Тема 8. Нормы русского литературного языка
Языковая норма, ее роль в становлении и функционировании литературного языка. Нормы произношения и ударения. Речевые нормы учебной и научной сфер деятельности.
Произношение безударных гласных. Произношение согласных. Произношение заимствованных слов. Особенности русского ударения. Вариативность ударений.
Морфологические нормы литературного языка.
Колебания в грамматическом роде имен существительных. Вариативность падежных окончаний. Синонимия полных и кратких форм имен прилагательных. Степени сравнения прилагательных. Склонение имен числительных. Употребление местоимений. Употребление форм глагола.
Синтаксические нормы. Порядок слов в предложении. Варианты координации главных членов предложения. Варианты согласования определений и приложений с определяемыми словами. Варианты форм, связанные с управлением. Простое и сложное предложение*.
Жаргонизация литературной речи. Усиление процесса заимствования иноязычных слов*. Основные тенденции развития социальных диалектов. Канцеляризмы и штампы в речи. Понятие плеоназма и тавтологии.
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ
В соответствии с требованиями ФГОС ВПО реализация компетентностного подхода предусматривает широкое использование активных и интерактивных технологий с целью формирования профессиональных навыков обучающихся, умений самостоятельно анализировать общественные явления, адекватно реагировать на происходящие изменения в обществе, в отрасли, в трудовом коллективе.
При применении современных образовательных технологий следует опираться на знания и опыт студентов, приобретенные ими как в системе среднего и высшего образования, так и в процессе жизнедеятельности.
Подготовка выступлений, научных сообщений и творческих работ способствует формированию навыков научно-профессиональной деятельности.
Практические занятия по дисциплине «Русский язык и культура речи» ориентированы на применение современных информационных технологий, что позволяет организовать контроль самостоятельной работы студентов при подготовке к практическим занятиям. Данная методика позволяет эффективно формировать у студента необходимые знания, компетенции и навыки самостоятельной работы под руководством преподавателя.
Самостоятельная работа студентов направлена на самостоятельное изучение отдельных разделов и тем рабочей программы.
Самостоятельная работа студентов предполагает изучение литературных источников, выполнение домашних заданий, решение контрольных задач. Работу можно выполнять по литературным источникам и материалам, публикуемым в интернете, а также используя личные наблюдения. Также самостоятельная работа включает подготовку и анализ материалов по темам пропущенных занятий.
№ п/п | Вид учебно-методического обеспечения самостоятельной работы | Кол-во |
Рабочая тетрадь | ||
Темы контрольных работ | ||
Тестовые задания | ||
Вопросы для самоконтроля знаний | ||
Темы для самостоятельного изучения | ||
Темы докладов, сообщений | ||
7 | Практические задания, в том числе: | 10 |
7.1 | Перечень дискуссионных тем для проведения круглого стола, дискуссии, полемики диспута, дебатов | |
7.2. | Темы групповых и/или индивидуальных творческих заданий |
ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ ИПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ. КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Тематическим планом учебной дисциплины предусмотрено проведение практических занятий, которые служат как целям текущего контроля подготовки студентов, так и углубления знаний предмета, закрепления изученного материала, развития умений, навыков, подготовки сообщений, приобретения опыта устных выступлений, ведения дискуссий, аргументации и защиты высказанных взглядов и положений. Помощь в этом должны оказать учебно-методические указания по дисциплине, задания на самостоятельную подготовку, перечень вопросов для подготовки реферативных сообщений и контрольных вопросов для самопроверки студентов, а также рекомендации по подготовке к практическим занятиям.
В целях контроля подготовленности студентов и привития им навыков формирования и изложения основных положений, рассматриваемых тем предусматривается проводить индивидуальные собеседования, знакомство с конспектами, материалами подготовки студентов к занятиям.
Текущий контроль знаний студентов осуществляется в ходе аудиторных занятий путем систематической проверки качества изученных тем, по форме и методике, выбираемой преподавателем. Формой итогового контроля знаний студентов является зачет.
Порядок проведения различных видов контроля успеваемости регламентирован Положением по организации текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся в СЗФ МГЭИ.
Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования, описание шкал и процедур оценивания, а также методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в ходе текущей аттестации обучающихся представлены в Фонде оценочных средств для текущей аттестации по направлению подготовки 38.03.01.62 «Экономика».
Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования, описание шкал и процедур оценивания, а также методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в ходе промежуточной аттестации обучающихся представлены в Фонде оценочных средств для промежуточной аттестации по направлению подготовки 38.03.01.62 «Экономика».
Примерный перечень теоретических и практических вопросов
для подготовки к экзамену
1. Нормативный, коммуникативный и этический аспекты речевой культуры.
2. Литературный язык – высшая форма развития национального языка. Основные признаки литературного языка.
3. Взаимодействие функциональных стилей.
4. Виды языковых норм.
5. Просторечие, территориальные диалекты, социальные диалекты (жаргоны, сленг, арго) и причины ограниченности их употребления.
6. Жанровая дифференциация и отбор языковых средств в публицистическом стиле.
7. Лексика русского языка с точки зрения происхождения.
8. Лексика, грамматика, синтаксис, функционально-стилистический состав книжной речи.
9. Лексические нормы.
10. Логические ошибки и способы их устранения.
11. Морфологические нормы.
12. Научный стиль.
13. Оратор и его аудитория.
14. Орфоэпические и акцентологические нормы.
15. Основные единицы общения (речевое событие, речевая ситуация, речевое взаимодействие).
16. Основные единицы языка.
17. Основные направления совершенствования навыков грамотного письма и говорения.
18. Основные приемы поиска материала и виды вспомогательных материалов.
19. Особенности официально-деловой письменной речи.
20. Особенности письменной речи.
21. Особенности фонационного (речевого) дыхания.
22. Официально-деловой стиль, сфера его функционирования, жанровое разнообразие.
23. Оформление реквизитов документов.
24. Подготовка речи: выбор темы, цель речи, поиск материала, начало, развертывание и завершение речи.
25. Понятие русского национального языка.
26. Правила оформления документов.
27. Речевой этикет в документе.
28. Разговорная речь в системе функционирования разновидностей русского литературного языка.
29. Разновидности и жанры научного стиля.
30. Реклама в деловой речи.
31. Речевые нормы учебной и научной сфер деятельности.
32. Синтаксические нормы.
33. Словесное оформление публичного выступления.
34. Специфика использования элементов различных языковых уровней в научной речи.
35. Способы изложения материала.
36. Средства выразительности речи.
37. Средства привлечения внимания аудитории.
38. Стили современного русского литературного языка.
39. Стилистика и риторика. Фигуры речи.
40. Типы аудитории и типы ораторов.
41. Типы документов.
42. Типы синтаксических ошибок.
43. Условия функционирования книжной речи.
44. Условия функционирования разговорной речи, роль внеязыковых факторов.
45. Характеристика лексики русского языка с точки зрения активного (пассивного) словарного запаса.
46. Ненормативное словообразование как выразительное средство и речевая ошибка.
47. Фразеология как учение об устойчивых сочетаниях слов.
48. Характеристика лексики русского языка с точки зрения сферы употребления.
49. Приемы унификации языка служебных документов.
50. Язык и стиль коммерческой корреспонденции.
51. Языковая норма.
52. Роль языковой нормы в становлении и функционировании литературного языка.
53. Языковые средства научного стиля.
54. Языковые формулы официальных документов.
55. Морфологические нормы.
56. Основные функции языка.
57. Выразительные возможности знаменательных и служебных частей речи.
58. Неблагозвучие как стилистический недостаток речи.
59. Акцентология как наука о словесном ударении. Особенности русского словесного ударения. Функции словесного ударения.
60. Понятие речевой ошибки как неосознанного и немотивированного нарушения языковых и речевых норм.