Органы, регулирующие внутреннюю торговлю
Основным органом, регулирующим деятельность всех отраслей экономики России, является законодательный орган РФ – Федеральное Собрание, состоящее из двух палат: верхней – Совета Федерации и нижней - Государственной Думы. ГД совместно с правительством и другими государственными органами (например, ТПП) обсуждает в своих чтениях и принимает все законы, в т.ч. о деятельности всех отраслей, как и торговли.
Проект закона может быть подготовлен правительством министерством), Госдумой, общественными организациями. Проект Закона «О торговле» был подготовлен давно, но вокруг него разгорелись страсти. В частности, владельцы торговых компаний настаивают убрать из закона положение о частичном регулировании государством цен на товары первой необходимости. Они требуют, чтобы они сами решали размер цен, а пенсионерам государство, по их мнению, должно выдавать карточки для покупки дешёвых товаров.
После утверждения Госдумой отраслевых, как и других законов, эти законы рассматривает и одобряет или не одобряет Совет Федерации Федерального Собрания.
Далее закон передаётся в Администрацию Президента, где работают штатные референты и эксперты разных специальностей и эксперты на общественных началах. Они окончательно оценивают этот закон, после чего он подписывается (или отвергается) Президентом.
Регулировать деятельность торговой отрасли призвано правительство РФ. Оно в лице министерства (МПТ) должно «держать руку на пульсе отрасли» и когда в отрасли возникают несоответствия между установленными регламентами и требованиями жизни министерство совместно с правительством должны срочно корректировать законы, ГОСТы, нормы для повышения эффективности деятельности торговли. (Опыт Франции).
Недавно все функции по регулированию торговли передали из Министерства экономического развития в Министерство промышленности (МПТ). Во многих странах работают именно такие министерства.
На уровне субъекта Федерации регулированием и координацией деятельности торговли занимаются комитеты, департаменты торговли или потребительского рынка. В крупных городах, таких как Москва, в правительстве столицы действует Департамент потребительского рынка и услуг. Он определяет политику развития торговли в городе, разрабатывает регламентирующие документы по открытию и работе предприятий. Он даёт разрешение и координирует создание и выделяет места для новых торговых предприятий.
Департамент совместно с правительством г. Москвы готовит директивные документы по созданию и регулированию деятельности торговых предприятий в столице. Например, ими было принято Постановление Правительства Москвы от 28 октября 1997 года № 758 о «Положении об организации деятельности «народных» магазинов».
На уровне округа Москвы (а это целый большой город) действуют комитеты по торговле, которые согласовывают и дают разрешение на использование нежилых помещений под магазины, создание магазинов. При заключении договоров на аренду помещений перед владельцем магазина ставится условие по торговле определённым ассортиментом товаров, о режиме работы и т.д.
Компетенция органов местного самоуправления предусматривает права:
+ осуществлять контроль качества и безопасности продукции;
- налагать штрафы и предъявлять санкции за нарушение Правил торговли основными видами товаров;
- приостанавливать деятельность предприятий розничной торговли при нарушении ими Правил торговли основными видами товаров;
+ осуществлять проверку выполнения условий актов купли-продажи;
+ создавать условия для повышения уровня торгового обслуживания населения;
+ открывать розничные торговые предприятия муниципального подчинения.
В целях защиты прав потребителей на территории муниципального образования органы местного самоуправления вправе:
+ рассматривать жалобы потребителей;
+ консультировать потребителей по вопросам защиты прав потребителей;
+ анализировать договора, заключаемые продавцами;
- приостанавливать продажу товаров с просроченными сроками годности, опасных товаров;
+ осуществлять контроль качества товаров;
+ обращаться в суды;
+ осуществлять контроль применения регулируемых цен;
- приостановить деятельность торгового предприятия.
Контроль за качеством и безопасностью товаров (услуг) осуществляют:
+ федеральный антимонопольный орган;
+ орган по стандартизации, метрологии и спецификации;
- государственные органы регулирования торговли;
+ федеральный орган санитарно-эпидемиологического надзора;
- федеральный орган по охране окружающей среды и природных ресурсов;
+ государственная торговая инспекция.
Законодательные акты РФ предоставляют право Федеральным органам исполнительной власти (их территориальным органам), осуществляющим контроль за качеством и безопасностью товаров:
+ налагать штрафы;
+ обращаться в арбитражные суд;
- закрыть торговое предприятие;
+ направлять предписания о прекращении продажи товаров с истекшим сроком годности;
+ направлять предписания о приостановлении продажи товаров при отсутствии достоверной информации о нем;
- приостановить деятельность торгового предприятия.
На уровне управы работает отдел по торговле, который занимается малыми предприятиями и предпринимателями-индивидуалами, деятельность которых регламентируется общемосковскими документами.
Принятие законов и других нормативных актов, регулирующих торговую деятельность, представляет собой одно из направлений социальной политики государства и местных органов власти. Законодательные и нормативные основы этой политики регулируют торговую деятельность на территории муниципальных структур в различных формах. К числу основных из этих форм относятся: определение требований к лицензированию торговой деятельности, законодательное обеспечение защиты прав потребителей, регулирование правил продажи продовольственных и непродовольственных товаров в розничной торговой сети, требования обеспечения охраны окружающей среды, налоговое регулирование, регулирование минимальных размеров уставного фонда торговых предприятий отдельных организационно-правовых форм деятельности и другие.
Помимо учреждений, которые занимаются непосредственно торговыми предприятиями, имеются и другие органы, которые контролируют и регулируют некоторые стороны их деятельности. Это санэпидстанции (СЭС), которые проверяют санитарное состояние торговых предприятий (чистота, отсутствие крыс, тараканов и т.д.). В магазинах продовольственных товаров все продавцы периодически проходят медосмотр и в их медицинских книжках делается отметка. Заразные больные немедленно отстраняются от работы.
Это пожарный надзор (пожнадзор), который проверяет противопожарное состояние помещений, запасных выходов, их захламлённость, наличие противопожарных средств и т.д.
Эти органы и милиция постоянно кормились в этих магазинах. Недавно Президент РФ потребовал сократить число проверок и число органов, контролирующих торговых предприятий и, прежде всего, малых.
Функционирует и ряд других различных органов, регулирующих деятельность торговых предприятий.