.:2007,№1.-Р.Капелюшников «Собственность без легитимности?»
11. Гражданское право. Учебник /под ред. А.Сергеева – ч.1 – М.:Проспект,2008.- 776с.
12. Комментарий к Налоговому Кодексу Российской Федерации, часть 1, (постатейный)/Под ред. А.Б.Борисова.-М.:Книжный мир, 2008.-1184с.
13. Дегтярев А. Приватизация по-российски и проблема ее корректировки / А.Дегтярев, Р.Маликов // Общество и экономика. - 2008. - N 1. - С. 73-89.
[1] Экономическая теория. Учебник/Под ред. В.Д.Камаева, Е.Н.Лобачевой.-М.: Юрайт-Издат, 2005.-557с.
[2] Экономическая теория: Учебник/Под ред. В.Я. Иохина-М.:Юристъ, 2000.-716с.
3Борисов Е.Ф. «Экономическая теория», Москва, 2000
4 Коммерческое право:Учеб. Пособие для вузов/Под ред. проф. М.М.Рассолова.-М.:-ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2001.-461с.
5 Экономическая теория: учебник/Под ред. О.С.Белокрыловой.- 2008
6 Основы экономической теории. Учеб. пособие. — 2-е изд., перераб. и доп. /Под ред. Куликова Л.М.-М.:Финансы и статистика. 2007-400 с.
11 Гражданское право. Учебник /под ред. А.Сергеева – ч.1 – М.:Проспект,2008.- 776с.
12 Комментарий к Налоговому Кодексу Российской Федерации, часть 1, (постатейный)/Под ред. А.Б.Борисова.-М.:Книжный мир, 2008.-1184с
7 Российская газета, 27.04.2009.-«Государство усиливает контроль за своей собственностью».
8 Экономическая теория /Под ред. А.И.Добрынина, Л.С.Тарасевича, 2008
9 Вопросы экономики/Гл. ред. Л.И.Абалкин, Институт экономики РАН, М.:2007,№1.-Т.Долгопятова «Концентрация акционерной собственности и развитие Российских компаний».
10 Вопросы экономики/Гл. ред. Л.И.Абалкин, Институт экономики РАН, М.:2007,№1
[14]URL:http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat/rosstatsite/main/publishing/catalog/statisticJournals/doc_1272015800016
[15] http://rusref.nm.ru/priv32.htm