Общие основы экономического развития 1 страница

Оглавление

Общая экономическая теория

1. Введение в экономику. Общие основы экономического развития…………...8

1.1. Предмет экономики. Экономический анализ, его значение и методы……..8

1.2. Ограниченность ресурсов и проблема выбора. Кривая производственных возможностей. Производственная функция……………………………………...11

1.3. Экономические системы и их классификация. Смешанная экономика……15

1.4. Понятие, типы и формы собственности……………………………………..16

1.5. Словарь основных терминов………………………………………………….19

1.6. Вопросы для самоконтроля…………………………………………………...20

1.7. Учебные задания и задачи…………………………………………………….21

Микроэкономика

1. Функционирование конкурентного рынка…………………………………….24

1.1. Рыночная структура. Виды рынков………………………………………….24

1.2. Преимущества и недостатки рыночной экономики. Этапы развития

рыночной экономики………………………………………………………………27

1.3. Словарь основных терминов…………………………………………………28

1.4. Вопросы для самоконтроля…………………………………………………..30

1.5. Учебные задания и задачи……………………………………………………31

2. Рыночный механизм……………………………………………………………32

2.1. Понятие рыночного механизма………………………………………………32

2.2. Спрос. Сдвиг кривой спроса…………………………………………………33

2.3. Предложение. Сдвиг кривой предложения…………………………………36

2.4. Рыночное равновесие и рыночная цена. Устойчивость равновесия………38

2.4.1. Словарь основных терминов……………………………………………….41

2.4.2. Вопросы для самоконтроля………………………………………………...41

2.4.3. Учебные задания и задачи………………………………………………….42

2.5. Основы теории поведения потребителя……………………………………..45

2.5.1. Полезность и спрос. Понятие о теории предельной полезности………...45

2.5.2. Индивидуальный спрос и спрос на рынке в целом……………………….47

2.5.3. Концепция кривых безразличия……………………………………………48

2.5.4. Словарь основных терминов……………………………………………….55

2.5.5. Вопросы для самоконтроля…………………………………………………56

2.5.6. Учебные задания и задачи………………………………………………….57

3. Особенности воспроизводства на отдельном предприятии………………….58

3.1. Сущность и организационно-экономические формы предприятия….……58

3.2. Фирма и формы фирменной организации…………….…………………….60

3.3. Фирма и конкуренция……………………………………………………….61

3.4. Риск: понятие, виды, уровни. Банкротство………………………………..63

3.5. Инвестиции фирмы………………………………………………………….64

3.6. Выручка, издержки и прибыль фирмы …………………………………….64

3.7. Издержки и поведение фирмы в краткосрочном периоде………………..69

3.8. Издержки и поведение фирмы в долгосрочном периоде…………………71

3.9. Словарь основных терминов……………………………………………….75

3.10. Вопросы для самоконтроля……………………………………………….77

3.11. Учебные задания и задачи…………………………………………………78

4. Ценообразование, максимизация прибыли и поведение фирмы

в различных рыночных структурах…………………………………………….80

4.1. Общие положения…………………………………………………………..80

4.2. Фирма в условиях совершенной конкуренции……………………………82

4.3. Фирма в условиях «Чистой монополии»………………………………….84

4.4. Фирма в условиях несовершенной конкуренции…………………………86

4.4.1. Монополистическая конкуренция……………………………………….86

4.4.2. Олигополистическая конкуренция (олигополия)………………………87

4.5. Словарь основных терминов………………………………………………88

4.6. Вопросы для самоконтроля………………………………………………..88

4.7. Учебные задания и задачи…………………………………………………89

5. Виды рынков………………………………………………………………….93

5.1. Рынок конечных продуктов и услуг………………………………………93

5.1.1. Правительственный рынок………………………………………………93

5.1.2. Потребительский рынок…………………………………………………94

5.1.3. Сущность маркетинга……………………………………………………95

5.1.4. Товародвижение. Виды торговли. Товарная биржа……………………97

5.1.5. Ценообразование………………………………………………………..101

5.1.6. Словарь основных терминов…………………………………………...101

5.1.7. Вопросы для самоконтроля…………………………………………….103

5.1.8. Учебные задания и задачи……………………………………………..103

5.2. Финансовый рынок……………………………………………………….104

5.2.1. Понятие и структура финансового рынка…………………………….104

5.2.2. Рынок кредита…………………………………………………………..105

5.2.3. Рынок ценных бумаг……………………………………………………108

5.2.4. Финансовые инструменты и их основные характеристики………….109

5.2.5. Финансовые посредники……………………………………………….112

5.2.6. Словарь основных терминов…………………………………………..114

5.2.7. Вопросы для самоконтроля…………………………………………….115

5.2.8. Учебные задания и задачи……………………………………………..116

5.3. Рынок факторов производства…………………………………………...117

5.3.1. Общая характеристика рынка факторов производства………………117

5.3.2. Рынок земли и землепользования…………………………………….121

5.3.3. Рынок капитала………………………………………………………..123

5.3.4. Рынок труда……………………………………………………………126

5.3.5. Словарь основных терминов………………………………………….131

5.3.6. Вопросы для самоконтроля…………………………………………..133

5.3.7. Учебные задания и задачи……………………………………………134

ВВЕДЕНИЕ

Предлагаемый учебный комплекс по микроэкономики подготовлен для всех студентов, изучающих экономику, но прежде всего для студентов неэкономических направлений и специальностей, для которых данный предмет не является профилирующим. Название является в определенной степени условным, т.к. кроме материала по микроэкономике в данном учебном пособии содержится раздел, посвященный проблемам общей экономической теории.

Основная цель данного издания заключается в формировании у студентов основного понятийного аппарата, необходимого для оценки происходящих на микроуровне экономических процессов и явлений.

Использование учебного комплекса по микроэкономике не избавляет студентов от необходимости изучения другой учебной литературы, но позволяет получить информацию по экономике в сжатой и доступной форме.

Для повышения эффективности учебного процесса в учебном комплексе по микроэкономике помимо теоретического материала содержится: словарь основных терминов, вопросы для самоконтроля, учебные задания и задачи. Все эти методические дополнения предназначены для самостоятельной работы студентов при подготовке к практическим занятиям в аудитории. Их использование призвано облегчить студентам понимание отдельных тем и вопросов курса экономики.

В конце учебного комплекса приводится библиографический список, позволяющий студентам расширить и углубить свои знания по тем вопросам, которые рассматриваются авторами пособия в сжатом виде. Кроме того, литература из этого списка может использоваться при подготовке студентами докладов на практических занятиях и конференциях и при написании рефератов.

Экономические процессы и явления рассматриваются в пособии в определенной последовательности. Каждое новое понятие базируется на знании предыдущего материала. Движение происходит от простого к сложному, поэтому авторы призывают студентов к последовательности в работе над пособием, к стремлению понять, а не заучить предлагаемый материал, к вдумчивой и осмысленной оценке экономических процессов и явлений, к поиску путей решения возникающих в нашей экономике проблем не на основе эмоций, а на почве твердого знания и понимания, умения обосновать свои предложения и отстоять их перед возможными оппонентами.

ОБЩАЯ

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ

ТЕОРИЯ

1. ВВЕДЕНИЕ В ЭКОНОМИКУ.

ОБЩИЕ ОСНОВЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Объектом изучения экономической науки является экономика – особая сфера жизнедеятельности людей. Особенности этой сферы, ее содержание, элементы определяют границы экономической науки в целом и экономической теории как ее основной части.

В обыденном сознании представления об экономике часто связаны с рациональным ведением своего хозяйства, эффективным использованием денег и т.д. «Экономика» - управление домашним хозяйством, домоводство. (Ксенофонт). В то же время у всех нас в сознании существует и другое, более широкое понятие экономики - состояние дел в народном хозяйстве в целом, изменение цен, доходов, внешнеэкономических связей и т.д. Еще одно понимание экономики связанно с постоянным изменением социальной роли и функций участников экономической жизни, субъектов экономики. Люди одновременно выступают в роли производителей благ и их потребителей; получателей доходов и плательщиков налогов из тех же доходов; владельцев акций (собственников) и в то же время производителей. К тому же положение в самой экономике и положение ее субъектов постоянно изменяется. Увидеть за изменением разных показателей, множеством ролей субъектов экономики устойчивые тенденции, взаимосвязи, принять правильные решения – может только экономическая наука.

1.1. ПРЕДМЕТ ЭКОНОМИКИ.

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ, ЕГО ЗНАЧЕНИЕ И МЕТОДЫ

В данном учебном пособии речь будет идти об экономике как учебной дисциплине, поэтому мы будет учитывать все вышеприведенных значения, но основу будет составлять понимание экономики как отрасли знаний

Экономика изучает поведение людей в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ и услуг в мире ограниченных ресурсов. Её главная задача – исследовать проблемы эффективного использования ограниченных ресурсов или управления ими с целью достижения максимального удовлетворения материальных потребностей человека.

Экономика является наукой, базирующейся на фактах реальной экономической жизни. Но она не является сводом фактов. Экономика - это отрасль знаний, использующая для понимания сущности экономической жизни, так называемый научный подход, позволяющий на основе анализа разнообразного и многочисленного фактического материала вскрыть логику явлений, установить закономерности их развития, их взаимосвязь и взаимозависимость.

По сути дела это модельный подход: построение некоторой модели процесса, явления или механизма функционирования хозяйственных структур и получение на основе её (модели) анализа новых знаний об экономическом объекте. Результативность такого подхода зависит от адекватности описанной модели реалиями экономической жизни.

Экономический анализ содержит исследование параметров модели, оценку эффективности её функционирования, обоснование различных вариантов её развития, выявление резервов, позволяющих получить большие результаты при меньших затратах.

Важно, чтобы для анализа использовалась полная, достоверная и сопоставимая информация.

В ходе экономического анализа важно правильно выбрать единицы измерения тех или иных явлений. В анализе используются физические или натуральные единицы (штуки, метры, килограммы и т. д.), условно-натуральные (например, единицы условного топлива, к которым сводятся все виды топлива), трудовые единицы (чел. - час, чел.-день и т. д.), денежные (рубль, доллар и т. д.).

Совокупность специальных приёмов, применяемых для обработки экономической информации, называется методикой.

К таким приёмам:

1. сравнение – выражение данного явления через другие однородные явления;

2. сводка – выявление общего результата действия различных факторов на тот или иной процесс;

3. группировка – выделение в изучаемых явлениях тех или иных групп по тем или иным признакам;

4. определение относительных величин – определение коэффициентов, т.е. соотношение двух величин, одна из которых принимается за единицу, или процентов, где за базис принимается 100;

5. определение средних величин, т.е. величин, выражающих отличительную особенность данной совокупности факторов. Используются при характеристике массовых количественно однородных явлений;

6. ряды динамики – используются для определения абсолютного прироста. Например, объём производства возрос с 1000 млн. шт. до 1500 млн. шт. Абсолютный прирост – 500 млн. шт., темп роста 150% или в 1,5 раза, темп прироста – 50%;

7. определение структуры, т.е. удельного веса элементов в их совокупности.

8. способ цепных подстановок используется при анализе явлений, определяемых множеством факторов. Заменяя плановое значение фактора на фактическое, мы получаем информацию о влиянии изменившегося фактора на явление. Этот способ является одним из приёмов элиминирования (изменение одного фактора " при прочих равных условиях ").

Экономический анализ позволяет сформировать позитивные знания о том, каково фактическое состояние экономики. Это необходимо для обоснования экономической политики на различных уровнях хозяйствования. В ходе её разработки на основе полученных экономической наукой данных о том, что есть, принимается решение о том, что, должно быть. Особенно важным при этом является правильное определение целей экономического развития и установление характера взаимосвязей между различными целями. При этом надо иметь в виду, что достижение одной цели может привести к осуществлению других целей, но может быть ситуация, когда цели взаимно исключают друг друга. Важно, чтобы цель была чёткой и конкретной.

В отличие от технических и многих естественных наук возможности проведения эксперимента в экономике ограничены, а то и вообще отсутствуют. Поэтому анализ моделей остается практически основным в экономике. В связи с этим так важно при создании и анализе моделей следовать некоторым правилам "корректного вывода":

1. Правило "при прочих равных условиях". Так как большинство экономических процессов зависит от многих факторов, то для изучения влияния одного из них необходимо так построить модель, чтобы значения других факторов были незначительны (т.е. их влияние исключалось).

2. Избегать в выводах ошибок типа "после - вследствие". Эта ошибка связана с тем, что следствие может быть результатом влияния многих факторов, и нельзя делать вывод о результатах изменения только на основе изучения влияния одного фактора. Например, спрос изменился, но это не значит, что это произошло только под влиянием изменения цены, т.к. действуют и неценовые факторы.

3. Избегать "ошибок композиций" вывода, когда то, что справедливо для части, формально распространяется на целое.

Необходимо различать позитивные и нормативные суждения в экономике.

Позитивные суждения отвечают на вопросы, что и как будет происходить в народном хозяйстве при определенных действиях в конкретных условиях.

Нормативные суждения отвечают на вопросы, насколько хорошо, справедливо то или иное решение, т.е. затрагивают проблемы этического, оценочного характера. Эти суждения важны, но на них не существует ответа с позиции экономической науки, т.к. это сфера политический решений.

1.2. ОГРАНИЧЕННОСТЬ РЕСУРСОВ И ПРОБЛЕМА ВЫБОРА.

КРИВАЯ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ.

ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ФУНКЦИЯ

Всё изучаемое экономической наукой связано с тем, что материальные потребности людей безграничны, а средства их достижения (экономические ресурсы) ограничены или редки.

Потребности могут быть материальными, духовными и социальными. Экономическая наука имеет дело с материальными потребностями. Они удовлетворяются с помощью материальных продуктов и услуг.

Материальный продукт существует после процесса его создания, а услуга – только в процессе её оказания.

Материальные продукты и услуги удовлетворяют личные потребности (предметы потребления) и производственные потребности (средства производства).

Экономические ресурсы – это все природные, людские и произведённые человеком ресурсы, которые могут быть использованы в процессе производства продуктов и оказания услуг, имеющихся в ограниченном количестве. Экономические ресурсы, уже используемые в процессе производства, называются факторами производства. Виды ресурсов: природные, трудовые, инвестиционные, финансовые, информационные.

В ручном производстве преобладают трудовые и природные ресурсы, в машинном – инвестиционные, в современном производстве в условиях НТР возрастает роль информационных ресурсов.

Основными ресурсами являются природные, трудовые и инвестиционные. Финансовые и информационные ресурсы являются производными от них.

Природные ресурсы (или земля) – это всё естественные ресурсы (земля, лес, вода, полезные ископаемые и т.д.).

Инвестиционные ресурсы (или капитал) – это всё произведённые средства производства, используемые в производстве и доставке продуктов конечному потребителю. Средства производства являются реальным капиталом. Они включают средства труда (здания, сооружения, машины, оборудование) и предметы труда (сырьё, материалы).

Людские ресурсы включают труд – полезную, целесообразную деятельность людей в процессе производства. В процессе труда люди – работники расходуют рабочую силу – способность к труду, совокупность физических и умственных способностей, которыми они располагают. Особым видом людских ресурсов является предпринимательская способность, рассматриваемая в рыночной экономике как особый ресурс. Для её осуществления необходимы определённые данные – инициативность, новаторство, готовность к риску.

Собственник каждого ресурса, предоставляя его для использования в процессе производства, стремится к получению дохода. Земля приносит её собственнику ренту, рабочая сила – заработную плату, предпринимательская способность – прибыль, капитал-процент.

Экономические ресурсы ограничены, поэтому встаёт проблема их выбора: что, как, и для кого производить. Эту проблему можно рассматривать с двух сторон.

1. Что, т.е. какие продукты и услуги и в каком количестве можно произвести? В этом случае анализируется таблица и график производственных возможностей.

2. Как, т.е. с помощью каких ресурсов и технологий производить эти необходимые обществу продукты и услуги?

3. Для кого производить эти продукты и услуги, с какой целью?

Таблица и кривая производственных возможностей

Для упрощения анализа мы делаем ряд допущений:

1) экономика функционирует в условиях полного использования всех пригодных для этого ресурсов и эти ресурсы используются таким образом, чтобы они вносили наиболее ценный вклад в общий объём производства (т.е. ресурсы распределяются эффективно);

2) ресурсы постоянны как по количеству, так и по качеству;

3) технология неизменна;

4) в экономике производится не бесконечное множество продуктов и услуг, а только два:

- предметы потребления представляет хлеб.

- средства производства представляет станок.

Эти допущения означают, что мы будем анализировать статичную, не растущую экономику.

В силу ограниченности ресурсов и с учётом наших допущений общество не может увеличить выпуск обоих продуктов. Нужно выбирать, какие объёмы каждого продукта произвести при полном использовании имеющихся ресурсов.

Таблица 1

Возможные варианты производства хлеба и станков

Виды продукта Производственные альтернативы
  А В С Д Е
Хлеб (млн. т)
Станки (тыс. шт.)

Эту таблицу можно изобразить графически (рис.1).

Кривая производственных возможностей

( кривая трансформации)

общие основы экономического развития 1 страница - student2.ru хлеб

(млн. т) W

общие основы экономического развития 1 страница - student2.ru общие основы экономического развития 1 страница - student2.ru 5

E

общие основы экономического развития 1 страница - student2.ru общие основы экономического развития 1 страница - student2.ru общие основы экономического развития 1 страница - student2.ru общие основы экономического развития 1 страница - student2.ru 4 D

       
  общие основы экономического развития 1 страница - student2.ru
 
   
С

общие основы экономического развития 1 страница - student2.ru общие основы экономического развития 1 страница - student2.ru 3

общие основы экономического развития 1 страница - student2.ru 2 B

общие основы экономического развития 1 страница - student2.ru общие основы экономического развития 1 страница - student2.ru u

общие основы экономического развития 1 страница - student2.ru общие основы экономического развития 1 страница - student2.ru 1

общие основы экономического развития 1 страница - student2.ru общие основы экономического развития 1 страница - student2.ru общие основы экономического развития 1 страница - student2.ru общие основы экономического развития 1 страница - student2.ru общие основы экономического развития 1 страница - student2.ru общие основы экономического развития 1 страница - student2.ru общие основы экономического развития 1 страница - student2.ru общие основы экономического развития 1 страница - student2.ru общие основы экономического развития 1 страница - student2.ru A

 
  общие основы экономического развития 1 страница - student2.ru

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 станки

(тыс. шт.)

Рис. 1.

Наращивая производство станков, мы отказываемся от производства части хлеба. Количество хлеба, от которого мы должны отказаться, чтобы увеличить производство станков, называется вменёнными издержками производства станков или издержками упущенных возможностей..

Увеличение производства обоих продуктов возможно в динамичной, растущей экономике, когда количество и качество ресурсов возрастают, а технология совершенствуется. В этом случае происходит смещение (сдвиг) кривой производственных возможностей. Характер сдвига зависит от того, ресурсы производства какого из продуктов возросли, и технология какого производства усовершенствовалась. Расстояние, на которое может произойти сдвиг кривой в будущем, зависит от выбранного в данный момент времени соотношения между производством " товаров для будущего " (средств производства, научных исследований, образования, профилактической медицины) и " товарами для настоящего " (чисто предметы потребления).

Следовательно, экономика – процесс преобразования имеющихся в распоряжении общества ресурсов в продукты, которые должны удовлетворять как производственные, так и непроизводственные потребности общества. (простейшее определение). В этом случае процесс функционирования экономики схематически представляется следующим образом (рис.2):

 
  общие основы экономического развития 1 страница - student2.ru

Необходимость осуществлять выбор из возможных вариантов принятия решений по производству, распределению, обмену и потреблению благ требует хозяйствования – это совокупность мер и действий экономических субъектов, направленная на принятие наиболее экономичных решений, предполагающих удовлетворение потребностей и достижение целей с наименьшими затратами. Хозяйствование предполагает постоянное соизмерение результатов и затрат и осуществление эффективной деятельности. Эффективность в общем виде – это соотношение результатов и затрат. В реальной экономике эффективность имеет множество форм выражения (исходя из разных форм выражения результатов и затрат).

В своих рассуждениях об эффективности использования ресурсов экономисты предполагают, что человек в экономике ведет себя рационально (разумно). Рациональное экономическое поведение может быть совсем нерациональным с точки зрения морали и нравственности. Оно заключается в стремлении получить максимальный экономический результат при имеющихся ограниченных ресурсах. Потребитель максимизирует свою полезность, фирма – прибыль. Государство – общественное благосостояние.

Производственная функция

Это отношение между любым набором факторов производства и максимально возможным объёмом продуктов и услуг, производимым из этого набора факторов. Она строится для данной технологии. Изменение технологии отражается новой производственной функцией.

Производственная функция может быть трёхфакторной (Q = f (N, C, Z) или двухфакторной (Q = f (C, Z), где Q – максимальный объём производства при данной технологии и данном соотношении земли (N), капитала (C) и труда (Z).

Двухфакторную производственную функцию можно изобразить графически. Кривая, отражающая все различные варианты комбинаций ресурсов, которые могут быть использованы для производства данного объёма продуктов, называется изоквантой (рис.3).

Изокванта, соответствующая объёму

производства 200 единиц продукции в месяц

общие основы экономического развития 1 страница - student2.ru общие основы экономического развития 1 страница - student2.ru Время

общие основы экономического развития 1 страница - student2.ru общие основы экономического развития 1 страница - student2.ru работы 400 A

машин

общие основы экономического развития 1 страница - student2.ru общие основы экономического развития 1 страница - student2.ru общие основы экономического развития 1 страница - student2.ru в месяц 300

B

общие основы экономического развития 1 страница - student2.ru общие основы экономического развития 1 страница - student2.ru 200 C

общие основы экономического развития 1 страница - student2.ru

Часы труда в месяц
общие основы экономического развития 1 страница - student2.ru общие основы экономического развития 1 страница - student2.ru общие основы экономического развития 1 страница - student2.ru общие основы экономического развития 1 страница - student2.ru общие основы экономического развития 1 страница - student2.ru

общие основы экономического развития 1 страница - student2.ru

100 200 300 400 500

Рис. 3

Каждая точка на кривой обеспечивает производство заданного объёма продукции (200 ед.), но при разном сочетании затрат труда и капитала.

1.3. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ.

СМЕШАННАЯ ЭКОНОМИКА

Совокупность взаимосвязанных и определенным образом упорядоченных элементов экономики представляет собой экономическую систему. Классификация экономических систем может производиться на основе различных критериев (признаков). Наиболее характерная для науки классификация экономических систем состоит в выделении следующих типов экономических систем на основе социально-экономических критериев:

а) Натуральное или патриархальное хозяйство, или традиционная экономика, в которой производство и потребление непосредственно соединены, а координация действий осуществляется на основе традиций и внеэкономического принуждения к труду (рудименты натуральных хозяйственных отношений сохраняются, на пример, в виде бартера).

б) Рыночная экономика (или товарное производство), в которой связь между производством и потреблением, координация экономической деятельности осуществляется путем купли-продажи товаров на рынке в условиях конкуренции.

в) Плановое хозяйство (экономика), командная, командно-административная: господство командных методов регулирования- тупиковая экономика.

г) Смешанная экономика, соединяющая воедино рыночный механизм и государственное регулирование (рынок и план).

В настоящее время смешанная экономика - целостная система, выступающая адекватной формой современного развитого общества. Образующие ее элементы объективно требуют дополнения рынка системой государственного регулирования. В зависимости от сочетаний рынка, государственного регулирования и традиций выделяются американская, германская, шведская, японская, китайская модели смешанной экономики.

Наши рекомендации