СМИ как индустрия свободного времени. тируются они не столько на политические и культурные потребности общества, сколько на нужные рекламодателям потребительские запросы целевых аудиторий
тируются они не столько на политические и культурные потребности общества, сколько на нужные рекламодателям потребительские запросы целевых аудиторий. В результате СМИ становятся индустрией, организующей — наряду с процессом производства и распространения содержания — доставку рекламы потребителям. Для достижения этой индустрией максимальной эффективности, для сохранения подлинно массовой аудитории необходима интеграция прежде разделенных сегментов — масс-медиа и развлечении. Особую роль начинают играть электронные СМИ, поскольку для их обслуживания возникает мощный производящий сектор — звукозаписывающие студии, киностудии, продюсерские компании, синдикаты, фотослужбы и т.п. Создавая относительно дешевые контент-продукты, этот сектор усиливает процесс коммерциализации медиасодержания, его развлекательного характера. Экономика, ориентированная на потребление, объективно стимулирует движение СМИ в сторону индустрии развлечений.
Во-вторых, благодаря технологическому прогрессу появились новые платформы потребления и новые каналы доставки медиасодержания, основанные на цифровых мобильных технологиях. Домашний компьютер стал одновременно и центром развлечений, и центром доступа к журналистским материалам: он используется для получения интернет-СМИ, видеоиф, покупки мелодий, загрузки и просмотра кино, заказа фильмов в режиме онлайн для доставки почтой, загрузки телепрограмм, покупки книг в традиционном и электронном формате, чтения электронных книг. Параллельно с этим современный пользователь компьютера может производить и размешать собственный контент, что для многих медийных непрофессионалов является, конечно же, хобби, деятельностью свободного времени. В результате медиаиндустрия все чаще рассматривает современные технологические платформы как основу нового образа жизни, в котором потребление и производство цифровых СМИ становится ключевой формой досуга. Естественно, что при этом интересы рекламодателей, ишуших более эффективные и узкие каналы доступа к целевым аудиториям, удовлетворяются несравненно лучше.
В-третьих, в ходе процесса модернизации во многих экономически развитых странах мира после Второй мировой войны наблюдалось постоянное падение интереса избирателей к политике на фоне роста интереса к профессиональной карьере и личной жизни. Социологи назвали этот процесс общественным сдвигом в сторону индивидуализации*.
1 Бауман 3.Индивидуализированное общество. М.: Логос, 2002; Бек У.Индивидуализация социального неравенства: К вопросу о детрадиционализации индустриально-общественных форм жизни // Общество риска: На пути к другому модерну. М., 2000.
Это также не могло не сказаться на информационных потребностях аудитории. Ее прагматические запросы на специализированный, с одной стороны, и общеразвлекательный медиаконтент — с другой, стали расти, что способствовало усилению развлекательных стратегий в деятельности большинства медиакомпаний.
Таким образом, современные масс-медиа, став в результате общих для многих стран экономических и социальных процессов частью индустрии свободного времени и развлечений, демонстрируют определенные изменения в природе и функциях СМИ, связанные с усилением их рекреационной функции.
Тот факт, что влияние индустрии СМИ и массовых развлечений на бюджет свободного времени, бюджет досуга и отдыха, будет только возрастать, подтверждается исследованиями. На рубеже 1990—2000-х годов наиболее прибыльными индустриями в США были: производство компьютерных программ и услуг, коммуникации, Интернет. В 2004 г. средний американец посвящал около 10 часов в день и тратил около 790 долл. в год на то, чтобы получать информацию и развлечения, проводя до 187 часов ежегодно в режиме онлайн[13]. В результате СМИ и другие сегменты индустрии свободного времени, производящие устройства доступа к масс-медиа, изменили ритм и динамику жизни, превратив дом в своеобразный центр индивидуального досуга, где традиционные СМИ дополняются видео, видеоиграми, онлайновыми развлечениями.
В отличие от технологически развитых рынков страны с переходной экономикой, в том числе и Россия, еще не испытывают столь активного внедрения индивидуализированных технологических медиа- платформ в домашние развлечения. Однако здесь сохраняется значительная роль старых СМИ в организации свободного времени. По результатам недавнего исследования Э. Мицкевич, которая изучала влияние ТВ на жизнь россиян в четырех регионах страны, ежедневная активность телеаудитории распределялась между несколькими видами деятельности. При составлении ежедневного кругового цикла эти виды были подразделены на:
■ работу;
■ чтение газет;
■ просмотр телевизора;
■ домашнюю работу;
■ посещение кинотеатра / театра;