Требования к уровню освоения содержания дисциплины. Калининград Безопасность жизнедеятельности: Программа дисциплины и вопросы к эачету для студентов заочной формы обучения / Авт.- сост

Калининград

Безопасность жизнедеятельности: Программа дисциплины и вопросы к эачету для студентов заочной формы обучения / Авт.- сост. к.ф.н.Меднис Н.В. – г. Калининград: МФЮА, 2012. –13 с.
 
 
Рассмотрена и одобрена Кафедрой общих гуманитарных и естественно-научных дисциплин Калининградского филиала МФЮА, протокол от «___» _октября 2012 г. № _2__
 
 
 
 
 
 
Автор: Меднис Н.В.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  © Меднис Н.В., 2012 © Кафедра общих гуманитарных и естественно-научных дисциплин, 2012 © Калининградский филиал МФЮА, 2012
 
 
   

Пояснительная записка

Учебная дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» предназначена для студентов высшего профессионального образования по направлениям 080100 «Экономика», 080500 «Менеджмент» и включена в общеобразовательный блок программы обучения по данным специальностям. Её содержание составляют общие закономерности опасностей и соответствующие методы и средства защиты человека в любых условиях его обитания. Опасность – явления, процессы, объекты, свойства предметов, способные в определенных условиях причинить ущерб здоровью человека.

Учебная дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» – это область научных знаний, изучающая общие опасности, угрожающие каждому человеку и разрабатывающая соответствующие способы защиты от них в любых условиях обитания. Она не решает специальных проблем безопасности, но является научно-методическим фундаментом для всех специальных дисциплин безопасности. Её целью является формирование безопасного мышления и поведения, общей грамотности в области безопасности, как основы обеспечения защиты личности, общества и государства в целом.

Опасности вероятностны и потенциальны. Учитывая, что человеческое сознание не придает приоритетного значения информации, которая носит вероятностный характер, то профилактика опасностей и защита от них человека – актуальная гуманитарная и социально-экономическая проблема, в которой заинтересовано государство. В связи с этим дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» является неотъемлемым образовательным компонентом подготовки всесторонне развитой личности и формирования идеологии безопасной жизнедеятельности. Она решает 3 группы учебных задач:

· Идентификация (распознавание) опасностей.

· Профилактика идентифицированных опасностей на основе сопоставления затрат и выгод.

· Действие человека в условиях чрезвычайных ситуаций.

Изучение теоретических знаний дисциплины, выполнение практических работ, написание рефератов по узловым вопросам должны дать студентам-заочникам целостное представление об опасностях окружающего мира и защите от них; обучить их выполнению на практике действиям до проявления опасности, во время опасности и при ликвидации последствий опасностей.

Требования к уровню освоения содержания дисциплины

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

- сохранения здоровья (знание и соблюдение норм здорового образа жизни; физическая культура);

- ценностно-смысловой ориентации (понимание ценности культуры, науки, производства, рационального потребления);

- компетенциями гражданственности (знание и соблюдение прав и обязанностей гражданина; свободы и ответственности);

- самосовершенствования (сознание необходимости, потребность и способность учиться);

-социального взаимодействия: способностью использования эмоциональных и волевых особенностей психологии личности, готовность к сотрудничеству, расовой, национальной, религиозной терпимости, умением погашать конфликты, способностью к социальной адаптации, коммуникативностью, толерантностью;

- способностью организовать свою работу ради достижения поставленных целей; готовность к использованию инновационных идей;

- владением культурой безопасности и риск-ориентированным мышлением, при котором вопросы безопасности и сохранения окружающей среды рассматриваются в качестве важнейших приоритетов в жизни и деятельности;

- способностью работать самостоятельно;

- способностью принимать решения в пределах своих полномочий;

- способностью к познавательной деятельности;

- способностью использовать законы и методы математики, естественных, гуманитарных и экономических наук при решении профессиональных задач;

- способностью к абстрактному и критическому мышлению, исследованию окружающей среды для выявления ее возможностей и ресурсов, способность к принятию нестандартных решений и разрешению проблемных ситуаций;

- способностью использования основных программных средств, умением пользоваться глобальными информационными ресурсами, владением современными средствами телекоммуникаций, способностью использовать навыки работы с информацией из различных источников для решения профессиональных и социальных задач;

- способностью использовать организационно-управленческие навыки в профессиональной и социальной деятельности;

способностью применять на практике навыки проведения и описания исследований, в том числе экспериментальных.

В результате освоения дисциплины студент должен:

знать:

основные техносферные опасности, их свойства и характеристики; характер воздействия вредных и опасных факторов на человека и природную среду; методы защиты от них применительно к сфере своей профессиональной деятельности;

уметь:

идентифицировать основные опасности среды обитания человека, оценивать риск их реализации; выбирать методы защиты от опасностей применительно к сфере своей профессиональной деятельности и способы обеспечения комфортных условий жизнедеятельности;

владеть:

законодательными и правовыми актами в области безопасности и охраны окружающей среды, требованиями к безопасности технических регламентов в сфере профессиональной деятельности; способами и технологиями защиты в чрезвычайных ситуациях; понятийно-терминологическим аппаратом в области безопасности; навыками рационализации профессиональной деятельности с целью обеспечения безопасности и защиты окружающей среды.

Наши рекомендации