Проблемы развития сервисных предприятий МСБ
Предприятия и организации малого и среднего бизнеса (МСБ), действующие в сфере услуг, вынуждены максимально учитывать потребности клиентов и местные условия. Они, как правило, работают в низкодоходных сферах бизнеса, невыгодных для крупных предприятий. При этом они выполняют следующие социальные и экономические функции в обществе:
— производителя продукции (услуг), востребованной рынком, но по ряду причин нерентабельной для крупного бизнеса;
— работодателя, то есть создателя новых рабочих мест, включая рабочие места с неполной или частичной занятостью;
— плательщика налогов и создателя форм собственности, обеспечивающих в конечном счете появление среднего класса.
Благодаря небольшой численности управленческого персонала и простым организационным формам предприятия и организации МСБ проявляют гибкость, быструю реакцию на требования рынка и потребителей, легко адаптируются к изменениям внешней среды.
Развитие предприятий и организаций МСБ сопряжено с рядом трудностей:
— ограниченностью ресурсов (как финансовых, так и материальных);
— зависимостью от рыночной конъюнктуры, поскольку рынок совершенной конкуренции только формируется;
— незначительными возможностями в получении финансирования извне, так как трудности в получении кредитов связаны с отсутствием залоговой (имущественной) базы и нестабильностью их бизнеса;
— слабой социальной защищенностью людей, работающих на предприятиях и в организациях МСБ, которые зачастую вынуждены работать даже без контракта.
К числу специфических проблем развития предприятий и организаций МСБ относятся следующие.
1. Проблема специализации деятельности. Многие фирмы создаются, не имея необходимой технической и ресурсной базы. Начинающие предприниматели, как правило, не владеют методами исследования рынка, поэтому им трудно определить свое место на рынке товаров и услуг. Уделом таких фирм является в основном посредническая деятельность.
2. Проблема ресурсного обеспечения деятельности организации. Сложности получения кредитов, частые нарушения предпринимателями этических норм при выполнении заключенных договоров не способствуют расширению деловых контактов, загоняя их на путь корпоративности и установления личных отношений с проверенными партнерами.
3. Проблемы взаимоотношений с учредителями. Выбор учредителей определяется, как правило, случайно. В расчет принимаются качества, которые на практике оказываются далеко не главными. Это обстоятельство, а также глубоко укоренившееся у многих людей чувство «равенства оплаты за равный труд» служат основной причиной разногласий между учредителями.
4. Проблемы взаимоотношений между сотрудниками. Сложности взаимоотношений с деловыми партнерами и органами власти зачастую формируют у руководителя синдром недоверия, распространяемый и на сотрудников. В результате подбор кадров происходит на основе критерия «личной преданности» в ущерб профессионализму, а управление организацией осуществляется в основном на основе авторитарного принципа.
5. Проблема профессионализма работников. Высокая «цена» неформальных контактов (договоренностей, обязательств), отсутствие закрепленных в положениях или должностных инструкциях обязанностей работников, персонифицированная система контроля экономических результатов влекут за собой ужесточение требований к профессиональным качествам персонала (их квалификации и компетентности).
6. Проблема этики бизнеса. Отсутствие в России традиций этики бизнеса, недостаточная правовая грамотность работников, доминирование неформальных отношений выдвигают на первый план требования к личностным качествам персонала (ответственности, деловой культуре).
Учитывая проблемы становления предприятий и организаций МСБ, концепцию управления персоналом в этой сфере бизнеса можно определить как формирование команды компетентных, лояльно настроенных работников, обеспечивающих достижение установленных целей предприятия на основе их ответственности и самостоятельности в рамках требований корпоративной культуры предприятий.