Наличие теневого капитала необходимо малому бизнесу в силу недоступности банковских кредитов, либо длительности процедуры их предоставления.

По данным независимых экспертов, лишь 10% опрошенных предпринимателей отмечают, что банки оказывают им финансовое содействие. Вместе с тем 48% не получают банковской поддержки, а 42% лишь рассчитывают на нее.

Отличительной особенностью малого бизнеса, позволяющей уводить капиталы в тень, является отсутствие четких границ между собственностью организации и личным имуществом собственника. Часть этого имущества оформляется на ее «ключевых» сотрудников, вступающих в качестве учредителей. Такая форма имущественных отношений позволяет избежать в случае банкротства потери фондов и с наименьшими потерями в короткие сроки создать новую организацию.

Исходя из анализа обстановки, складывающейся в секторе малого предпринимательства, можно с уверенностью утверждать, что нейтрализация противоправных посягательств в этой области не может быть осуществлена только с использованием традиционно сложившихся методов, без серьезных сдвигов в приоритетных направлениях развития экономики. Только целостная и обоснованная система мер, реализуемая в ходе продуманной экономической политики государства, позволит преодолеть негативные тенденции в экономике.

Борьба с теневым предпринимательством предполагает комплекс взаимосвязанных мер в рамках программы борьбы с экономической преступностью. В качестве наиболее важных, можно отметить следующие направления:

1) в области процесса организации и хода производства:

- реформирование законодательства с целью обеспечения равноправия всех субъектов хозяйствования, а также формирование условий и возможностей;

- создание условий для законного проведения завершающего этапа приватизации;

- противодействие отмыванию незаконно нажитых средств путем инвестирования их в предпринимательскую деятельность, а также осуществление жесткого контроля над игровым бизнесом.

2) в области финансовых отношений:

- создание нормативной базы под процесс легализации теневых доходов и репатриации капиталов, вывезенных за рубеж;

- создание на уровне мировых единых стандартов правовых, финансовых и бухгалтерских документов;

- объединение усилий правоохранительных органов с финансовыми, налоговыми, контрольно-ревизионными и другими органами по согласованию деятельности в области предупреждения, выявления и предотвращения криминализации финансовой сферы и борьбы с теневыми явлениями;

- создание специальных оперативных служб с полномочиями экономико-правового анализа и непрерывного мониторинга финансовой деятельности.

В настоящее время степень криминализации отечественной экономики делает достаточно сложной целенаправленную деятельность по преодолению теневых явлений в сфере предпринимательства, как в силу сопротивления этому процессу властных структур, так и по причине отсутствия должных гарантий безопасности бизнеса, которую предпринимателям приходится обеспечивать самостоятельно, затрачивая при этом немалые средства, большую часть которых составляют теневые.

«Теневая» составляющая экономики – это система экономических отношений, которая складывается в обществе вопреки законам, правовым нормам и формальным правилам хозяйственной жизни, находясь при этом вне рамок правового поля.

«Теневики» делятся на 2 категории:

1) кто участвует в производстве товаров и услуг;

2) кто осуществляет перераспределение созданного продукта.

Мировое сообщество относит Россию к числу коррумпированных государств. По предварительным экспертным оценкам, суммарные потери от коррупции в России составляют 20-40 млрд. дол. в год.

Коррупция – в переводе с латинского означает «взятка» или «подкуп», т.е. это прямое использование должностным лицом прав, связанных с его должностью, в целях личного обогащения.

Рассмотрим основные последствия воздействия коррупции на различные стороны жизни:

1. Экономические последствия:

а) растут масштабы теневой экономики, что приводит к уменьшению налоговых поступлений и ослаблению бюджета. В связи с этим, государство теряет финансовые рычаги управления экономикой, обостряются социальные проблемы из-за повышения бюджетных обязательств;

б) нарушаются конкурентные механизмы рынка, т.к. часто в выигрыше оказывается не тот, что конкурентоспособен, а тот – кто смог получить преимущества за взятку. Это приводит к снижению эффективности рынка и дискриминации идей рыночной конкуренции.

2. Социальные последствия:

а) отвлекаются колоссальные средства, предназначенные на общественное развитие. Тем самым обостряется бюджетный кризис и снижается способность власти решить социальные проблемы;

б) растет имущественное неравенство. Коррупция подстегивает несправедливое и неправедное перераспределение средств в пользу узких олигархических групп за счет наиболее уязвимых слоев общества.

3. Политические последствия:

а) происходит смещение целей политики от общенационального развития к обеспечению властвования олигархических группировок;

б) снижается доверие к власти и растете ее отчуждение от общества;

в) падает престиж страны на международной арене, а также растет угроза экономической и политической изоляции.

При рассмотрении масштабной и многогабаритной проблемы российской коррупции, специалисты различают два вида – это:

- верхушечная коррупция, которая включает политиков, высшее и среднее чиновничество и сопряжена с принятием решений, имеющих высокую цену;

- низовая коррупция, которая распространена на среднем и низшем уровнях и связана с постоянным взаимодействием чиновников и граждан.

Все виды коррупции существуют постольку, поскольку государство вмешивается в частную и общественную жизнь. Проблема заключается в том, что государство, реализуя свое предназначение, обязано осуществлять это вмешательство эффективно и в достаточном, а не чрезмерном объеме.

Коррупция – это сигнал, указывающий на неэффективные действия государств, дающие возможность нечистым чиновникам извлекать прибыль, пользуясь своим служебным положением.

В настоящее время определены основные сферы, в которых широко распространилась верхушечная или государственная коррупция. А именно:

1) приватизация. По официальным данным – 30%. всех постановлений содержали нарушения норм действующего законодательства. К этому можно добавить оценку приватизируемых объектов по заниженным суммам, манипуляцию условиями конкурсов, а также скупку предприятий за бесценок чиновниками через доверенных лиц.

2) выдача государственных кредитов и распределение бюджетных средств. По экспертным оценкам, взяткой сопровождается почти половина Актов по выдаче и распределению государственных денег. Этому благоприятствует несовершенная налоговая система, по которой деньги, собираемые в регионах, попадают в федеральный бюджет, а затем возвращаются в регион в виде трансферта.

3) внешнеэкономическая деятельность. Российские участники внешнеэкономической деятельности при проведении внешнеторговых операций нередко прибегают к методу существенного занижения цен главным образом на вывозимые энергоносители и цветные металлы и, наоборот – завышают цены на ввозимые товары. Получаемая в результате неучтенная валютная выручка в сумме разницы между фактическими и контрактными ценами, как правило, остается на счетах в зарубежных банках иностранных партнеров. Широкие масштабы приобретают так называемые «топлинговые» операции, когда заключается экспортный контракт на поставку сырья, которое фактически за границу не вывозится и перерабатывается на месте – но уже как зарубежное давальческое сырье, и в итоге чистый конечный продукт вывозится за пределы РФ без уплаты соответствующих налогов и пошлин.

4) рынок ценных бумаг. Одним из каналов теневой экономики является практически бесконтактное приобретение за иностранную валюту по явно заниженным ценам на фондовом рынке резидентами и нерезидентами ценных бумаг российских предприятий, как правило через подставные фирмы-посредники (однодневки) с использованием депозитных расписок, что чревато переходом целых, в том числе и стратегически важных отраслей экономики под контроль мафиозных и зарубежных компаний.

В современной экономике отмывание денег представляет собой достаточно сложный и продолжительный процесс, включающий множество разнообразных операций. В большинстве развитых стран мира в 90-е годы 20 века было принято специальное законодательство, направленное на борьбу с легализацией преступных доходов и их проникновением в легальную экономику. В России особую актуальность проблема противодействия отмыванию денег приобрела после вступления в силу с января 2000 г. ФЗ « О контроле за соответствием расходов значительных денежных средств фактически получаемым физическими лицами». В целях развития международного сотрудничества в борьбе с отмыванием денег Россией заключен ряд межправительственных и межведомственных соглашений.

На сегодняшний день в государственных властных структурах и научных учреждениях существуют разные подходы к решению проблем теневой экономики:

- первый подход – радикально-либеральный. В его основе лежит идея легализации всей теневой экономики в легальную.

- второй подход – репрессивный. Предполагает расширение и усиление соответствующих силовых подразделений для тотального контроля за расходами граждан.

Но ученые-экономисты все более склонны к разработке третьего подхода к решению проблем, т.е. либерально-репрессивного.

Теневая экономика – это комплекс социально-экономических явлений, происходящих вследствие уголовно и административно наказуемых действий, осуществляемых через различные организационно-правовые формы юридических лиц и без них по получению доходов путем совершения противоречащих законодательству и нормативным актам финансовых, торговых, производственных и иных операций от легальной и нелегальной деятельности.

Теневая экономика обладает следующими системными свойствами:

Всеобщность;

Целостность;

3) связь с внешней средой. Она проявляется в процессе взаимодействия с официальной экономикой посредством легальных хозяйствующих структур, а также с институтами государства и общества;

4) структурность. Заключается в наличие устойчивых связей и отношений внутри теневой экономики, обеспечивающих ее целостность, тождественность и иерархичность;

Наши рекомендации