Примерные темы выступлений, докладов, презентаций для участия в дискуссиях
11) Составление реестра государственных (на региональном уровне) и муниципальных услуг (на примере конкретного региона или муниципального образования).
12) Планирование и анализ регионального и местного бюджета в условиях среднесрочного планирования и внедрения БОР (на примере конкретного региона или муниципального образования).
13) Понятие, состав и методы определения государственного (муниципального) задания.
14) Использование государственного (муниципального) задания для оказания государственными (муниципальными) учреждениями государственных (муниципальных) услуг.
15) Стандартизация государственных (муниципальных) услуг.
16) Нормирование государственных (муниципальных) услуг.
17) Реформирование существующего бюджетного процесса на базе совершенствования предоставления государственных (на региональном уровне) и муниципальных услуг (на примере конкретного региона или муниципального образования).
18) Контроль результативности предоставления государственных (на региональном уровне) и муниципальных услуг по показателям эффективности (на примере конкретного региона или муниципального образования).
19) Законодательство, регулирующее совершенствование правового положения государственных и муниципальных учреждений.
20) Законодательство, регулирующее совершенствование предоставления государственных (на региональном уровне) и муниципальных услуг.
21) Информатизация предоставления государственных (на региональном уровне) и муниципальных услуг.
Примерная тематика эссе
1. Роль государства в экономике с точки зрения различных теорий (исторический аспект).
2. Функции общественного сектора в современной экономике.
3. Основные проблемы государственного регулирования естественных монополий.
4. Контроль результативности предоставления государственных (на региональном уровне) и муниципальных услуг по показателям эффективности.
5. Законодательство, регулирующее совершенствование правового положения государственных и муниципальных учреждений.
6. Законодательство, регулирующее совершенствование предоставления государственных (на региональном уровне) и муниципальных услуг.
7. Информатизация предоставления государственных (на региональном уровне) и муниципальных услуг.
8. Понятия государственных (на региональном уровне) и муниципальных услуг.
9. Основные методы управления предоставлением государственных (на региональном уровне) и муниципальных услуг.
10. Предоставление государственных (на региональном уровне) и муниципальных услуг социально ориентированными некоммерческими организациями.
Примеры тестов
1. Благо, потребление которого неизбирательно только до определенного уровня потребления, называется:
1) чисто частное благо
2) чисто общественное благо
3) перегружаемое общественное благо
4) исключаемое общественное благо
2. Какие из перечисленных ниже благ являются чисто общественными:
1) поддержание чистоты в центре Москвы
2) национальная оборона
3) пенсионное обеспечение
4) кабельное телевидение
3. К «провалам» государства относятся:
1) несовершенство политического процесса
2) ограниченность контроля над бюрократией
3) неспособность государства полностью предусмотреть и проконтролировать последствия принятых решений
4) все ответы правильные
4. К несовершенствам политического процесса в условиях демократии можно отнести:
1) лоббизм
2) логроллинг
3) поиск политической ренты
4) все ответы правильные
5. Определите тип такого блага, как знания:
1) чисто общественное благо
2) исключаемое общественное благо
3) перегружаемое общественное благо
4) чисто частное благо
6. Бюрократический аппарат необходим для:
1) более эффективного распределения экономических ресурсов
2) управления процессами, эффективность которых трудно определить рыночными методами
3) все ответы верны
4) нет верных ответов
7. Понятие рациональности, используемое в теории общественного выбора, заключается в том, что:
1) человек обладает полной информацией при принятии решений
2) человек принимает правильные решения
3) человек предпочитает 100 долл. одному поцелую
4) ничто из вышеперечисленного неверно
8. «Провалы» государства - это случаи, когда государство не в состоянии обеспечить эффективное распределение и использование частных ресурсов.
1) да
2) нет
7. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
«Государственные и муниципальные услуги»
Методические указания по подготовке вопросов для самостоятельного изучения
Подготовка вопросов для самостоятельного изучения включает: изучение необходимой литературы (обязательной, дополнительной литературы, специальных периодических изданий, интернет-ресурсов), подготовку конспекта ответа и презентации, решение типовых заданий, ответы на контрольные вопросы.
При подготовке вопросов важно:
- использовать достаточно широкий диапазон массива информации, провести обзор периодической литературы и специальных изданий, составить каталог Интернет-ресурсов
- представить различные подходы, четко и полно определить рассматриваемые понятия, выявить взаимосвязи понятий и явлений, взаимозависимости и связи с другими вопросами;
- грамотно структурировать материал, ясно, четко и логично его излагать, приводить соответствующие примеры из практики, для иллюстрации положений, тезисов и выводов использовать таблицы, схемы, графики, диаграммы;
- отработать решение типовых заданий;
- подготовить презентацию.
Методические указания по подготовке выступлений, докладов, презентаций для участия в дискуссиях
Сообщение (доклад, выступление в дискуссии) является результатом самостоятельной проработки студентом выбранного вопроса, представленного в перечне тем, и предполагает публичное выступление по представлению полученных результатов.
Данная работа оценивается по отчету о выполнении задания и публичного представления ее результатов.
Отчет о выполнении данного задания оформляется в виде аналитического заключения, текста доклада (сообщения, выступления) и презентации. Аналитическое заключение составляется в объеме 7-9 страниц и содержит следующие позиции: цель и задачи анализа, краткую аннотацию исходной информации (источников, на основе которых выполнялось данное задание), основные характеристики изучаемого объекта (вопроса), выявленные в процессе исследования особенности (проблемы, противоречия), обобщения и выводы.
Текст доклада (сообщения, выступления) содержит основные тезисы выступления в структурно-логической последовательности и их комментарий; формируется в объеме, позволяющем изложить его за 10 минут (как правило, 5-6 страниц машинописного текста формата А-4, Times New Roman, цвет – черный, размер шрифта – 14, интервал – 1,5). На основе собранных материалов, аналитического заключения и текста доклада оформляется презентация.
Требования к объему презентации регламентировано временем выступления, выступление с презентацией предполагает также обсуждение и вопросы по заявленной теме. Презентация не должна содержать более 15 слайдов. Базовые требования к презентации:
· Первый слайд – титульный лист, на котором представлены: название темы; организация, образовательная программа, курс обучения; фамилия, имя, отчество автора.
· Следующий слайд – содержание, где представлены основные этапы (структура) презентации. Желательно, чтобы из содержания по гиперссылке можно перейти на необходимую страницу и вернуться вновь на содержание.
· Последующие слайды в структурной и логической последовательности раскрывают тему выступления.
· Презентация должна содержать схемы, графики, диаграммы.
· По каждому разделу содержание должны присутствовать выводы.
· Последними слайдами презентации должны быть глоссарий и список литературы.
Дизайн-эргономические требования: сочетаемость цветов, ограниченное количество объектов на слайде, цвет текста.
Методические указания по написанию эссе
Эссе является результатом индивидуальной самостоятельной письменной работы студента на одну из предложенных тем. Цель написания эссе – развитие навыков самостоятельного творческого мышления и письменного изложения собственных мыслей. В эссе важны четкость, ясность и грамотность формулировок; умение структурировать информацию, выделять причинно-следственные связи, применять аналитический инструментарий, иллюстрировать суждения соответствующими примерами, аргументировать свои выводы.
Написание эссе – это ответ на вопрос, который основан на классической системе доказательств. Для написания эссе рекомендуется использовать учебную, научную и специальную научно-практическую литературу.
Эссе состоит из следующих частей: Введение; Основная часть; Заключение.
Во введение дается обоснование выбора данной темы и направления ее детализации, что достигается правильно сформулированными задачами, которые целесообразно раскрыть при построении эссе.
В основной частираскрываются теоретические основы изучаемой проблемы, и дается ответ на основной вопрос эссе. Подготовка этой части эссе предполагает развитие навыков аргументации и анализа, обоснование выводов и положений, исходя из имеющихся данных, других аргументов и позиций по изучаемому вопросу. В этом состоит основное содержание эссе и это представляет собой главную трудность. Для четкости и формализации основной части эссе следует использовать подзаголовки (разделы аргументации), т.к. именно структура основной части является обоснованием предлагаемой системы аргументации, иллюстрирует применяемые методы анализа. При необходимости в качестве аналитического инструмента можно использовать графики, диаграммы и таблицы.
Большую часть эссе должен составлять самостоятельный авторский текст, опирающийся на изученную студентом литературу и его собственное видение проблемы. В то же время, при написании эссе бывает целесообразно приводить соответствующие цитаты из используемых публикаций. Цитаты обычно применяются при необходимости подчеркнуть оценку той или иной проблемы определенным автором.
В заключении обобщаются выводы по теме с указанием области ее применения.
Общий объем эссе: максимально - 5 страниц машинописного текста формата А-4.
8. Фонд оценочных средств промежуточной аттестации по дисциплине
«Государственные и муниципальные услуги[ЧМС4] »
8.1. Вопросы к зачету:
1. Понятие организации предоставления государственных (на региональном уровне) и муниципальных услуг.
2. Понятие финансирования государственных (на региональном уровне) и муниципальных услуг.
3. Государственные и муниципальные услуги социального и исполнительно-распоря-дительного характера. Особенности предоставления.
4. Направленияпрогнозирования и планирования расходов региональных и местных бюджетов на основе предоставления государственных и муниципальных услуг социального характера.
5. Особенности финансирования деятельности муниципальных образований при использовании метода финансирования в разрезе государственных и муниципальных услуг (в отличие от метода сметного финансирования).
6. Финансовая деятельность муниципальных предприятий, бюджетных, казенных и автономных учреждений при использовании метода финансирования в разрезе государственных и муниципальных услуг.
7. Совершенствование правового положения государственных и муниципальных бюджетных, казенных и автономных учреждений в соответствии с изменением законодательства.
8. Бюджетный процесс в муниципальных образованиях в условиях реформирования бюджетной сети.
9. Определение стоимости предоставления государственных (на региональном уровне) и муниципальных услуг.
10. Методы сбора информации для определения стоимости предоставления государственных (на региональном уровне) и муниципальных услуг.
11. Составление реестра государственных (на региональном уровне) и муниципальных услуг.
12. Планирование и анализ регионального и местного бюджета в условиях среднесрочного планирования и внедрения БОР (бюджетирования ориентированного на результат).
13. Понятие, состав и методы определения государственного (муниципального) задания.
14. Использование государственного (муниципального) задания для оказания государственными (муниципальными) учреждениями и иными некоммерческими организациями государственных (муниципальных) услуг.
15. Стандартизация государственных (муниципальных) услуг.
16. Нормирование государственных (муниципальных) услуг.
17. Реформирование существующего бюджетного процесса на базе совершенствования предоставления государственных (на региональном уровне) и муниципальных услуг.
18. Переход к концепции управления результатами в рамках четких среднесрочных ориентиров в субъектах РФ и муниципальных образованиях.
19. Перераспределение функций между участниками бюджетного процесса при переходе к концепции управления результатами.
20. Изменение структуры работ и их трудоемкости между функциональными отделами и во временных периодах при переходе к концепции управления результатами.
8.2. Показатели, критерии и оценивание компетенций по этапам их формирования (Компетенции не соответствуют учебному плану[ЧМС5] )
Таблица 5.