В. Правовые основы экономики социальной работы.
Социальная защита населения и механизм ее реализации базируются на конституционно-правовых установлениях и международных пактах и свободах человека.
Законодательную, нормативно-правовую базу социальной работы России, как и любой другой страны, определяют правовые документы, условно сгруппированные в пять уровней в соответствии с субъектами их издания:
1) регламетирующие, рекомендательные документы мирового сообщества (учредительные акты, декларации, пакты, конвенции, рекомендации и резолюции ООН, ВОЗ, МОТ, ЮНИСЕФ и др.);
2) внутригосударственные юридические акты федерального значения;
3) докумены субъектов РФ, обеспечивающие реализацию законов на своей территории, выполнение нормативных законоположений с правом законодательной инициативы;
4) документы муниципальных образований (городские и сельские районы, микрорайоны, малые города без административного деления);
5) решения, приказы, распоряжения непосредственно учреждений и организаций.
Рассмотрим первые два уровня правового регулирования социальной работы.
Международно-правовое регулирование социальной работы выражается в разработке международных стандартов в области социального обеспечения, в координации национальных законодательств по вопросам сохранения приобретаемых прав на социальные выплаты при переезде граждан из одного государства в другое в процессе трудовой деятельности или сохранения приобретенных прав на конкретный вид пенсии или пособия при изменении страны постоянного места жительства.
Это регулирование следует рассматривать как добровольно обязательное и дополнительное к национальному законодательству в области социального обеспечения.
Оно основывается на ратификации конвенций и иных пактов международных организаций и их органов, участником которых является Россия.
Основными субъектами международно-правового регулирования являются ООН, МОТ, ЮНИСЕФ, ЮНЕСКО, СЕ и ЕС.
На федеральном уровне основным законом государства является Конституция РФ, регламентирующая основы общественного и государственно устройства, систему государственных органов управления, порядок их создания и деятельности, основные права и обязанности граждан.
Зафиксированные в Конституции права, свободы и обязанности граждан составляют фундаментальную правовую основу для организаций и проведения социальной работы с населением.
Значительную роль в правовом регулировании социальной работы играют федеральные законы как акты высшей юридической силы на территории РФ, Указы Президента, постановления и распоряжения Правительства, распоряжения ведомств и министерств, а также акты местных властей. В этом направлении проделана значительная работа законодательными, исполнительно-распорядительными, судебными органами в центре и на местах.
Кроме того, есть много подзаконных актов, решений Правительства, концепций, пакета целевых программ и других юридических документов, на основе которых осуществляется правовое регулирование социальной работы.
В сферу изучения экономики СР входит:
1) понятие и виды пенсий (пенсия – ежемес. ден. выпл., предост. гражд. при достиж. ими опред-го возраста, наступлением инвалидности , потере кормильца, а также в связи с длительной профессиональной деятельностью).
2) Плата за социальное обслуживание (бесплатное СО в гос-й системе соц. служб. В объемах, которые определены стандартами СО предоставляется 1) гражданам, не способным к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, инвалидностью; 2) гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации в связи с безработицей, стихийными бедствиями, катастрофами, пострадавшим в результате вооруженных и межэтнических конфликтов; 3) несовершеннолетним детям, находящимся в трудной жизненной ситуации.)
3) общепрофильные и специализированные соц. службы (Все соц. службы можно разделить на 2 группы: общепрофильные и специализированные. К ообщепроф. учр. относ. учр., которые создаются для обслуживания населения определенной административно-территориальной единицы – город, поселок, район. Они оказывают первичную социальную поддержку тем, кто обращается за помощью. В настоящее время преобладающей моделью общепрофильных соц-х учреждений является КЦСОН. Кроме того, к общепроф. учр. относ. террит. центры соц. помощи семье и детям, дома милосердия.). К специализированным учреждениям относятся: детские приюты, дома ребенка, дома престарелых, психоневрологические диспансеры, геронтологические центры, хосписы, реабилитационные центры, телефон службы доверия.
4) государственные гарантии и компенсации (ФЗ «О гос. гарантиях и компесациях на лиц, работ. И прожив. В районах Кр. севера и приравн. к ним местностях» от 19.02.1993): район-й коэф-т к з/пл, пенсиям и пособиям, стипендиям и компенсациям-1,4, т.е. 40%; % надбавка к з/пл(устан. За стаж работы в данном районе – 80%); дополнительный отпуск (24 календарных дня); пособие по временной нетруд-ти (устан. в размере полного заработка с учетом район-го коэф-та и % надбавки, но не выше размера, устан.ФЗ); компенсация расходов на оплату стоимости проезда и оплату провоза багажа к месту использования отпуска и обратно
5) стипендиальное обеспечение (стипендия – денежная выплата, которая назначается студентам, аспирантам, докторантам, обучающиеся на очной форме обучения и подразделяющаяся на след. виды: госуд. стип. для аспирантов и докторантов; госуд. академическая стипендия; госуд. соц. стипендия; именные стипендии; стипендии Президента РФ и специальные гос-е стипендии Правит. РФ)
Таким образом, формирование социально-правовой государственности, при которой либеральные ценности дополняются социальными ценностями, такими как равенство, является основой социальной справедливости.