Раздел 9. Безопасность в чрезвычайных ситуациях
Обеспечение безопасности жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях. Общие сведения о ЧС на железнодорожном транспорте.
Единая государственная система предупреждения и действий в ЧС.
Классификация чрезвычайных ситуаций техногенного происхождения и стихийных бедствий. Основные понятия.
Пути повышения устойчивости функционирования производственных объектов с учетом вероятности возникновения чрезвычайных ситуаций.
Безопасность является одним из природных факторов существования живых систем, потому что без защиты от внешних и внутренних опасностей не выживет ни один живой организм. Следовательно, рассматривая проблему безопасности организмов, можно отнести ее к проблеме экологии. Человек также является живым организмом, но его безопасность имеет специфические особенности.
Как разумное существо, он создает собственную среду обитания, не похожую на природную, а значит имеющую опасности, каких в природной среде нет. На заре человечества людям угрожала опасности природных явлений, другие животные организмы, но в последствии творцом опасностей стал сам человек, который искал способы защиты от этих опасностей. В то же время непрерывно изменялись и природные условия, менялся климат, появлялись новые представители биологического мира. Поэтому процесс эволюции человека стал процессом обеспечения собственной безопасности в складывающихся условиях. Человек, создавая собственную среду обитания, не успевая приспосабливаться к новым условиям, обеспечивать свою защиту. Так происходит и в настоящее время, когда человек больше всего страдает от им же созданных опасностей. Например, огромное количество людей получают инвалидность, становятся больными, погибают в дорожно-транспортных происшествиях, на производстве. Происхождение опасностей может быть различным — природные, техногенные, антропогенные, биологические, экологические, социальные. Не удивительно, что проблема защиты человека от факторов им же созданной среды, техносферы и биосферы выделилась в отдельное научное направление, названное безопасностью жизнедеятельности.
Безопасность жизнедеятельности как научная дисциплина крайне необходима современному человеку. Порой он и сам не подозревает, как опасна его деятельность. Опасность причиняет вред здоровью человека, общества в целом и, рассматривать эту проблему более глобально, всему государству. Следовательно государство, как важнейший институт власти, должно быть заинтересованно в обеспечении безопасности деятельности каждого своего гражданина и человека вообще.
Важнейшей составной частью «Безопасности жизнедеятельности» является блок «Безопасность в чрезвычайных ситуациях». Конечно, обеспечить полную безопасность практически невозможно, всегда существует какой-то риск, с которым нужно просто смириться, но который, по возможности, нужно минимизировать. Для чего необходимы знания как это сделать. Нет ни одного живого существа, которому не угрожала бы опасность. Огромное количество людей о них не знает, но природа опасностей такова, что они случайны, скрыты. Постоянны и всеобщи. Человеку проще не задумываться об этом. Для выработки безопасного мышления и поведения была создана дисциплина «Безопасность в ЧС» — область научных знаний, изучающая общие опасности, угрожающие каждому человеку и разрабатывающая разные способы защиты от них в условиях ЧС.
В интересах каждой личности, общества и государства эта дисциплина должна изучаться в образовательных учреждениях не зависимо от их специализации, она помогает стать всесторонне развитой личностью и обеспечивает общую грамотность в сфере безопасности. «Безопасность в ЧС» помогает человеку распознать опасности, осуществлять их профилактику и указывает на действия в ЧС.
Функциональная подсистема предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на железнодорожном транспорте единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (ЖТСЧС)
Организация предупреждения и ликвидации ЧС на железнодорожном транспорте производится в соответствии с Приказом Минтранса РФ от 23 января 2009 г. № 12 «Об утверждении Положения о функциональной подсистеме предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на железнодорожном транспорте единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций».
Общие положения
Положение разработано во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. № 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, № 2, ст. 121; 2005, № 23, ст. 2269; 2006, № 41, ст. 4256; 2008, № 47, ст. 5481) и определяет организацию, состав сил и средств и порядок деятельности функциональной подсистемы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на железнодорожном транспорте единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - функциональная подсистема).
Функциональная подсистема объединяет органы управления, силы и средства Министерства транспорта Российской Федерации, находящихся в его ведении Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор), Федерального агентства железнодорожного транспорта (Росжелдор), а также владельцев инфраструктур железнодорожного транспорта общего пользования, владельцев железнодорожных путей не общего пользования, других физических и юридических лиц, осуществляющих деятельность на железнодорожном транспорте, в полномочия которых входит решение вопросов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (далее - организации железнодорожного транспорта).
Функциональная подсистема осуществляет свою деятельность в целях выполнения задач, предусмотренных Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, № 35, ст. 3648; 2002, № 44, ст. 4294; 2004, № 35, ст. 3607; 2006, № 50, ст. 5284, № 52 (1 ч.), ст. 5498; 2007, № 45, ст. 5418; 2009, № 1, ст. 17).
Функциональная подсистема действует на федеральном, региональном и объектовом уровнях.
На каждом уровне функциональной подсистемы создаются координационные органы, постоянно действующие органы управления, органы повседневного управления, силы и средства, резервы финансовых и материальных ресурсов, системы связи, оповещения и информационного обеспечения.
Координационными органами функциональной подсистемы являются:
на федеральном уровне:
- комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности на железнодорожном транспорте Федерального агентства железнодорожного транспорта, находящегося в ведении Министерства транспорта Российской Федерации;
региональном уровне:
- комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности организаций железнодорожного транспорта;
на объектовом уровне:
- комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности организаций железнодорожного транспорта.
Образование, реорганизация и упразднение комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, определение их компетенции, утверждение руководителей и персонального состава осуществляются соответствующими руководителями Росжелдора, организаций железнодорожного транспорта.
Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Росжелдора, организаций железнодорожного транспорта возглавляются соответствующими руководителями или их заместителями.