Региональное управление и местное самоуправление

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФГБОУ ВПО «Уральский государственный экономический университет»

УТВЕРЖДАЮ

Зав. кафедрой региональной

и муниципальной экономики

___________ Е.Г. Анимица

Методические рекомендации и задания

По выполнению контрольной работы

(заочная форма обучения; ЦДО)

Регионоведение

Наименование направления подготовки

Государственное и муниципальное управление

Наименование профиля

Региональное управление и местное самоуправление

Автор: Р.К. Сабитов

Екатеринбург

В ходе изучения дисциплины студент выполняет практическую внеаудиторную работу, направленную на укрепление теоретических основ курса и применение знаний для практического использования в региональных исследованиях.

Работа выполняется студентом на одну из указанных тем:

1. Оценка социально-экономического потенциала развития региона;

2. Анализ важнейших проблем регионального развития (1-3 проблемы в регионе по выбору студента);

3. Оценка перспектив развития региона.

Примерный алгоритм действий студента показан ниже.

Регион исследования студент выбирает из перечня, представленного ниже (Приложение 1).

Самостоятельная работа выполняется как небольшое аналитическое исследование. Его исходной базой являются данные о социально-экономическом и демографическом развитии региона (субъекта РФ), получаемых в справочной, научной литературе (библиотеки, сеть Internet).

Информационные источники работы – данные Федеральной службы государственной статистики, ее региональные отделения, книги, монографии, аналитические записки, характеризующие состояние социально-экономических процессов в конкретном регионе, данные федеральных и региональных сайтов сети «Internet» и др. К числу обязательных относятся:

1. Российский статистический ежегодник (издание Росстата);

2. Регионы России. Т. 1 (общий обзор) и т. 2. (социально-экономическая характеристика регионов РФ), издание Росстата;

3. Тематические ежегодники: «Промышленность РФ», «Транспорт и связь РФ», «Инвестиции в РФ» и др. (издания Росстата);

4. Данные официального сайта Федеральной службы государственной статистики: http://www.gks.ru;

5. Материалы рейтингового агентства «Эксперт» (сайт: http://www.raexpert.ru);

6. Журналы и еженедельники социально-экономической тематики («Эксперт», «Коммерсантъ» и др.);

7. Материалы официальных региональных серверов. Например: Официальный сервер Свердловской области: http://www.midural.ru.

См. также список источников в программе курса.

Кроме того, студент самостоятельно подбирает необходимую статистику и обзорно-аналитическую информацию из других источников, используя возможности библиотечного фонда УрГЭУ, г. Екатеринбурга, Свердловской области, электронной сети (список литературы дан ниже).

Вся статистическая информация должна быть представлена в динамике за 10 лет. Последние данные должны быть за предыдущий год. Например, если студент выполняет работу в 2016 г., то статистика должна быть прослежена за период с 2004 по 2014 гг.

Работа состоит из пяти частей (структура примерная и может быть изменена студентом в соответствии с темой и логикой изложения материала).

Первая часть – краткая социально-экономическая характеристика субъекта РФ.

В данной части работы дается краткая характеристика субъекта: его «паспортные» данные (площадь, население, время возникновения, местоположение в системе экономических, демографических районов, федеральных округов РФ), важнейшие макроэкономические параметры социально-экономического развития (размер валового регионального продукта, в том числе на душу населения, размер среднедушевых доходов и др.), отраслевая специализация региона и связанная с ней структура занятости населения, уровень социальной дифференциации населения, уровень образования, соотношение городского и сельского населения, наличие больших городов (с населением более 100 тыс. чел.) и др. (1-2 страницы).

Во второй части дается краткий обзор факторов и условий социально-экономического развития региона (природных, социально-демографических, культурно-исторических, политико-правовых и др.), объясняется его производственная специализация в национальном (глобальном) масштабах (2-3 страницы).

В третьей части анализируется проблемы и противоречия развития, проводится социально-экономическая диагностика (включая оценку потенциала, 3-4 страницы).

В четвертой части работы студент выполняет анализ имеющихся концепций, программ, социально-экономических прогнозов по исследуемому региону (2-3 страницы).

В пятой части работы студент формулирует важнейшие выводыпо выполненной работе (до 2-х страниц).

Общий объем работы – 12-15 страниц электронного набора (шрифт: Times new roman cyr,’14, 1,5 интервала).

Работа оформляется в полном соответствии с правилами оформления письменных работ (титульный лист, содержание, основная часть работы, список использованных источников), принятых в УрГЭУ и представляется преподавателю в электронном и бумажном (при необходимости) виде, также студент готовит краткий (до 5 минут) вариант устного сообщения (с презентацией) о результатах исследования.

Работа отправляется на проверку (либо в бумажном, либо в электронном варианте) до начала сессии, в рамках которой изучается Регионоведение.

Тема работы согласуется с преподавателем. При желании студент может предложить и выполнить (при методической поддержке и согласовании с преподавателем) работу по собственной теме.

Приложение 1 – Порядок выбора региона для выполнения контрольной работы

Начальные буквы фамилии студента Предлагаемые регионы (области, края, республики)
А-В Архангельская, Курганская, Пермский
Г-Е (Ё) Брянская, Липецкая, Приморский
Ж-И Волгоградская, Московская (без Москвы), Башкортостан
К-М Крым, Дагестан, Калининградская
Н-П Вологодская, Новосибирская, Татарстан
Р-Т Ивановская, Свердловская, Краснодарский
У-Х Костромская, Челябинская, Красноярский
Ц-Я Кировская, Ханты-Мансийский АО, Самарская

Примечание: работа пишется по одному из указанных в перечне регионов.

Наши рекомендации