Методические указания к прохождению практики

Цель и задачи практики

В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и планом учебного процесса университета по направлению 080200.62 –Менеджмент учебная практика проводится после окончания второго курса обучения. Продолжительность практики согласно учебному плану – 2 недели.

Цель данного вида практики состоит в расширении, углублении и систематизации знаний, полученных в области экономики и организации производства и труда, менеджмента и маркетинга на уровне предприятия.

После прохождения практики обучающийся должен

знать:

- основы организации и управления экономической деятельностью предприятия в современных условиях;

- номенклатуру выпускаемой предприятием продукции, виды выполняемых работ и оказываемых услуг;

- основных поставщиков материальных ресурсов и потребителей готовой продукции;

- номенклатуру потребляемых материалов;

- основы технологии производства основных видов продукции на предприятии;

- основы организации производства на предприятии, профиль, специализацию и особенности структуры предприятия;

- формы и системы оплаты труда, материального и морального стимулирования, порядок установления доплат, надбавок и коэффициентов к заработной плате;

- основы организации бухгалтерского учета на предприятии; первичные учетные документы;

- правила и нормы охраны труда, техники безопасности на предприятии;

уметь:

- систематизировать и обобщать информацию, определять тенденции развития предприятия;

- выявлять проблемы экономического характера при анализе конкретных ситуаций, предлагать способы их решения и оценивать ожидаемые результаты.

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций (согласно ФГОС):

Наименование компетенции Код компетенции
Способность анализировать социально значимые проблемы и процессы ОК-13
Владение основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, навыками работы с компьютером, как средством управления информацией ОК-17
Способность осуществлять деловое общение: публичные выступления, переговоры, деловую переписку, электронные коммуникации ОК-19
Способность оценивать условия и последствия принимаемых организационно-управленческих решений ПК-8
Владение средствами программного обеспечения анализа и количественного моделирования систем управления ПК-33
Способность проводить анализ операционной деятельности организации и использовать его результаты для подготовки управленческих решений ПК-47
  1. Организация практики

Базами практики могут выступать: предприятия различных организационно-правовых форм, проектные организации, научно-исследовательские учреждения, образовательные учреждения, органы государственного управления и местного самоуправления.

Основанием для направления студента на практику на конкретное предприятие служит наличие необходимых условий для ее прохождения и подготовки отчета в соответствии с программой практики.

Руководство практикой осуществляет преподаватель кафедры и сотрудник базового предприятия. Руководитель от университета, посещая предприятие, контролирует выполнение программы практики, проводит консультации. Руководитель практики от предприятия организует ознакомительную экскурсию, определяет рабочее место студента, содействует студенту в получении необходимой информации, консультирует, контролирует соблюдение студентом трудовой дисциплины и правил охраны труда, проверяет отчет и дает отзыв о работе студента-практиканта (приложение 1).

Перед началом практики в группах проводятся собрания, на которых студенты получают направления, индивидуальные задания от руководителей, знакомятся с графиком и порядком прохождения практики.

Перед тем, как приступить к работе, студенты проходят инструктаж по технике безопасности, знакомятся с правилами внутреннего распорядка предприятия.

Календарный график практики включает:

¾ общее ознакомление с базовым предприятием, его основными производственными подразделениями и экономическими службами;

¾ выполнение порученных работ в соответствующих экономических отделах;

¾ сбор материалов для выполнения отчета и курсовых работ (проектов), а также научно-исследовательской деятельности;

¾ самостоятельную работу с технической и экономической литературой, а также отчетной документацией предприятия в соответствии с программой практики и темой индивидуального задания.

  1. Содержание практики

В ходе практики студент на базе конкретного предприятия должен проработать следующие вопросы.

3.1. Общая характеристика предприятия

Наименование и местонахождение предприятия, история его создания и развития; организационно-правовая форма; производственная структура предприятия; основные структурные подразделения предприятия, состав и функциональные обязанности экономических служб; номенклатура выпускаемой продукции; технологическая схема, краткое описание основных стадий технологического процесса.

3.2. Менеджмент и анализ рынка

Организация управления

Организационная структура управления, функциональное и иерархическое разделение труда; централизация и децентрализация; соотношение между линейным и функциональным руководящим персоналом; методы и порядок принятия основных видов решений; организация системы контроля за исполнением решений; управленческие информационные системы; организация системы коммуникаций; стиль управления; квалификация и способности высшего менеджмента.

Персонал

Состав и структура персонала, образование, квалификация, опыт, текучесть кадров, политика комплектования кадров; обучение и повышение квалификации; системы оплаты труда и мотивация персонала.

Организационная культура

Ценности, стандарты поведения и традиции, тип организационной культуры, мировоззренческие особенности руководителей, стиль руководства, философия менеджмента.

Технология и производство

Производственные подразделения (количество, специализация, мощности); тип применяемой технологии, состояние основных средств; организация технического обслуживания; организация производства; качество продукции и организация ее контроля; характеристика сырья; основные поставщики и их надежность; состояние безопасности производства; производительность производственной системы, прямые издержки производств.

Исследования и разработки

Мотивация; портфель инновационных проектов; состояние лабораторной базы и испытательного оборудования; сотрудничество с другими организациями, лицензионные соглашения; организация процесса проектирования; состояние и организация информационного обеспечения.

Маркетинг

Применяемые концепции и стратегии; рынки (размеры, собственная доля, конкуренты); потребители; товар, ценовая политика, каналы распределения, организация сбыта, торговая агентура; запасы товаров, торговые издержки, послепродажное обслуживание, рекламная деятельность, информация.

Планирование на предприятии

Система планирования на предприятии, виды планов; состав и принципы работы плановой службы предприятия; планы производственно-технического развития предприятия с указанием объектов и величины инвестиций, источников их финансирования, потребности в ресурсах (основных средствах, материальных и трудовых ресурсах), основных направлениях достижения экономического эффекта от их реализации; сведения о выполнении ранее разработанных планов.

3.3. Краткий финансово-экономический анализ

Анализ финансово-экономической деятельности организации следует производить не менее чем за два полных календарных года, предшествующих текущему. Раздел должен содержать анализ основного и оборотного капитала, уровня технической оснащенности производства и труда, прогрессивности технологических процессов, кадрового потенциала, материальных ресурсов, номенклатуры и ассортимента производства и продаж продукции, качества производимой продукции, финансового состояния предприятия.

Анализ выполняется на основании таких документов, как:

- пояснительная записка к годовому отчету;

- бухгалтерский баланс;

- отчет о прибылях и убытках;

- отчет о движении капитала;

- отчет о движении денежных средств;

- приложение к балансу;

- калькуляции отдельных видов изделий.

Результаты анализа могут быть представлены в форме таблицы, которая должна сопровождаться выводами о тенденциях и причинах изменения основных технико-экономических показателей предприятия.

Таблица 1

Основные технико-экономические показатели деятельности предприятия

Наименование показателя Предыдущий год Отчетный год Изменение
Абсолют. Относит., %
Объем товарной продукции предприятия, тыс. руб.        
Выручка, тыс. руб.        
Среднесписочная численность ППП, чел.        
Среднегодовая стоимость основных средств, тыс. руб.        
Себестоимость продаж, тыс. руб.        
Затраты на рубль товарной продукции, руб.        
Производительность труда ППП, тыс. руб./чел.        
Фондоотдача, руб./руб.        
Прибыль от продаж, тыс. руб.        
Прибыль до налогообложения, тыс. руб.        
Чистая прибыль, тыс. руб.        
Рентабельность продаж по прибыли от продаж, %        
Рентабельность продукции по прибыли от продаж, %        

Индивидуальное задание

Индивидуальное задание, выполнение которого предусматривается настоящей программой, определяется руководителем практики от университета.

  1. Индивидуальные задания

Примерный перечень тем индивидуальных заданий следующий:

1. Методы управления предприятием.

2. Совершенствование внутрифирменного планирования.

3. Стратегическое управление на предприятии.

4. Программно-целевое управление.

5. Управление инновациями.

6. Управление стимулированием деятельности персонала.

7. Экономические методы управления предприятием в условиях рыночной экономики.

8. Анализ и совершенствование организационных структур управления.

9. Организация труда руководителя и оценка его деятельности.

10. Управление персоналом предприятия.

11. Управление конфликтами.

12. Технология принятия управленческих решений в условиях неопределенности.

13. Оценка затрат и эффективности управления персоналом.

14. Управление коммерческой деятельностью предприятия.

15. Социально-экономические основы кадрового менеджмента в условиях рыночной экономики.

16. Стиль и культура руководства.

17. Управление деловой карьерой в организации.

18. Информационное обеспечение менеджмента.

19. Оценка деловых и личностных качеств руководителя.

20. Управление проектами.

21. Системный подход к управлению производительностью предприятия.

22. Управление реализацией стратегического планирования и контроль реализации плана.

23. Управление маркетингом.

24. Использование системного подхода для управления конку-рентоспособностью.

25. Использование приемов функционально-стоимостного анализа для управления предприятием.

26. Управление качеством продукции.

27. Ситуационное руководство.

28. Роль контроля и анализа в менеджменте.

29. Менеджерская информация, ее значение, методы сбора и анализа.

30. Система оценки результатов трудовой деятельности.

31. Оценка кадрового потенциала предприятия.

32. Управление имуществом предприятия.

33. Маркетинг в работе менеджера.

34. Выбор и обоснование инновационной стратегии.

35. Производственная программа и обеспечение ее выполнения.

Методические указания к прохождению практики

Для успешного выполнения программы практики студент должен посетить организационное собрание перед началом практики, выполнять все указания руководителей практики от предприятия и университета, соблюдать правила техники безопасности и внутреннего распорядка предприятия, не допускать фактов нарушения трудовой дисциплины. Работа по составления отчета должна вестись ритмично в соответствии с установленными для этого сроками.

Наши рекомендации