Социально-экономическая сущность рынка услуг, задачи его статистической характеристики
Услуги — важный вид экономической деятельности, оказывающий влияние на все стороны жизни общества. Степень удовлетворения потребностей населения в услугах является одним из главных индикаторов уровня и качества жизни.
Под услугами принято понимать результаты экономической деятельности, которые не принимают материальной (вещной) формы и удовлетворяют определенные потребности — личные, коллективные и общественные.
Переход к международной методологии учета и статистики ликвидировал понятие «непроизводственная сфера», которое применяли к сфере услуг. Это потребовало пересмотра сложившегося за предшествовавшие 70 лет в отечественной науке и практике представления о роли услуг в развитии общества, в экономике страны.
Труд в сфере услуг признан производительным, сама эта сфера — производственной, а результаты ее функционирования учитываются в валовом внутреннем продукте и в других показателях результатов экономической деятельности. В странах с развитой рыночной экономикой в сфере услуг занято более 2/3 численности активного населения. В валовом внутреннем продукте США стоимость услуг составляет 75%, Англии — 64%. В России в настоящее время на его долю приходится более 50%.
В общем объеме услуг можно выделить две части. Одна часть услуг предназначена к производственному потреблению отраслями сфер производства материальных благ и услуг. Вторая часть производимых услуг предназначена для конечного потребления домашними хозяйствами, т.е. для непроизводственного потребления.
Часть производимых услуг, в том числе потребительских, является рыночными услугами. В международной статистической практике в соответствии с рекомендациями ООН подрыночными услугами понимают услуги, предназначенные к реализации или реализованные по экономически значимым ценам.
Появление товара в форме услуги вызвало к жизни формирование рынка услуг и поставило перед статистикой задачу характеристики его потенциала, функционирования и результатов, а также оценки влияния развития рынка товаров в целом на удовлетворение потребностей населения и экономику страны.
Объектом изучения этой подотрасли статистики является рынок услуг,предметом — количественная характеристика его состояния, функционирования и результатов.
Рынок услуг представляет собой совокупность отношений (социально-экономических, материальных, финансовых), возникающих между производителями этих услуг — продавцами и их потребителями (покупателями) в процессе купли-продажи услуг.
Специфическая особенность процессов, происходящих на рынке услуг, заключается в том, что результатом его функционирования является удовлетворение покупательского спроса непосредственно в момент оказания услуг, а также в том, что услуги не накапливаются в запасах; кроме того эффект от функционирования этого рынка проявляется не только в сфере услуг, но и за ее пределами, в сопряженных отраслях и сферах деятельности.
Рынок потребительских услуг предлагает к реализации потребительские услуги, выступающие на этом рынке как товар. В соответствии с международной методологией услуги, как и продукт, являются товаром, если они предназначены к реализации или реализованы по экономически значимым ценам, т.е. ценам, покрывающим издержки наихоказание и обеспечивающим прибыль производителю.
Рынок называется «потребительским», потому что он удовлетворяет потребности «конечного» потребителя, и с этой точки зрения от его функционирования непосредственно зависит уровень и качество потребления, а следовательно, жизни населения.
При исследовании рынка услуг необходимо различать рынок покупателя и рынок производителя.Рынок покупателя имеет место в том случае, когда предложение услуг превышает спрос на них. В качестве примера рынка покупателя можно привести рынок деятельности кинотеатров или рынок международных туристических услуг. Рынок покупателя характеризуется возможностью широкого выбора услуг для покупателя и обостренной конкуренцией между производителями услуг, Которая приводит либо к сокращению производства данного вида услуг (предложения), либо к снижению цен.
Рынок продавца (производителя) имеет место, если объем производимых услуг меньше потребности в них или если производитель занимает монопольное положение на рынке. В данном случае монополист получает возможность диктовать цены на оказываемые услуги. Такая ситуация приводит к нарушению действия рыночных механизмов. Ярким примером монополизма в области платных услуг является пассажирский железнодорожный транспорт и сеть метрополитенов в крупнейших городах России. Эти предприятия диктуют ценовую политику в области пассажирского транспорта.
Развитие практической деятельности по созданию услуг, предназначенных к реализации, и их реализация вызвали необходимость развития соответствующей подотрасли статистической науки и практики. Статистика — один из важнейших инструментов экономического механизма управления потребительским рынком услуг. Она должна служить интересам успешного его функционирования; поиску выявления резервов и сбалансированности спроса и предложения; созданию условий социальной защиты населения.
В связи с этим одним из новых направлений развития отечественной статистической науки и практики является разработка методологии статистической оценки и анализа рынка потребительских услуг, ее апробация в процессе анализа его развития и эффективности функционирования.
Интересы экономического регулирования функционирования рынка услуг, в частности научно обоснованное воздействие на спрос и предложение; на уровень и динамику цен; оптимизацию материальных, финансовых и трудовых затрат на его функционирование требуют изучения и прогнозирования рыночных процессов.
Перед статистикой встают задачи характеристики уровня и динамики показателей социальных и экономических явлений, происходящих на рынке услуг; оценки тенденций его развития и факторов, определяющих это развитие; анализа динамики объема и структуры услуг; характеристики сегментации рынка по разным признакам; влияния на экономику страны и уровень жизни населения через удовлетворение потребностей в услугах.
Задачи статистического исследования потребительского рынка услуг охватывают специфические задачи анализа рыночных отношений; характеристику социально-экономического потенциала рынка услуг; характеристику их производителей и потребителей; объемов производства и спроса; рыночной конъюнктуры, конкуренции; цен, объемов и структуры реализации услуг и факторов, их определяющих.
Разработка методологии статистики рынка услуг — проблема комплексная, предполагающая решение совокупности теоретических и практических задач, связанных с характеристикой рынка как объекта статистического изучения; разработкой системы показателей статистики рынка услуг, его функционирования и результатов, с учетом международной методологии, включая показатели его экономической эффективности; классификацией и группировкой показателей его развития по разным признакам; статистической оценкой социально-экономического потенциала рынка потребительских услуг; прогнозированием развития рынка услуг и др.
Разработка методологии статистической оценки и анализа рыночных процессов в сфере услуг включает разработку методов выявления вклада рынка услуг в результативные показатели функционирования рынка товаров в целом, в экономику страны, т.е. в создание валового внутреннего продукта; оценку влияния этого рынка на уровень жизни населения; исследования обратного воздействия экономики в целом и уровня жизни населения, прежде всего его доходов и их покупательной способности, на развитие рынка платных потребительских услуг.
Проблема сводной характеристики деятельности сферы услуг связана с большим их разнообразием, спецификой и разноаспектностью видов деятельности, объединяемых данной сферой, что затрудняет сведение результатов.
В последнее время это усугубляется тем, что наряду с традиционными для отечественной практики услугами (финансовыми, транспортными, страховыми) все большее значение приобретают такие специализированные услуги, как маркетинг, подготовка программного обеспечения и технического обслуживания вычислительной техники и многие другие материальные и нематериальные услуги. Переход к международной статистической методологии, использование СНС, облегчает решение проблемы взаимосвязанной обобщающей характеристики результатов функционирования рынка услуг.
Изложенное вызывает необходимость рассмотреть прежде всего само понятие «услуги» как объекта статистического изучения, их классификации и группировок по разным признакам в целях систематизации их статистической характеристики.
Специфика услуг как товара состоит в том, что услуги не накапливаются, не транспортируются, не существуют отдельно от производителя, т.е. они потребляются в момент их оказания.
Моменты их производства и реализации (если абстрагироваться от реального момента оплаты услуги, который может быть отсрочен по времени от момента оказания рыночной услуги) по времени совпадают.
В связи с этим рыночная конъюнктура не испытывает давления товарных запасов: она определяется отношением спроса и предложения услуг. В свою очередь объем предложения зависит от экономического потенциала отраслей сферы услуг.