Поиск ответа на спонтанные образы
Убедившись, что пациента посещают неприятные образные представления, терапевт обучает его нескольким способам ответа на них, предваряя разъяснения логическим обоснованием.
Т: Салли, у вас есть несколько возможностей разобраться с подобными мысленными картинами. И сейчас я расскажу вам о них. Трудно предсказать заранее, в каком случае какая техника окажется наиболее полезной, поэтому мы потренируемся, чтобы в будущем вы знали, из чего можете выбирать.
Существует несколько способов ответа на спонтанно возникающие представления. Первые шесть из них позволяют пациенту взглянуть на ситуацию другими глазами и тем самым снизить остроту неприятных эмоциональных переживаний; последняя техника, предполагающая переключение внимания, дает пациенту временную передышку, служит своеобразной "скорой помощью". Терапевт обязательно подчеркивает, что для овладения всеми этими техниками и их эффективного применения требуется практика: многократные упражнения во время сессий и между ними.
Завершение образа
Эта техника зачастую бывает самой эффективной, и поэтому ее можно представить пациенту первой. С ее помощью терапевту удастся лучше концептуализировать проблему пациента, осуществить когнитивную перестройку травмирующего образа и добиться улучшения состояния пациента. Техника заключается в том, что терапевт побуждает пациента развивать спонтанно возникший образ до тех пор, пока не произойдет одно из двух:
• пациент мысленно минует кризисную точку, и его состояние улучшится;
• в конце концов пациент дойдет в своем воображении до катастрофы, например до смерти.
В последнем случае терапевт получает возможность выявить наиболее пугающие пациента последствия и выяснить значение для него катастрофы.
Новые данные позволят ему эффективно продолжить терапевтическое вмешательство. Ниже представлен пример, в котором события разворачиваются по первому сценарию: пациентка представляет прохождение через определенные сложности и в итоге испытывает эмоциональное облегчение.
276 Глава 13
Т: Хорошо, Салли, представьте это еще раз, так живо, как будто это происходит наяву, и дайте мне знать, когда у вас получится.
П: Я сижу в классе. Начинается контрольная работа. Преподаватель раздаст задания. Я читаю свое задание... В голове у меня пусто. Перечитываю вопросы, но ничего не понимаю. И думаю: "Вот я и попалась. Это ловушка. Конец".
Т: И вы чувствуете...
П: Мне очень, очень страшно.
Т: Что-то еще происходит?
П: Нет.
Т: Это очень типично: вы остановили свой образ на самом худшем моменте, когда вы чувствуете, что в голове у вас пусто и вы "в ловушке". Попробуйте представить, что происходит потом.
П: Гм... Я не знаю...
Т: Бы пребываете в этом состоянии целый час или дольше?
П: Манерное, нет.
Т: Тогда представьте, что происходит потом. Вы сидите на своем месте, оглядываетесь по сторонам, видите других студентов. Вы действительно в ловушке?
П: Нет...
Т: Расскажите, что происходит потом?
П: Я снова читаю свой билет, но не могу сосредоточиться.
Т: Потом?
П: Я пытаюсь что-то вспомнить... Первый вопрос мне совершенно непонятен.
Т: Так, что дальше?
П: Читаю следующий вопрос. Я не уверена, что именно нужно отвечать.
Т: Потом что?
П: Я прочитываю все вопросы, пока не нахожу тот, по которому я хоть что-то знаю.
Т: Что потом?
П: Наверное, я пишу ответ...
Т: Вы видите себя пишущей ответ?
П: Да.
Т: Очень хорошо. И что дальше?
Образные представления 277
П: Я опять читаю вопросы, пока не нахожу такой, на который могу ответить.
Т: Что потом?
П: Потом я возвращаюсь к первым вопросам и пытаюсь хоть что-нибудь написать.
Т: Хорошо. Что потом?
П: Наконец я сдаю лист с ответами. Как могла, так и написала.
Т: Что вы делаете потом?
П: Собираю свои вещи.
Т: И?..
П: Наверное, иду на следующий урок.
Т: И затем?
П: Сажусь, достаю учебник.
Т: И как вы себя сейчас чувствуете, в этом образе?
П: По-прежнему немного неуверенно. Я не знаю, как я написала контрольную.
Т: Это лучше, чем вы чувствовали себя в начале, с пустой головой и в ловушке?
П: Да, конечно. Намного лучше.
Т: Хорошо. Давайте посмотрим, что нам удалось сделать. Во-первых, вы выявили неприятный образ, который остановили в самой худшей точке. Затем вы стали представлять, что может произойти потом. Вы разворачивали мысленную картину до тех пор, пока вам не стало лучше. Эту технику мы называем завершением образа. Как вы думаете, пригодится ли она вам в будущем.
В этом примере пациентке легко удалось привести воображаемую ситуацию к разумному исходу. Но в некоторых случаях терапевт предлагает изменить описываемую картину.
Т: Расскажите, что происходит потом? ...Если вы сидите на своем месте, оглядываетесь по сторонам, видите других студентов, вы действительно в ловушке?
П: Я не знаю. Я чувствую, что я в ловушке.
Т: Что происходит дальше?
П: Не знаю. Я сижу и чувствую, что я в ловушке.
Т: Можете ли вы увидеть, как вы пошевелились, делаете глубокий вдох, смотрите в окно?
278 Глава 13
П: Угу.
Т: Можете ли вы увидеть, как вы трете шею, чтобы снять излишнее напряжение?
П: Да.
Т: Хорошо, а готовы ли вы сейчас, в вашем образе, еще раз прочитать задания, чтобы найти что-нибудь понятное вам?
П: Да.
Т: Вы можете представить, как делаете это? Что происходит?
П: Я нахожу легкий вопрос.
Т: И что потом?
Здесь терапевт, чтобы помочь пациенту выйти из тупика, вводит в образ новые элементы. Он продолжает в этом ключе до тех пор, пока пациент не подхватит его инициативу, чтобы продолжить развитие образа.
Как упоминалось выше, иногда пациент представляет картину, которая ухудшается, порой - катастрофически. В этом случае терапевт концептуализирует значение этой катастрофы для пациента и проводит соответствующее вмешательство.
Т: Итак, Мари, вы видите себя в машине, которая скатывается к ограждению моста. Постарайтесь представить эту сцену как можно отчетливее. Что происходит потом?
П: Край моста приближается. Машина надает. (Плачет.)
Т: (Мягко.) И что потом?
П: (Со слезами.) Машина полностью уходит под воду.
Т: (Мягко.) А вы?
П: (С плачем.) Я мертва.
Т: Что происходит потом?
П: Не знаю. Дальше я ничего не могу увидеть. (Снова плачет.)
Т: Мари, я думаю, вам необходимо заглянуть немного дальше. Что самого плохого в том, что вы умираете в этой аварии?
П: Мои дети. У них больше не будет матери. Оки никому не будут нужны.
Т: (После паузы.) Мари, как вы представляете это?
В этом примере попытка завершения образа приводит к катастрофе. Терапевт продолжает мягко, но настойчиво задавать вопросы и таким образом определяет значение для пациентки этой катастрофы. Далее в этой главе представлен пример, в котором применяется техника дистанцирования — это один
Образные представления 279
из способов решения проблем подобного рода. В приведенном примере пациентка обнаружила, что у нее присутствует другой образ - скорбящих детей на ее похоронах. И снова пациентка останавливает образ в самой худшей, самой неприятной точке. (В последнем примере этой главы вы увидите, как терапевт поможет Мари представить ее детей (которые чувствуют себя гораздо лучше) спустя много лет, в будущем.)
Итак, попытка завершения образа может пойти по двум сценариям. Либо проблема в конце концов разрешается и пациент испытывает облегчение, либо она обостряется и приобретает масштаб катастрофы. В последнем случае терапевт выявляет значение катастрофы для пациента и вскрывает новую, более глубокую проблему. Затем терапевт помогает пациенту создать копинг-образ, как показано далее в этой главе.
Прыжок в будущее
В некоторых случаях подводить образ к завершению неэффективно, поскольку пациент продолжает представлять все больше негативных деталей, препятствий и болезненных событий, и этому не видно конца. В таком случае терапевт предлагает пациенту представить себя в каком-либо моменте ближайшего будущего.
Т: (Подводя итог.) Итак, Салли, когда вы представляете, как приступаете к курсовой работе, вы видите, насколько сложна эта работа, сколько от вас потребуется усилий и сколько у вас возникнет сложностей. Но если посмотреть реалистично, как вы думаете, вы все-таки осилите эту работу?
П: Наверное, да. Хотя мне, наверное, придется работать над ней и днем, и ночью.
Т: Попробуйте мысленно шагнуть в будущее и представить, что вы только что закончили писать эту курсовую. Можете ли вы вообразить эту картину. Как это будет выглядеть?
П: Думаю, да... Наверное, я делаю последнее исправление. И иду сдавать ее преподавателю.
Т: Подождите минутку. Можете ли вы еще раз представить этот эпизод, как в замедленной съемке, чтобы увидеть как можно больше подробностей, например, как вы скрепляете страницы курсовой работы или делаете копию?
П: Хорошо. Я пользуюсь компьютером в Студенческом центре. Поэтому я распечатываю две копии. Скрепляю страницы каждой копии. Кладу их светло-коричневую папку. Я складываю все в сумку, одеваюсь и иду в колледж, чтобы сдать работу преподавателю.
Т: Можете ли вы представить эту дорогу и встречу с преподавателем?
280 Глава 13
П: Да.
Т: Что вы чувствуете в этой сцене?
П: Облегчение... Как будто с моей души упал камень. Мне намного легче.
Т: Давайте посмотрим, что мы сделали. Вы представляли, как принимаетесь за контрольную работу, и чем больше вы представляли, тем больше трудностей видели и тем хуже себя чувствовали. Но когда вы представили себя в будущем и увидели, как вы завершаете курсовую, ваше состояние улучшилось. Предлагаю вам кратко описать в блокноте эту технику - прыжок в будущее, - чтобы вы могли применять ее самостоятельно, дома.