Хозяйственный механизм природопользования в условиях становления рыночных отношений

Опыт многих развитых стран мира свидетельствует о том, что как в формировании рыночной экономики, так и в обеспечение её эффективного функционирования важная роль принадлежит государству. Даже в тех странах, где официально провозглашается принцип невмешательства государства в хозяйственные процессы, на деле оно активно влияет на развитие экономики. Особенно это относится к такой её неординарной сфере, как природопользование, где диапазон государственного воздействия может быть весьма широким – от прямого административного принуждения до формирования институционных условий рыночного саморегулирования тех или иных областей природопользования.

Каждая страна имеет свой общенациональный хозяйственный механизм (ХМ), однако можно говорить и о механизме отдельных сфер и отраслей экономики, имеющих свою специфику.

ХМ выполняет следующие основные функции:

1. Обеспечивает взаимосвязанность, сбалансированность всех структурных элементов общественного производства как целостной системы;

2. Согласовывает экономические интересы общества, коллективов, каждого работки , отдельных предпринимателей;

3. Претворяет в жизнь экономическую политику государства, его стратегические цели и тактические задачи.

Разным этапам в развитии страны соответствует свой особый ХМ. Так, ХМ экономики, действовавший в период существования СССР сложился в общих чертах в 30-40 гг. Его отличила высокая степень централизации, которая в значительной степени диктовалась обстоятельствами тех лет. Недостатки преимущественно административного подхода к руководству экономикой ощущались тогда, но с особой силой они проявились в последние десятилетия. ХМ не имел внутренних стимулов саморазвития производства: его распределительный, затратный характер не побуждал производителей улучшать качество продукции, повышать производительность труда, совершенствовать технологию производства, не ставил преград бесхозяйственности и безответственности. Административно-командные методы управления преобладали над экономическими, что сковывало инициативу и самостоятельность субъектов хозяйствования.

Недостатки общегосударственного ХМ присущи и отдельным отраслям и сферам хозяйства, в том числе природопользованию. Хозяйственный механизм природопользования (ХМП) – молодой отрасли экономики – стал складываться на рубеже 60-70 гг и до сих пор находится в стадии формирования. Он представляет собой систему форм и методов организации и регулирования процессов природопользования, обеспечивающих: достижение конечных целей в этой сфере, - удовлетворение потребителей общества в сырье, и материалах, в чистоте и разнообразии окружающей среды. ХМП включает в себя организацию управления охраной окружающей среды и использованием природных ресурсов; эколого-экономическое прогнозирование и планирование; экономическое стимулирование рационального природопользования и т.п.

Экономические методы управления в природопользовании РБ в рамках бывшего СССР получили значительно меньше развития, чем в других отраслях хозяйства, хотя их применение повсюду было весьма ограниченным. Но к концу 80-х годов стало очевидно, что административная система управления не способна обеспечить дальнейшее развитие рационального природопользования и природоохранной деятельности. В 1989 г. была предпринята попытка расширения сферы использования экономических методов в пратике управления природопользованием, что проявилось в эксперименте по введению платы за загрязнение окружающей среды. В разрабатывавшейся в то время госпрограмме охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов СССР на перспетоиву до 2005 г. было предусмотрено проведение комплекса мер по формированию экономического механизма природопользования, но глубокий экономический кризис отодвинул решение экологических проблем на 2 план.

В процессе формирования рыночных отношений ХМП должны произойти коренных изменения. Однако важно иметь в виду, что рыночные рычаги, которые мы «стремимся» освоить, автоматически не создадут более благоприятных условий для природосбережения, чем жестокая административное принуждение, свойственно старому ХМП. Ведь известно, что высокоразвитые страны с их отлаженными рыночными отношениями пришли к состоянию экологического кризиса раньше, чем мы. Опыт стран, добившихся кардинального улучшения экологической ситуации, свидетельствует о том, что и в рамках рыночной экономики ХМП предполагает четко спланированные действия и научно обоснованные централизованное управление природоохранной деятельностью.

Наши рекомендации