Формирование стратегий роста и развития
Наше сегодня и образ нашего будущего.
(духовные, мировоззренческие, научные, методологические и проектные аспекты)
(проект, рабочий вариант 30-11-2016)
«Генерал должен управлять настоящим из будущего»
А.В. Суворов
Разработка «Наше сегодня и образ нашего будущего. Формирование стратегий роста и развития» выполнена специалистами «Центра межотраслевых исследований и разработок (ЦМИР)» с участием российских ученых, членов патриотических и гражданских сообществ.
Сообщество «СоКоммуникации» и его партнеры, в рамках проекта «Каскад», представляют эту разработку на профессиональных площадках, синхронизированных публичных мероприятиях для открытого обсуждения, дальнейшего развития и практического использования.
Начальный замысел разработчиков предполагал объективную оценку ситуации, в которой находится наша страна на момент создания разработки и основных черт желаемого образа будущего России, основных путей формирования и достижения этого образа.
Сформулированные основы создания стратегий и программ развития социально-экономических систем могут служить:
· основой как создания, так и отбора мировоззренческих, целесообразных, целостных решений для практического использования при формировании стратегий, программ и проектов общественного развития;
· методологической базой разработок в области устойчивого социально-экономического и духовно-нравственного развития;
· комплексом критериев целесообразности формирования проектных решений и их социальной направленности;
· базой для согласования действий на уровнях разработки мировоззренческих, методологических и проектных решений на всех уровнях принятия управленческих решений.
Под Стратегией Роста понимается система мероприятий, инструментов, механизмов, разрабатываемых, создаваемых и направленных на реализацию долгосрочных задач социально-экономического развития государства, его регионов и любых территориальных и отраслевых образований, используя передовые технологические и организационные решения на принципах сотрудничества и соработничества, с учётом:
· объективных законов природы и целей, с которыми соотносится существование жизни на нашей планете и во вселенной, а также гармонизация деятельности человеческого общества с этими целями;
· интересов человека и общества, расширения возможностей его духовно-нравственного развития, реализации творческого потенциала личности в гармонии с окружающей средой.
Целевая направленность любых действий при реализации стратегий и программ развития формируется на основе жизненных ценностей, мировоззренческих приоритетов, традиций, сформированных многовековым опытом развития Российского государства.
Целевая аудитория, для которой разработка выполнена:
· руководители и специалисты предприятий, разрабатывающие стратегии развития компаний и их конгломератов;
· участники разработок стратегий и программ социально-экономического, духовно-нравственного и естественно-научного развития государства и его регионов, территорий;
· разработчики стратегий и программ отраслевого и научно-технического развития;
· представители законодательной власти, в процессе разработки и принятия нормативно-законодательных актов.
Представленный документ является открытым и предполагает свое как структурное, так и содержательное развитие, наполнение.
Документ уже представлен в ряде научных, экспертных сообществах, институтах гражданского общества для его всесторонней экспертизы, оптимизации, наполнения и практического использования.
Документ, по мере своего развития, будет:
· публично обсуждаем с оформлением соответствующих решений и протоколов участников публичных мероприятий (в том числе и в рамках проекта «Каскад»);
· использован в практической работе участников сообществ, принявших участие в его разработке;
· подвержен профессиональной экспертизе соответствующих научных организаций и институтов гражданского общества;
· представлен в органы власти для возможного использования в процессе стратегического планирования и обеспечения работы проектных офисов;
· рекомендован общественным организациям и отраслевым, патриотическим сообществам для использования при социальном проектировании развития общества, регионов, территорий, целевых сообществ;
· практически использован при реализации отраслевых комплексных решений коллективами разработчиков, принимающих положения документа.
Ниже приводится таблица сравнения основных характеристик сегодняшнего состояния общества и черт образа будущего России.
Сегодня (основные черты) | Завтра (черты образа будущего России) | |
1. | Общие, мировоззренческие положения | |
1.1. | Цели развития общества | |
· исключительно экономические цели и набор экономических, количественных показателей роста; · рост ВВП за счет социо-природных ресурсов; · борьба за место в рейтингах экономик мира; · «европейничание» | · высшая цель социально-экономического развития – создание условий для улучшения качества жизни человека, развития его производственных, творческих и духовных начал; · улучшение качества и повышение уровня жизни человека с использованием прорывных инновационных технологий; · удовлетворение основных жизненных потребностей населения, при соблюдении принципа их разумной достаточности; · обеспечение политического и экономического суверенитета государства на основе самодостаточности и самообеспечения; · социально-экономическое развитие осуществляется не во вред интересам населения и будущих поколений; · господство общечеловеческих и общенациональных целей над частнособственническими интересами представителей олигархического капитала, подавляющего и угнетающего все общество · | |
1.2. | Ценностные ориентиры | |
· сформировавшийся базовый мировоззренческий принцип – богатство, власть, личный успех любой ценой (лозунг: «Разделяй и властвуй!»); · духовная суть вещей и явлений вымывается из сознания обывателя всеми средствами пропаганды и информации, системой образования; · предпочтения: индивидуализм, интересы и права человека, законность, превосходство одной нации, деньги, семейные отношения регламентируются законом; · начало возрождения исконно российских идеалов, духовности, достойного отношения к исторической памяти; · свобода, автономность индивидуума; · идейная деавтаркизация, возрастание степени открытости в отношении Запада; · региональная автономизация; · гедонизм; · ревизия прошлого, отрицание исторической преемственности; · девальвация ценностей государственного служения; · экспансия контркультуры. | · возвращение в научный оборот и повседневный обиход принципа гармонии и целостности духовного и материальному (лозунг: «Соединяй и твори»); · предпочтения: коллективизм (взаимопомощь), интересы общества, справедливость, взаимное уважение между этносами и представителями социально значимых религий, труд, укрепление семьи; · знать, любить свою веру, язык, народ, традиции, историю, культуру; · идеология стратегического планирования Роста: Духовное выше материального; Семья значимее индивидуума; Общественное важнее индивидуального; Вера значимее безверия; Обязанности приоритетнее прав; · развитие науки, подчинённой именно тем целям, с которыми соотнесены наши духовные, мировоззренческие и культурные чаяния; · пропаганда соработничества, партнерства; · обеспечение целесообразной самодостаточности государства; · обеспечение целостности государства; · пропаганда приоритета духовных ценностей и духовно-нравственного развития; · деятельный патриотизм; · развитие национальных культуры и искусства | |
1.3. | Духовная целостность общества | |
· культ денег, вера во всемогущую силу богатства; · разобщенность людей, социальных групп, деловых кругов; · расслоение общества по социальному статусу; · | · гармония развития личности и общества; · мир, общество, человек рассматриваются как целостная система; · общество — это не просто сумма элементов из людей или различных групп (сообществ). Здоровое общество — это целостный организм, объединенный общими целями, направленными на достижение общих интересов и задач; · укрепляется общественное согласие на основе общих ценностей - свободы и независимости Российского государства, гуманизма (признание ценности человеческой жизни), гармонии межэтнических и межрелигиозных отношений, культурное «единство в многообразии» русского народа и других народов РФ, уважение семейных традиций, патриотизма · | |
1.4. | Отношение к идеологии | |
· господство мировоззрения «нулевого роста»; · насильственное внедрение извне чуждых идеологических парадигм и неприемлемых векторов реформирования общественного сознания народов России; · отсутствие государственной идеологии; · процветание либеральной версии глобального капитализма, а ей противопоставляется режим частичной открытости, призванный лишь отложить прощание с суверенитетом; · отсутствие понимания единого божественного происхождения мира и цельности законов его развития | · целостное мировоззрение и идеология развития; · формирование Человечества как объединяющего начала, созданного творцом, и подчинённая в своих целях ему, однако господствующая в своих средствах над природой; · сохранение и развитие русского языка. написать русский язык – базовый, системообразующий язык, лежащий в основании Российской государственности и Православной культуры; · союзы людей-творцов (исследователи, конструкторы, организаторы будущего мира), осознающие себя частью единого Человечества; · осуществление мировоззренческих сборок субъектов развития с опорой на комплексные программные, методологические решения; · подчинение всей своей деятельности достижению целей, которые стоят перед Человеком (поставленные Творцом), и принуждение (во имя спасения Жизни на Земле) к этому же наших недругов; · стремление к осознанию Промысла Божьего и соответствующую ему Национальной идеи | |
1.5. | Экология | |
· нарушен экологический баланс среды обитания человека · | · восстановить естественный баланс окружающей человека среды; · выработать критерии, не приводящие к загрязнению окружающей среды и не нарушающих экологический баланс; · соотнести всю деятельность человеческого общества с базовым биологическим принципом – принципом устойчивой неравновестности; | |
1.6. | Национальная система | |
· гражданская нация; модель этнического котла американской гражданственности · | · полиэтнизм традиционных империй: русское государствообразующее и духовно образующее ядро (при зачислении в русские вне зависимости от крови), сочетаемое с многоцветием этнических и культурных идентичностей | |
1.7. | Экономика | |
· открытая экономика рыночного хозяйствования, основанная на принципах индивидуальной конкуренции экономических субъектов; · основана на понимании экономики как хрематистики, то есть формы хозяйствования, направленной на извлечение прибыли и накопление богатства · | · общинная модель хозяйствования, базирующаяся на коллективистских традициях организации труда в России; · экономике возвращаются моральные, этические основания, направленные на развитие экономики достаточности · частичная национализация незаконно приватизированного. Средства производства, так же как и земля – это всегда только общечеловеческое достояние в интересах всего общества для достижения общих целей; | |
1.8. | Культура | |
· культура шоу, служащая задачам самореализации человека | · высокая натуралистичная культура, возвышающая человеческие чувства, стимулирующая к труду и подвигу во имя и на благо народа, общества, государства и Человечества, культура опирающаяся на традиционные культурные генокоды, одновременно отвечающая современным запросам и предпочтениям молодого поколения. · культура должна быть чётко разделена с проявлениями творчества отдельных личностей, творчество которых не соотносится с культурно генетическими, историческими, психологическими и духовными артекодами народа. | |
1.9. | Образование | |
· деградация системы образования; · школа как учреждение образовательного сервиса; клиентские отношения учитель — ученик; специализированный принцип; · обучение стандартам: модель «коммерческого университета»; · отсутствие системы подготовки национальной элиты; · низкий уровень обновления участников властных структур (не работают социальные лифты) | · преимущественно воспитательное учреждение; репродуцировался тип церковной школы; учитель как воспитатель; общеобразовательный принцип; · преимущественно фундаментальное образование; репродуцирование типа христианского позднесредневского университета; · воспитание людей в духе братства, соработничества, взаимопомощи, уважения к труду, истории своей страны, традиций народа · формирование человека-творца; · процесс воспитания и педагогики ориентирован на привитие человеку качеств, исследователя, конструктора и организатора. Предметно ориентированное обучение; · создание педагогической среды, в которой ребёнок постоянно будет находиться в окружении педагогов-наставников; · создание условий для развития ребёнка, обусловленного потенциалом его эволюционного развития, заложенным. | |
1.10. | Наука | |
· наука как вариант бизнеса; особое значение менеджерских услуг в продвижении научного продукта | · наука служит интересам сохранения и развития жизни и подчинена цели существования и развития человека и человечества; · формирование методологического и инструментального заделов для «идеальных» и прорывных идей, проектов и технологий как открытых технологических систем; · развитие, рациональное размещение и эффективное использование научно-технического потенциала для воспроизводства ресурсной базы; · увеличение вклада науки и научно-технических разработок в развитие экономики страны, обеспечение реализации важнейших социальных задач · наука будет подчинена интересам человечества, соотносимых с категорией нравственности (поскольку высшим нравственным законом является закон развития жизни, и мы имеем инструментарий, позволяющий научно соизмерять те или иные научные и всякие иные нововведения с позиции соотве6тствия или не соответствия их этому высшему императиву); · научная мысль не должна иметь ограничений и пределов, накладываемых по идеологическим, политическим и экономическим соображениям, и должна быть поднята государством на флаг, как передовая область осознанного развития; · | |
1.11. | Здравоохранение | |
· частная страховая медицина | · никаких «услуг» в сфере здравоохранения. Только государственная забота о здоровье и сбережении народа; · переход на профилактическую медицину. Врачи получают деньги за количество здоровых, а не количество больных пациентов · | |
1.12. | Семья | |
· парная контрактная семья | · формирование новой идеологии и парадигмы, в которой РОД – несёт ответственность за своих членов. Народное Государство (НАРОД - как совокупность РОДОВ) стоит на страже РОДОВ и создаёт условия для их воссоединения. На базе создаваемых родовых отношений может быть полностью изменена системы государственного представительства (система выборов), при которой старшие (уполномоченные) родов, имеют право голоса в пропорции к количеству членов рода за ним стоящих. | |
1.13. | Церковь | |
· выстраивается снизу как религиозное объединение; церковь — один из видов общественной организации; значение индивидуального религиозного опыта | · выстраивается сверху (от Бога) вниз (к людям); иерократический иерархизм; значение обрядовой традиции | |
1.14. | Социальная защита | |
· система социального страхования; граждане посредством отчислений обеспечивают свое благополучие при утрате трудоспособности; · мнимый рост уровня и качества жизни на фоне деградации окружающей среды, спада продолжительности жизни населения и роста цен · | · система государственных льгот; государство берет на себя часть расходов и трат своих граждан, так как государство полностью социально ориентированный институт; · сохранение качества окружающей природной среды, рост продолжительности жизни всех слоев населения · гарантированное пенсионное обеспечение; | |
1.15. | Судебная система | |
· профессиональный суд, выносящий решение, исходя из состязательного поединка сторон, в трактовке законодательства | · суды представляют собой коллегии, по аналогии с Третейскими судами, где в качестве коллегии судей выступают выдающиеся и заслуженные деятели науки, искусства, ремесла; · судебная система, в том числе меры наказания и квалификации преступлений приведены в соответствие с объективными законами природы, в первую очередь Законом развития жизни, и мера наказания должна быть прямо пропорционально ущербу жизни, наносимому преступником.. | |
1.16. | Система общественного порядка | |
· полицейская модель преимущественного функционального подчинения органов общественного порядка | · двухуровневая — государство в лице МВД (высокопрофессиональные, хорошо и качественно подготовленные сотрудники - профессионалы) и народ в лице народных дружин — милицейская модель | |
1.1. | Спорт | |
· идеология спортсмена профессионала, способного выступать за любой клуб; акцент на демонстрацию индивидуальных качеств; регионально-муниципальный принцип организации клубов | · идеология командного духа; верность команде, стране; в командных видах спорта акцент на игру в пас; ведомственный принцип организации клубов; · развитие, за счет государства, детского и юношеского спорта | |
1.18. | Государственная власть | |
· чрезмерная концентрация всей власти в руках государства; · потеря управляемости госаппарата, безответственность и безнаказанность чиновников; · разобщенность министерств и ведомств, отсутствие межотраслевого взаимодействия | · государственный аппарат – как институт служения народу; · автосубъектная («самодержавная») идеократия; · передача многих функций государственного управления некоммерческим организациям (стратегическое планирование, контроль, общественный порядок); · государство как целостная система способно на возрождение только при сохранении духовных ее ориентиров и при одновременном формировании единого политического, экономического, территориального и правового поля; · реальное ограничение сроков нахождения во власти | |
1.19. | Внешнее окружение | |
· отсутствуем мировой порядок, соответствующий интересам и жизненным ценностями человечества; · глобализация: уничтожение наций и национальных государств, разрушение традиционной семьи, религиозный синкретизм (слияние религий); · навязывание ложных экономических концепций, методик, моделей, направленных на подрыв основ экономического развития России; · введение ограничительных финансовых, торговых и экономических мер против России; · борьба за право выжить в условиях нарастания разномасштабных угроз; · усиление могущества и власти ТНК и ТНБ, их негативного влияния на развитие мирового сообщества; · идеология внешнего политического патриотизма | · создать, участвовать в создании и работе коллегиального органа управления мировым сообществом; · развитие в гармонии с законами развития жизни; · самодостаточность и национальный суверенитет; · девестернизация всех сфер жизни: общественно-экономической, политической, религиозной и культурной; · жизнь с Богом, выстраивание межличностных отношений по заповедям в семье, роде, с друзьями, соработниками; · высокая устойчивость и сопротивляемость внешним вызовам и угрозам · снятие санкций и контрсанкций; · выход из ВТО ; · деглобализация . · | |
1.20. | Отношение к собственности | |
· господство частной собственности, рыночной системы и борьба за ограниченные в замкнутых системах ресурсы; · законодательно утвержденное право частной собственности на землю; · сегодня в проспект эмиссии национальной валюты не включены: природный капитал, произведённый капитал (особенно то, что сделано для армии, флота и науки), ни одно изобретение со времён М.В. Ломоносова не стоит на балансе государства, Академии наук или НИИ | · гармонизация различных форм собственности в интересах развития человечества; · предприятия общественной собственности, мотивированные общими целями; · частная собственность на землю с нравственной точки зрения то же, что и частная собственность на воду, воздух, солнечный свет и тепло. Безнравственно и опасно превращать землю и недра в спекулятивный актив; · учет всех видов активов при оценке национального благосостояния и при выпуске всех видов государственных ценных бумаг | |
1.21. | Отношение к труду | |
· наемный труд; · труд рассматривается как источник получения ценностей, как деятельность человека по производству материальных благ, и является работой | · представление о труде по Серафиму Саровскому – это деятельное «стяжание Духа Святаго», преобразование личности в целостность духовного совершенствования. Из этого вытекает, что труд является свободным, он не зависит ни от каких-либо социально-экономических условий, а только от изъявления воли человека идти к Богу; · труд рассматривается как добродетель, способствующая духовному воспроизводству «нового» человека через обретение православной веры, воссоединение человеческой личности с Творцом; · труд рассматривается как способ удовлетворения основных жизненных потребностей человека при соблюдении принципа их разумной достаточности | |
1.22. | Субъекты, реализующие цель развития | |
· наемные работники под прессингом финансовой власти; · государственные структуры, действующие вне ценностных ориентиров; · ориентация на государственный аппарат, государственные монополии, государственные программы; · отсутствие системы формирования субъектов принятия государственных стратегических, долгосрочных решений, учитывающих мнение жителей страны | · основной субъект развития – народ, как существующее, духовное единство; · ассоциированные частные собственники основных факторов и средств производства; · союзы людей-творцов (исследователи, конструкторы, организаторы будущего мира); · предприятия общественной и коллективной собственности, мотивированные общими целями; · собранные обществом системные субъекты стратегического развития; · государственные чиновники и служащие, ориентированные не на оказание услуг, а на служение народу; · целостная сборка субъектов стратегического развития страны | |
Общие, мировоззренческие положения вырабатываются и принимаются на основе решений общенародных механизмов принятия решений (на основе решений и предложений научного, инновационного и гражданского сообществ). Разработка общих, мировоззренческих основ программ развития инициируется субъектами мировоззренческой сборки (центры духовного мировоззрения, междисциплинарных исследований, институт проектирования будущего). После общенародного принятия, решения этого уровня - обязательны к использованию всеми субъектами и органами власти, управления (и на федеральном, и на региональном, и на уровне местных органов власти, в министерствах и ведомствах). | ||
2. | Мировоззренчески ориентированная социально-экономическая модель развития | |
2.1. | Политическая воля и управление | |
· государственный аппарат управления в современной России состоит из четырех структур: Президент (и его аппарат), Совет министров, Государственная Дума и Совет Федерации Федерального собрания, органы государственной власти субъектов Российской Федерации. Полномочия их (и ответственность) определены не четко и принятые решения часто не исполняются, либо исполняются не в полном объеме и неэффективно | · способность экономически оправданного и социально приемлемого функционирования политической и хозяйственной систем при минимальной зависимости от поведения других государств, в том числе в форс-мажорных обстоятельствах внутреннего и внешнего характера; · государственный протекционизм социально ориентированных стратегий развития, их проектов и программ; · увеличение полномочий Президента, усиление ответственности всех структур за выполнение своих функций; · замена значительной части кадрового состава правящей элиты во всех структурах и сокращение числа чиновников на всех уровнях, организация эффективных процедур ротации кадров; · ограничение «власти денег» во всех структурах и на всех уровнях; · запрет на законодательном уровне заполнения существующих вакансий на условиях землячества, кумовства, своячничества, покровительства | |
2.2. | Мотивационная политика государства | |
· дезинтеграция общества (раскол элит) в отсутствии общенациональной идеологической платформы | · «Стыдно демонстрировать свое богатство, когда страна в беде» (именно этот лозунг использовал в послевоенной Германии Людвиг Эрхард, Федеральный канцлер ФРГ в 1963-66 г.г.); · люди, достигшие успеха в реальной трудовой деятельности (включая интеллектуальную), достойны большего почета и уважения, чем люди, владеющие деньгами; · рассмотрение деятельности по формированию и реализации стратегий развития как системы деяний, объединяющей знания (рациональность), методы (процессуальность), смыслы (мировоззрение) в их внутренних, внешних и абсолютных взаимосвязях · | |
2.3. | Базовая экономическая модель | |
· в основе экономической модели лежит формула "Деньги-товар-деньги" и деньги являются товаром; · сформирована олигархически-капиталистическая экономика, целью которой является безграничный рост материальных благ – прибыль любой ценой (ценой хищнической и безответственной эксплуатации природы, нравственной деградации человека, его духовного опустошения, в конечном счете, потерей самого инстинкта самосохранения, который всегда остается главным стимулом к хозяйственному труду); · современные методы хозяйствования исчерпали ресурсы и разрушают планету; · монетаризм, кейнсианство; · проектный подход к механизмам развития; · отсутствие четкости в стратегических планах, которые во многом пока еще напоминают общие декларации; · слабая обоснованность блока целеполагания (в первую очередь отсутствие мировоззренческой базы планирования); · система планирования по существу до сих пор организована по отраслевому (а не программно-целевому) принципу · | · В замысел производительной экономики возвращается троица "товар-деньги-товар", где деньги играют роль стоимости товара, но не являются товаром; · должна формироваться духовно-нравственная экономика. Духовно-нравственная экономика – тип национально-ориентированной экономики, в которой человек в процессе хозяйственной деятельности ставит перед собой духовные задачи и руководствуется нравственными принципами и морально-этическими нормами, которые под влиянием православной духовности исторически сформировались в России; · создать экономические модели, воссоздающие среду обитания человека на Планете; · преимущественно немонетарные методы хозяйствования; · рассмотрение общества как целостной социально-экономической системы во всем многообразии взаимосвязей и взаимозависимостей; · построение человекоразмерной, социально ориентированной саморазвивающейся системы; · модель энергетического измерения процесса труда, обеспечение роста производительности; · формирование новой общественно-экономической формации; · гуманистическая социально-экономическая парадигма; · солидарно-обменная экономика; · модель жизненно ориентированного потребления будет иметь целевую установку не на прибыль, а реализацию следующих этапов: первый этап: В России (на Планете) есть бедные, но нет голодных; второй этап: В России (на Планете) есть бедные, но нет голодных и бездомных; третий этап: В России (на Планете) нет бедных | |
2.4. | Структура экономики | |
· концентрация промышленности, жилищного строительства, энергетических мощностей; · чрезмерная урбанизация и опустошение региональных территорий; · сосредоточение собственности и капитала в руках немногих (1% собственников имеют в распоряжении до 90% активов и финансовых ресурсов); · высокая степень зависимости от импорта средств производства, технологий и продукции, поставок продовольствия | · формирование экономики солидарности, распределенной экономики; · ориентир на распределенный (децентрализованный) характер экономики, строительства, размещения трудовых и производственных ресурсов, энергетики; · согласование денежных и производственных мощностных мер в экономике; · широкая внутрипроизводственная кооперация; · более равномерное распределение собственности, активов и ресурсов между членами общества; · импортозамещение, но не как политика, а как система обеспечения самодостаточности | |
2.5. | Способ достижения цели | |
· ручное управление осуществляется президентом непосредственно; · эксплуатация природных ресурсов | · формирование целей, задач, жизненных ценностей социально-экономических систем более высокого уровня на основе целей и задач систем более низкого иерархического уровня (от человека, предприятия, муниципального образования, региона и государства); · разумная достаточность в обеспечении устойчивого и гармоничного характера стратегий; · необходимость обеспечения безопасности и развития в условиях космических угроз; · рост производительности труда, качества и эффективности управления; · замена капиталитарного строя солидарным, коллективным способом производства; · приоритет общественных и коллективных форм собственности; · соработничество, сотоварищество, содружество, содействие, сокоммуникации, братство | |
· | · | |
2.6. | Средства достижения цели | |
· природные ресурсы и их беспощадная эксплуатация с целями извлечения прибыли; · финансовые ресурсы, контролируемые внешними силами; · разобщенные человеческие ресурсы; · отсутствие технологий воспроизводства природных ресурсов · | · развитие за счет увеличения качества управления, эффективности и бережного использования природных ресурсов; · единство средств и целей стратегий развития, гармония и единство идеологии, духовного опыта, методологии (идеологического уровня), социально экономических и социально ориентированных проектов и программ (проектного уровня), институтов и механизмов, инструментария и методов хозяйствования (инструментального уровня); · формирование целей, задач, жизненных ценностей социально-экономических систем более высокого уровня на основе целей и задач систем более низкого иерархического уровня (от человека, предприятия, муниципального образования, региона и государства); · природные ресурсы в двух ипостасях: материально-вещественные природные ресурсы и знания, как природный ресурс; · человек как основной капитал; | |
2.7. | Инструменты разработки моделей, механизмов обеспечения роста и развития | |
· отсутствие социального заказчика на целостные решения в области стратегического планирования; · ориентация на либерально ориентированные, разобщенные группы разработчиков; · закрытые разработки министерств и ведомств (ведомственные приоритеты); · слабая поддержка программных мер действенными механизмами, инструментами их осуществления · | · сборка субъектов стратегического развития; · формирование социального заказчика на сборку субъектов развития; · проведение межотраслевых и междисциплинарных исследований; · формирование методологического задела для «идеальных» и прорывных идей, проектов и технологий как открытых технологических систем; · опора на широкое обсуждение в экспертных сообществах и институтах гражданского общества; · общенародное обсуждение долгосрочных целей, перспектив и жизненных ценностей, на которых строятся модели развития; · обеспечение самодостаточности государства | |
2.8. | Горизонты планирования | |
· планирование на краткосрочную перспективу (максимум для живущих) | · планирование на долгосрочную перспективу (с учетом потребностей и интересов всех ныне живущих, при расширении возможностей будущих поколений). | |
2.9. | Основы принятия стратегических решений | |
· управление развитием осуществляет регулярная и денежная власть (правительство); · решения принимаются действующими органами власти, без целостного, независимого учета мнения гражданского общества и научного сообщества | · управление развитием осуществляет концептуальная власть (общество) посредством делегирования населением достойных своих представителей ; · принятие решений на основе законов развития жизни, при рассмотрении общества как целостного явления; · критерии жизненных ценностей при принятии решений стратегического развития формируются на основе исторического опыта развития русской цивилизации и актуальных задач социального развития; · комплексность: во-первых, учет всей совокупности технологических, экономических, социальных, инфраструктурных, экологических факторов; во-вторых, интересов всех участников формирования и реализации стратегий; в-третьих, увязки проектов и программ стратегий по ресурсам, исполнителям, срокам | |
2.10. | Субъекты, принимающие методологические решения | |
· государственные структуры, действующие вне ценностных ориентиров; · ориентация на государственный аппарат, государственные монополии, государственные программы; · отсутствие системы консолидации компетенций субъектов выработки методологических решений | · союзы людей-творцов (исследователи, конструкторы, организаторы будущего мира); · консорциумы, сообщества, сообщества профессиональных предприятий и организаций, объединенных и мотивированных общими целями; · собранные обществом системные, целостные субъекты стратегического развития; · государственные чиновники и служащие, ориентированные на служение народу; | |
Стратегическое планирование развития экономики осуществляется на основе решений Правительства Российской Федерации (министерств и ведомств, субъектов Российской Федерации и местных органов власти) во взаимодействии с институтами гражданского общества (на основе предложений и решений отраслевых министерств и ведомств, научного и гражданского сообществ). Инициируются же методологические решения (ориентированные на жизненные ценности общества) субъектами методологической сборки - специализированными институтами, их комплексами, имеющими соответствующие профессиональные компетенции. Методологические и методические, программные разработки осуществляются исключительно на основе ценностных и целевых установок мировоззренческой сборки! Обязательны к использованию всем субъектам и органам управления, принимающим решения по программам и проектам развития. Примером методологической сборки может служить сообщество, сформированное инициаторами настоящего документа, объединившие свои компетенции, синергетическое единство которых не имеет аналогов в практике стратегического планирования и проектирования развития будущего. | ||
3. | Целостный комплекс механизмов, инструментария и проектов развития | |
3.1. | Основы принятия проектных решений | |
· нарушен равновесие между технологическими прогрессом и биофизическими способностями человека; · рыночные основы принятия проектных решений, то есть принятия решений в интересах ТНК; · решения принимаются без интеграции в комплексы программ и стратегий развития регионов и отраслей, а значит в нарушение сложившихся ресурсных балансов · технологические решения принимаются без учета ценностных ориентиров и нравственных основ, значит вне целостности развития экономики, в нарушение экологического баланса, во вред человеку | · восстановление естественных, природных возможностей человека; · все решения принимаются во имя человека и будущего развития общества; · принятие решений на основе законов развития жизни, при рассмотрении общества, любого территориального образования как целостного явления; · критерии жизненных ценностей при принятии проектных решений формируются на основе нравственных критериев и мировоззренческих позиций; · ориентация на комплексную продукцию, интегрирующую межотраслевые решения, на увязку проектов и программ по ресурсам, исполнителям, срокам | |
3.2. | Инструменты проектной сборки | |
· отсутствие социального заказчика на целостные решения в области продукции первой необходимости; · ориентация на разобщенные группы разработчиков; · закрытые разработки министерств и ведомств (ведомственные приоритеты); · слабая поддержка программных мер действенными механизмами, инструментами их осуществления; · отсутствие проектных офисов для координации комплексных проектных решений и их интеграции в системы программ социально-экономического развития; · ориентация на отечественные решения · | · формирование социального заказчика на сборку субъектов развития; · проведение межотраслевых и междисциплинарных исследований, ориентация на комплексную продукцию и услуги; · формирование инструментального задела для «идеальных» и прорывных идей, проектов и технологий как открытых технологических систем; · опора на широкое обсуждение комплексных решений в экспертных сообществах и институтах гражданского общества; · обеспечение независимости проектных решений от иностранных поставщиков технологических решений и продукции | |
3.3. | Инновационный базис и научно-технический прогресс | |
· господство закрытых технологических циклов · | · объединение наук гуманитарных, естественных и точных, то есть создание единой науки, с целью посмотреть на мир в его целостности, как на нечто единое; · обеспечение прогрессивных структурных, но гармоничных преобразований в области материального производства и духовно-нравственного развития; · укрепление обороноспособности государства и безопасности личности, общества и государства; · интеграция науки и образования. | |
3.4. | Финансовое обеспечение развития | |
· чрезвычайная финансовая зависимость от мировой финансовой системы; · два суверенных бюджета лежат «под столом», в силу монетаристского обезденеживания оборота; · скопление крупных средств у небольшого числа частных лиц, не желающих вкладывать их в экономику страны. Объем этих средств сопоставим с бюджетом (его расходной частью), то есть реальная власть в финансах (и не только) – у крупных финансистов; · постоянный отток капиталов | · отказ от ростовщичества и ориентация на немонетарные системы хозяйствования, фонды развития народных предприятий и кооперативных организаций; · формирование залогово-гарантийного механизма финансирования прорывных проектов и технологий; · подчиненность центрального банка правительству Российской Федерации; · ограничение использования иностранной валюты на территории России; · распределение бюджетных средств должно проводиться через государственные коммерческие банки; · условия кредитования и кредитные ставки должны определяться государством в зависимости от актуальности целевого кредитования; · восстановление правила обязательной продажи валютной выручки на внутреннем рынке для частных кредитных учреждений, должна быть установлена верхняя планка процентных ставок; · решение об эмиссии (ремиссии) национальной валюты должен принимать Президент; · опора на немонетарные методы хозяйствования | |
3.5. | Культура проектной сборки | |
· ориентация на иностранные технологии, виды продукции и услуг; · ориентация на прибыль при проектировании и изготовлении продукции в ущерб её качественным параметрам; · низкие нравственные ориентиры при выборе видов материалов, технологий, источников энергии и ресурсов | · ориентация на продукцию и услуги, исходя из исторически сложившейся жизненной потребности населения страны; · принятие технологических решений осуществляется, исходя из ненарушения экологического баланса и не нанесения вреда человеку · | |
3.6. | Организационные решения | |
· развитие частнособственнических интересов; · рыночные механизмы объединения производителей продукции и решений; · ориентация на глобализационные решения формирования территориальных и отраслевых комплексов | · ориентация на коллективные формы собственности, на кооперацию и сотрудничество; · целостные, партнёрские сборки субъектов, интегрирующих решения; · ориентация на элементы распределенной экономики | |
3.7. | Коммуникационно-информационные | |
· господство информационных систем, распыляющих время и способности; · сиюминутная пропаганда, опирающаяся на власть денег и либерализм; · утрата контроля над СМИ и Интернетом, с возможностью кибер-атак зарубежных государств | · выполнение функций: помочь; 2) научить; 3) рассказать; 4) объяснить; 5) просветить; 6) разъяснить; 7) показать; 8) вразумить; 9) направить в нужном направлении, 10) окружить заботой, вниманием и любовью в мире любви и правде Божьей. · | |
3.8. | Проектная консолидация | |
· разобщенность, несистемность проектной деятельности; · использование исключительно финансовых критериев при выборе проектов и их технологических решений; · обособленность проектной деятельности от программ реализации социально-экономического развития территорий | · адресность проектов и программ стратегий развития с установлением ответственности, сроков и источников финансирования; · отбор технических, инфраструктурных, финансовых, экологических, управленческих и кадровых решений осуществляется на основе соответствия идеалам и жизненным ценностям, и только потом на основе экономических и социальных критериев; · использование решений, механизмов и инструментария программ развития исключительно для реализации социально ориентированных и общественно-полезных проектов и программ; · ориентация на создание, формирование и реализацию проектов (программ) по производству товаров и услуг, по удовлетворению духовных и материальных потребностей человека; · государственный протекционизм социально ориентированных стратегий развития, их проектов и программ; · синхронизация инновационных, технологических, социальных, кооперационных, коммуникационных, инвестиционных решений для подготовки и реализации социально ориентированных проектов и программ. | |
3.9. | Субъекты, принимающие методологические решения | |
· разобщенные частные и государственные предприятия, представляющие на рынках исключительно свою продукции и, в большинстве, не готовые к интеграционным процессам формирования комплексной продукции; · ориентация на конкурсную, тендерную основу поставки продукции и услуг в государственный сектор; · отсутствие системы консолидации компетенций субъектов выработки проектных решений | · союзы людей-творцов (исследователи, конструкторы, организаторы будущего мира); · консорциумы, сообщества, сообщества профессиональных предприятий и организаций, объединенных и мотивированных общими целями; · собранные обществом системные, целостные субъекты проектных решений; · государственные чиновники и служащие, ориентированные на служение народу; | |
Проектная работа осуществляется на основе сформированных программ, стратегий развития и реализуется исключительно в рамках соответствующих территориальных (отраслевых) программ. Для обеспечения жизненной цельности проектной деятельности формируются, собираются механизмы, инструменты, обеспечивающие реализацию проектов. Состав этих инструментов должен быть достаточным и необходимым для комплексного, системного обеспечения проектной деятельности. Проектные решения инициируются, разрабатываются субъектами проектной сборки – проектными офисам и центрами соответствующих субъектов Российской Федерации, институтов развития. Проектные офисы обеспечивают подбор оптимальных решений для формирования комплексных, социально ориентированных проектов в содружестве с научными и экспертными организациями при участии институтов гражданского общества. Механизмы формируются на федеральном и региональном уровнях, исходя из масштабов и задач реализуемых проектов. Помимо проектных офисов в регионах, отраслях формируются механизмы и институты обеспечения реализации проектных решений (финансы, инвестиции, подготовка кадров, административная поддержка). Примером могут служить формируемые инициаторами документа отраслевые парки, как интеграция технологических решений, образовательных услуг, инвестиционных механизмов, организационного инструментария. |