Корпоративная социальная ответственность
Доклад эксперта для
II Комитета Генеральной Ассамблеи ООН
ГЛОБАЛЬНЫЙ ДОГОВОР
Максимов Илья Олегович
кафедра Экономической теории
кафедра Мировой экономики,
международных отношений и права
НГУЭУ «НИНХ»
Новосибирск – 2016
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………………….…. | |
Корпоративная социальная ответственность………………………………. | |
Глобальный договор ответственности бизнеса…………………………….. | |
Проблемы нового времени…………………………………………………… | |
Вопросы для обсуждения……………………………………………………. | |
Список рекомендованных источников и литература……………………… |
ВВЕДЕНИЕ
Важнейшим фактором, определяющим развитие мировой экономики в настоящее время является интернационализация мирового хозяйства.
Интернационализация экономики изначально представляла собой международное экономическое сотрудничество, связанное с выходом сферы обращения за рамки национальных границ и была связана с переходом международной торговли в новые институциональные рамки (XVII век). В конце XIX века в мировой экономики набирает силу международное движение промышленного капитала и связанное с этим иностранное расширение воспроизводственного процесса организаций. Следующим этапом развития была международная экономическая интеграция после Второй мировой войны, обусловленная углублением международного разделения труда, растущим трендом аллокации капитала, глобальным характером научно-технического прогресса и повышением степени открытости национальных экономик.
Результаты этих процессов в XXI веке выражаются в многоаспектном сотрудничестве между государствами, полной или частичной унификации законодательства, стремлении к ликвидации барьеров в движении товаров, услуг, капитала и рабочей силы между странами, стирании различий между экономическими акторами разных стран, проведении согласованной экономической политики в интеграционных блоках и т.д. Последствия мирового финансового кризиса 2008-2009 годов выразились в переориентации вектора глобализации мирового хозяйства в сторону усиления значения систем интегрированных региональных пространств, связанных ресурсными, финансовыми и товарными потоками.
Существенное влияние на протекающие процессы оказывает научно-технический прогресс, в первую очередь, в области информационных технологий и телекоммуникаций. Возрастает значение глобальных проблем современности, решение которых требует сотрудничества всех стран мира.
Частным случаем процесса интернационализации является транснационализация производственной, сбытовой, сервисной и банковской деятельности. Главными субъектами воспроизводственного процесса в настоящее время стали транснациональные корпорации (ТНК) и банки (ТНБ). Транснационализация – это сложное и многогранное явление, связанное с появлением разветвленных многоотраслевых комплексов, чья деловая активность нивелирует экономические границы между государствами. Процесс транснационализации означает расширение деятельности промышленных предприятий, банковского сектора и сферы услуг за пределы национальных границ, для извлечения внутристранового и межстранового дохода.
Согласно документам ООН, к транснациональным корпорациям принято относить компании, включающие единицы в двух и более странах, оперирующие в рамках единой системы принятия решений, проводящие согласованную политику и осуществляющие общую стратегию через один или более руководящий центр, в которых отдельные единицы связаны посредством собственности или каким либо другим образом так, что одна или более из них могут иметь значительное влияние на деятельность других и, в частности, делить знания, ресурсы и ответственность. Позднее ЮНКТАД уточнило определение, отнеся к ТНК головные компании и их зарубежные филиалы, контролируемые участием в капитале, и определив в качестве нормативной нижней границы для осуществления контроля за активами долю капитала не менее 10% обыкновенных акций.
Безусловно, сами ТНК и ТНБ возникли значительно раньше, но лишь в настоящее время возникает специфическая транснациональная экономика в которой конкурируют международные компании. Конкуренция этих компаний на мировом рынке нередко является более острой, чем на национальном уровне. ТНК превращаются в самостоятельную силу, учитывать влияние которой вынуждены и национальные правительства – в ряде случаев международные компании превращаются в своеобразный «полюс власти» в мировой экономике.
КОРПОРАТИВНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
Утверждение корпораций в качестве ведущих субъектов мирового хозяйства активизировало дискуссию о корпоративной социальной ответственности (КСО). Данное понятие широко используется как синоним стратегической корпоративной филантропии, социальной «включенности» корпорации, корпоративного гражданства. Обычно данные понятия употребляются как метафора социально ответственного и этически мотивированного поведения бизнеса на направлениях, лежащих за пределами достижения сугубо экономических результатов. Однако такое смешение понятий не вносит ясности в дискуссию и не способствует оптимизации механизмов участия корпоративного сектора в решении социальных проблем общества.
Необходимо отметить, что категория «корпоративная социальная ответственность» – это феномен, который присущ только рыночной экономике.
Одно из первых определений корпоративной социальной ответственности было введено американским ученым Г. Боуеном в 1953 г., определившим концептуально проблему, заключающуюся в том, что бизнес – это часть общества перед которым он несет ответственность.
Собственные определения корпоративной социальной ответственности, используемые ТНК:
i. «КСО – это добровольная инициатива, основанная на осознании роли бизнеса в укреплении социально-экономической стабильности государства» (Татнефть);
ii. «КСО – это повышение эффективности деятельности и минимизация возможных негативных эффектов на всех этапах работы компании: добыча с максимальным вниманием к экологическим аспектам; … ; создание и реализация топлива наилучшего качества с минимально уровнем выбросов в атмосферу» (Башнефть);
iii. «КСО – это философия поведения и концепция выстраивания деловым сообществом, компаниями и отдельными представителями бизнеса своей деятельности, направленной на удовлетворение ожиданий заинтересованных сторон в целях устойчивого развития» (Алроса).
Из самостоятельных определений КСО крупнейшими ТНК мы можем сделать вывод об отсутствии единой методологической базы в данных подходах. В одном случае КСО отождествляется с добровольной ответственностью бизнеса, что говорит об отсутствии собственной внутрикорпоративной заинтересованности, а отождествлении данной политики с благотворительностью. Во втором определении подчеркивается ориентация на повышение внутренней конкурентоспособности и привлекательности фирмы для элементов корпоративной структуры. Третье определение основано на стейкхолдерском подходе, и интерпретирует КСО как создание благоприятной социальной и хозяйственной среды для групп влияния корпорации.