Структура самостоятельной работы в 3 семестре и требования предъявляемые при промежуточном и итоговом контроле

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«УДМУРТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Институт экономики и управления

Кафедра Высшей математики и информатики

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

по организации самостоятельной работы студентов

по дисциплине «Информатика»

Семестр

для студентов дневного отделения всех специальностей

института Экономики и управления УдГУ

Ижевск. 2007

Методические рекомендации обсуждены на заседании кафедры высшей математики и информатики ИЭиУ

Зав. кафедрой ВМиИ Сметанин Ю.М.

Утверждены учебно-методической комиссией ИЭиУ

Председатель УМК ИЭиУ А.С. Баскин

Сметанин Ю.М.,Котегов Д.Ю. Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов по дисциплине «Информатика»для студентов дневного отделения всех специальностей института Экономики и управления УдГУ

Ижевск: - ИЭиУ УдГУ, 2007. с.

© Сметанин Ю.М., Котегов Д.Ю. 2007 ©ИЭиУ УдГУ, 2007

ВВЕДЕНИЕ В предлагаемом пособии содержатся варианты контрольных (лабораторных) работ по курсу «ИНФОРМАТИКА», для экономических специальностей УдГУ. Методические указания к их выполнению и пример оформления в виде отчета. Методические указания к различным разделам курса расположены по семестрам.

В конце каждой контрольной работы дается ориентировочный перечень вопросов для самоподготовки.

Методические рекомендации предназначены для студентов очной и заочной формы обучения, профессионально начинающих изучение программирования, и могут быть использованы студентами при подготовке к лабораторным работам.

ОБЩИЕ УКАЗАНИЯ

1.1. В соответствии с учебными планами выполнение по курсу информатики в каждом семестре предусмотрено выполнение одной контрольной работы. Кроме того, на лабораторных и практических занятиях студентам выдаются индивидуальные задания по программированию на языке PASCAL, проектированию базы данных, заданий к лабораторным работам по Microsoft Office. Выполнение индивидуальных заданий работы осуществляется параллельно с проведением лекционных, практических и лабораторных занятий по дисциплине информатика.

1.2.Целью самостоятельной работыявляется:

Закрепление новых знаний, отработка практических умений и навыков включая:

• расширение и углубление объема знаний по дисциплине за счет самостоятельного изучения дополнительной информации;

• умение оформлять, представлять и защищать результаты выполненного индивидуального задания;

• приобретение навыков работы с учебной литературой, пособиями, методическими рекомендациями.

Самостоятельная работа студента является основной формой работы по формированию знаний, умений применять полученные знания и навыков и уверенного применения их на практике. Информационный материал лекции расширяется и пополняется студентом из других литературных источников, указанных в программе и найденных самостоятельно. В ходе этой работы производится структурирование полученных данных и превращение их в знание. Необходимым признаком проделанной работы является рубрикация конспекта выделение категорий и понятий, ввод в текст лекции структурирующих информацию пометок. В результате этой работы конспект, то есть внешняя память студента, превращается из нехоженой тропинки в высокоскоростную магистраль с разметкой и дорожными знаками, гарантирующую благополучное путешествие по стране знаний.

Контроль данного вида работы производится просмотром конспектов лекций студента преподавателем и является необходимой составляющей промежуточной аттестации и зачета.

Вторым этапом освоения знаний является освоение и правильное использование основных понятий и терминов курса. Контроль усвоения осуществляется при представлении и защите индивидуальных заданий.

Контроль преподавателя за самостоятельной работой студента осуществляется в процессе консультаций на лабораторных и практических занятиях, а также на дополнительных консультациях, коллоквиумах, тренировочном и итоговом тестировании, приеме индивидуальных заданий и проведении контрольных работ. Результаты контроля посещаемости и успеваемости (успешность выполнения учебного графика) отражается в ходе аттестаций. Студент полностью, не выполнивший требования к графику учебного процесс и имеющий хотя бы одну не аттестацию не допускается кафедрой на экзамен либо к зачету.

Умение применять знания и навыки их применения самостоятельно развиваются студентом во второй половине дня в работе с компьютером. Задание по самостоятельной работе выдается преподавателем в форме задания на дом. Основным методическим документом в этой работе для студента является материалы лабораторного практикума по информатике, в котором указана тематика самостоятельной работы и методические материалы, выложенные в виде файлов с соответствующими названиями на компьютеры в учебных классах и тренировочными тестами. Организация самостоятельной работы студента поддерживается сетевыми информационными технологиями. Контроль успешности самостоятельной работы выполняется преподавателем, проводящим лабораторные и практические занятия с группой, и является составной частью оценивания работы студента при проведении промежуточной аттестации и зачета.

Умение применять знания и навыки их применения самостоятельно развиваются студентом во второй половине дня в работе с компьютером. Задание по самостоятельной работе выдается преподавателем в форме задания на дом. Основным методическим документом в этой работе для студента является лабораторный практикум по информатике, в котором указана тематика самостоятельной работы и методические материалы. Организация самостоятельной работы студента поддерживается сетевыми информационными технологиями. Контроль выполняется преподавателем, проводящим лабораторные занятия с группой, и является составной частью оценивания работы студента при проведении промежуточной аттестации и зачета.

Структура самостоятельной работы в 3 семестре и требования предъявляемые при промежуточном и итоговом контроле

Формы контроля – контрольная работа, прием индивидуальных заданий.

Студенты выполняют лабораторные работы по базам данных в СУБД ACCESS. Примеры заданий и методика работы указана в методических пособиях, которые имеются в печатном и электронном виде на кафедре ВМиИ ИЭиУ. Их можно получить у методиста или скачать с сервера кафедры. Критерием успешного освоения проектирования и использования БД является выполнение соответствующих лабораторных работ под руководством преподавателя и защита их. При этом студент должен уверенно владеть терминологией реляционных баз банных. Уметь формулировать простые запросы в языке SQL и умением формировать отчеты по ним в СУБД ACCESS. Контрольная работа на тему проектирование БД и запросы к БД выполняется, в течение семестра.

СОДЕРЖАНИЕ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ

Цель работ: приобретение навыков анализа предметной области, составление инфологических и даталогических моделей, формирование запросов к реляциной базе данных.

Анализ текстового описания предметной области и выделение основных абстракций в предметной области и определение их свойств. Построение инфологической модели.

Построение реляционной, иерархической и сетевой моделей. Задания:

1. Проаналиизировать данные, описанные в предметной области и по индивидуальному заданию.

2. Выделить основные абстракции.

3. Для каждой абстракции определить, свойства, ее характеризующие.

4. Выяснить, как абстракции связаны друг с другом.

5. Рассмотреть различные варианты построения инфологической модели. Выбрать наилучший. Выбор обосновать.

6. Провести моделирование в рамках реляционной модели.

7. Построить разработанную базу данных в MS Access при этом учесть: .

■ Наложение условий целостности.

■ Определение ключей. Внешний ключ.

■ Определение полей. Ограничения, налагаемые на поля.

8. Определить схему базы данных, связи между таблицами и наложить, условия целостности на таблицы, связанные отношением «один – ко -многим». Показать на примерах, что меняется при включении/выключении каждого из флажков «Обеспечение целостности данных» и «Каскадное обновление
снизанных записей» и «Каскадное удаление связанных записей».

9. Осуществитьвыборку данных из таблиц. Добавление, удаление, редактирование информации. Приобрести практические навыки использования языка SQL.

ПРИМЕР ИНДИВИДУАЛЬНОГО ЗАДАНИЯ

Ломбард

Описание предметной области

Вы работаете в ломбарде. Вашей задачей является отслеживание финансовой стороны работы ломбарда.

Деятельность Вашей компании opганизована следующим образом: к Вам обращаются различные лица с целью получения денежные средств под залог определенных товаров. У каждого из, приходящих к Вам клиентов Вы запрашиваете фамилию, имя, отчество и другие паспортные данные. После оценивания стоимости принесенного в качестве залога товара Вы определяете сумму, которую готовы выдать на руки клиенту, а также свои комиссионные. Кроме того, определяете срок возврата денег. Если клиент согласен, то Ваши договоренности фиксируются в виде документа, деньги выдаются клиенту, а товар остается у Вас. В случае если в указанный срок, не происходит возврата денег, товар переходит в Вашу собственность. В результате инфологического и даталогического моделирования составлены следующие таблицы.

Таблицы

Клиенты(Код клиента. Фамилия, Имя, Отчество, Номер паспорта. Серия паспорта. Дата выдачи паспорта).

Категории_товаров(Код категории товаров. Название. Примечание).

Сдача_в_ломбард(Код, Код категории товаров. Код_клиента, Описание_товара, Дата_сдачи, Дата_возврата, Сумма, Комиссионные).

Восстановите по этим таблицам инфологическую модель. Изобразите ее графически. Обратите внимание на то, что одна из таблиц здесь является связью, а две другие сущностями. Избавьтесь в инфологической модели от ненужных свойств, которые представлены атрибутами таблиц.

Развитие постановки задачи.

После перехода прав собственности на товар, ломбард может продавать товары по цене, меньшей или большей, чем была заявлена при сдаче. Цена может меняться несколько раз, в зависимости от ситуации на рынке. (Например, владелец ломбарда может устроить распродажу зимних вещей в конце зимы). Помимо текущей цены, нужно хранить все возможные значении цены для данного товара.

Внести в структуру таблиц изменения, учитывающие эти факты, и изменить существующие запросы. Добавить новые запросы.

Указания к подготовке: проработать примеры, разобранные в методических рекомендациях, используя теоретические знания из лекционного курса.

Наши рекомендации