Государственное регулирование рынка. Общие блага.

Построение кривой Лоренца

I. Цель работы

1. Исследование понятия “общие блага”.

2. Построение графика кривой Лоренца.

II. Общие сведения

Государство является особым экономическим субъектом экономической жизни общества.

Современная экономика является «социально – рыночной» (смешанной).

Поскольку неконтролируемые рыночные процессы разрушительны для общества и природы, рыночная экономика более, чем любая иная, нуждается в регулировании.

Роль регулирующего центра может выполнить только государство (правительство) – институт, представляющий все общество, задача которого найти оптимальную меру и наиболее эффективные формы государственного регулирования экономики, которые, не разрушая ее рыночную природу, в то же время обеспечили бы максимальную социальную эффективность рыночной экономики.

Особую значимость государственное регулирование приобретает в период общехозяйственных кризисов и в сфере межгосударственных экономических отношений.

Основным источником государственных доходов и инструментом воздействия на рыночное равновесие являются налоги. Введение налога обычно приводит к сокращению равновесного объема рынка (от Q1 к Q2), росту цены, уплачиваемой покупателем (Р+), и снижению цены, получаемой продавцом (Р-) (рис.6.1). Количественное выражение этих действий зависит от ценовой эластичности спроса (EP(D)) и/или предложения (ES) (рис.6.1), где Государственное регулирование рынка. Общие блага. - student2.ru - доля налога, уплачиваемая покупателем, Государственное регулирование рынка. Общие блага. - student2.ru - доля налога, уплачиваемая продавцом.

Государственное регулирование рынка. Общие блага. - student2.ru

Рис. 6.1

Введение налогов приводит к сокращению равновесного объема рынка и порождает избыточное налоговое бремя, которое выражается в потере общественной выгоды.

Государство также воздействует на рыночное равновесие, используя дотации – денежные суммы, выделяемые из государственного бюджета для преодоления отраслевых кризисов. Обычно дотации предоставляются предприятием, чья продукция имеет важное социальное или народнохозяйственное значение. Таким образом, государство поддерживает относительно низкие цены на отдельные товары.

В некоторых случаях государство устанавливает фиксированные или предельные цены на товары (рис.6.2).

Государственное регулирование рынка. Общие блага. - student2.ru

Рис. 6.2

Как бы государство ни фиксировало цены (выше равновесной (Р1) или ниже (Р2)), объем реализуемой продукции (Q1) всегда становится меньше равновесного объема Qe.

Производство и потребление товаров иногда сопровождается внешними (побочными) эффектами, которые означают выгоды и издержки, достающиеся «третьим лицам» (индивиду, обществу), не являющимися участниками данной рыночной сделки. Внешние эффекты могут быть отрицательными, когда деятельность одной стороны вызывает издержки другой (загрязнение окружающей среды) и положительными, когда деятельность одной стороны обеспечивает выгоду обществу в целом (здравоохранение, образования). Положительные эффекты сопровождаются дефицитом ресурсов для этих отраслей, который может быть устранен с помощью специальных субсидий, предназначенных для производителей и потребителей общественно – полезных услуг.

Государство устанавливает штрафные санкции в виде налогов на продукцию, производство которой сопровождается отрицательными внешними эффектами.

Рыночный механизм не справляется с производством и регулированием общественных благ, являющихся неконкурентными, потребляемыми в равной степени всеми потребителями. Классический пример общественного блага – национальная оборона, пожарная охрана, которые обычно производятся государством.

Государство принимает меры к предотвращению чрезмерной дифференциации доходов населения, вводя прогрессивный налог. Для улучшения положения низкодоходных слоев населения используется широкий спектр социальных мер.

Для объективной оценки фактического распределения доходов используют «кривую Лоренца» и «коэффициент Джини», показывающие какую долю совокупного дохода имеет то или иное число семей с определенным уровнем дохода. Это позволяет судить об уровне экономического неравенства в стране (рис.6.3).

Государственное регулирование рынка. Общие блага. - student2.ru

Рис. 6.3

Биссектриса ОА – идеальное распределение совокупного дохода между всеми группами населения, а кривая ОА - реальное распределение.

Абсолютно неравномерное распределение совпало бы с осями координат. Отклонение «кривой Лоренца» от биссектрисы наглядно показывает степень неравномерного распределения доходов, которая называется «коэффициентом Джини». «Коэффициент Джини» равен отношению заштрихованной площади к площади треугольника ОАВ. Коэффициент, близкий к нулю, означает «уравниловку». Единичный – характеризует ситуацию «нищего большинства» и «сверхбогатого меньшинства».

Благодаря целенаправленному перераспределению доходов рыночная экономика исключает подобные крайности.

Кривую Лоренца можно использовать для сравнения распределения доходов в различные периоды или в различных странах.

III. Лабораторное задание

1. С помощью компьютера выполнить тестовый опрос. Директория MICRO\LABWORK6\var x.bat.

2. Используя данные таблицы в соответствии с вариантом, выполнить построение кривой Лоренца. При этом необходимо учесть, что каждая следующая точка на графике определяется путем суммирования предыдущих значений. Для демонстрации процесса используется программа из директории MICRO\LORENS\lorens.exe.

IV. Содержание отчета

Отчет по лабораторной работе составляется каждым студентом.

Отчет должен содержать следующие результаты:

1. Тему и вариант работы.

2. Цель работы.

3. Графическое решение задачи.

4. Определить, в каком году дифференциация доходов была выше.

5. Описать методы правительства по предотвращению чрезмерной дифференциации доходов разных групп населения.

V. Варианты к лабораторной работе

1. 1929 и 1935.

2. 1929 и 1947.

3. 1929 и 1955.

4. 1929 и 1969.

5. 1929 и 1979.

6. 1929 и 1987.

7. 1935 и 1947.

8. 1935 и 1955.

9. 1935 и 1969.

10. 1935 и 1979.

11. 1935 и 1987.

12. 1947 и 1955.

13. 1947 и 1969.

14. 1947 и 1979.

15. 1947 и 1987.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гальперин В.М., Гребенников П.И., Леусский А.И., Тарасевич Л.С. Макроэкономика: Учебник/ Общая ред. Л.С. Тарасевича. СПб.: Экономическая школа, 1994.

2. Гальперин В.М., Игнатьев С.М., Моргунов В.И. Микроэкономика. Т.1-2., /Общая редакция В.М. Гальперина. Санкт-Петербург.: Экономическая школа, 1994.

3. Камаев В.Д. и коллектив авторов. Учебник по основам экономической теории (экономика). М.: Влада, 1995.

4. Макконнелл К. Р., Брю С. Л. Экономикс. Принципы, проблемы и политика. В 2 - х т./ Пер. с англ. 11-го изд. М.: Республика, 1993.

5. Основы экономики в вопросах и ответах. Под ред. О.Ю. Мамедова. Ростов - на - Дону; Изд-во «Феникс», 1996.

6. Пиндайк Р., Рубинфельд Д. Микроэкономика/ Сокр. пер. с англ. М.: Изд-во «Экономика», «Дело», 1992. 510с.

7. Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика, М. Дело, 1997.

8. Экономика: Учебник / Под ред. доц. А. С. Булатова. М.: Изд-во БЕК, 1996.


Наши рекомендации