Методические указания к прохождению практики
Цель и задачи практики
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и планом учебного процесса университета по направлению 080200.62 –Менеджмент учебная практика проводится после окончания второго курса обучения. Продолжительность практики согласно учебному плану – 2 недели.
Цель данного вида практики состоит в расширении, углублении и систематизации знаний, полученных в области экономики и организации производства и труда, менеджмента и маркетинга на уровне предприятия.
После прохождения практики обучающийся должен
знать:
- основы организации и управления экономической деятельностью предприятия в современных условиях;
- номенклатуру выпускаемой предприятием продукции, виды выполняемых работ и оказываемых услуг;
- основных поставщиков материальных ресурсов и потребителей готовой продукции;
- номенклатуру потребляемых материалов;
- основы технологии производства основных видов продукции на предприятии;
- основы организации производства на предприятии, профиль, специализацию и особенности структуры предприятия;
- формы и системы оплаты труда, материального и морального стимулирования, порядок установления доплат, надбавок и коэффициентов к заработной плате;
- основы организации бухгалтерского учета на предприятии; первичные учетные документы;
- правила и нормы охраны труда, техники безопасности на предприятии;
уметь:
- систематизировать и обобщать информацию, определять тенденции развития предприятия;
- выявлять проблемы экономического характера при анализе конкретных ситуаций, предлагать способы их решения и оценивать ожидаемые результаты.
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций (согласно ФГОС):
Наименование компетенции | Код компетенции |
Способность анализировать социально значимые проблемы и процессы | ОК-13 |
Владение основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, навыками работы с компьютером, как средством управления информацией | ОК-17 |
Способность осуществлять деловое общение: публичные выступления, переговоры, деловую переписку, электронные коммуникации | ОК-19 |
Способность оценивать условия и последствия принимаемых организационно-управленческих решений | ПК-8 |
Владение средствами программного обеспечения анализа и количественного моделирования систем управления | ПК-33 |
Способность проводить анализ операционной деятельности организации и использовать его результаты для подготовки управленческих решений | ПК-47 |
- Организация практики
Базами практики могут выступать: предприятия различных организационно-правовых форм, проектные организации, научно-исследовательские учреждения, образовательные учреждения, органы государственного управления и местного самоуправления.
Основанием для направления студента на практику на конкретное предприятие служит наличие необходимых условий для ее прохождения и подготовки отчета в соответствии с программой практики.
Руководство практикой осуществляет преподаватель кафедры и сотрудник базового предприятия. Руководитель от университета, посещая предприятие, контролирует выполнение программы практики, проводит консультации. Руководитель практики от предприятия организует ознакомительную экскурсию, определяет рабочее место студента, содействует студенту в получении необходимой информации, консультирует, контролирует соблюдение студентом трудовой дисциплины и правил охраны труда, проверяет отчет и дает отзыв о работе студента-практиканта (приложение 1).
Перед началом практики в группах проводятся собрания, на которых студенты получают направления, индивидуальные задания от руководителей, знакомятся с графиком и порядком прохождения практики.
Перед тем, как приступить к работе, студенты проходят инструктаж по технике безопасности, знакомятся с правилами внутреннего распорядка предприятия.
Календарный график практики включает:
¾ общее ознакомление с базовым предприятием, его основными производственными подразделениями и экономическими службами;
¾ выполнение порученных работ в соответствующих экономических отделах;
¾ сбор материалов для выполнения отчета и курсовых работ (проектов), а также научно-исследовательской деятельности;
¾ самостоятельную работу с технической и экономической литературой, а также отчетной документацией предприятия в соответствии с программой практики и темой индивидуального задания.
- Содержание практики
В ходе практики студент на базе конкретного предприятия должен проработать следующие вопросы.
3.1. Общая характеристика предприятия
Наименование и местонахождение предприятия, история его создания и развития; организационно-правовая форма; производственная структура предприятия; основные структурные подразделения предприятия, состав и функциональные обязанности экономических служб; номенклатура выпускаемой продукции; технологическая схема, краткое описание основных стадий технологического процесса.
3.2. Менеджмент и анализ рынка
Организация управления
Организационная структура управления, функциональное и иерархическое разделение труда; централизация и децентрализация; соотношение между линейным и функциональным руководящим персоналом; методы и порядок принятия основных видов решений; организация системы контроля за исполнением решений; управленческие информационные системы; организация системы коммуникаций; стиль управления; квалификация и способности высшего менеджмента.
Персонал
Состав и структура персонала, образование, квалификация, опыт, текучесть кадров, политика комплектования кадров; обучение и повышение квалификации; системы оплаты труда и мотивация персонала.
Организационная культура
Ценности, стандарты поведения и традиции, тип организационной культуры, мировоззренческие особенности руководителей, стиль руководства, философия менеджмента.
Технология и производство
Производственные подразделения (количество, специализация, мощности); тип применяемой технологии, состояние основных средств; организация технического обслуживания; организация производства; качество продукции и организация ее контроля; характеристика сырья; основные поставщики и их надежность; состояние безопасности производства; производительность производственной системы, прямые издержки производств.
Исследования и разработки
Мотивация; портфель инновационных проектов; состояние лабораторной базы и испытательного оборудования; сотрудничество с другими организациями, лицензионные соглашения; организация процесса проектирования; состояние и организация информационного обеспечения.
Маркетинг
Применяемые концепции и стратегии; рынки (размеры, собственная доля, конкуренты); потребители; товар, ценовая политика, каналы распределения, организация сбыта, торговая агентура; запасы товаров, торговые издержки, послепродажное обслуживание, рекламная деятельность, информация.
Планирование на предприятии
Система планирования на предприятии, виды планов; состав и принципы работы плановой службы предприятия; планы производственно-технического развития предприятия с указанием объектов и величины инвестиций, источников их финансирования, потребности в ресурсах (основных средствах, материальных и трудовых ресурсах), основных направлениях достижения экономического эффекта от их реализации; сведения о выполнении ранее разработанных планов.
3.3. Краткий финансово-экономический анализ
Анализ финансово-экономической деятельности организации следует производить не менее чем за два полных календарных года, предшествующих текущему. Раздел должен содержать анализ основного и оборотного капитала, уровня технической оснащенности производства и труда, прогрессивности технологических процессов, кадрового потенциала, материальных ресурсов, номенклатуры и ассортимента производства и продаж продукции, качества производимой продукции, финансового состояния предприятия.
Анализ выполняется на основании таких документов, как:
- пояснительная записка к годовому отчету;
- бухгалтерский баланс;
- отчет о прибылях и убытках;
- отчет о движении капитала;
- отчет о движении денежных средств;
- приложение к балансу;
- калькуляции отдельных видов изделий.
Результаты анализа могут быть представлены в форме таблицы, которая должна сопровождаться выводами о тенденциях и причинах изменения основных технико-экономических показателей предприятия.
Таблица 1
Основные технико-экономические показатели деятельности предприятия
Наименование показателя | Предыдущий год | Отчетный год | Изменение | |
Абсолют. | Относит., % | |||
Объем товарной продукции предприятия, тыс. руб. | ||||
Выручка, тыс. руб. | ||||
Среднесписочная численность ППП, чел. | ||||
Среднегодовая стоимость основных средств, тыс. руб. | ||||
Себестоимость продаж, тыс. руб. | ||||
Затраты на рубль товарной продукции, руб. | ||||
Производительность труда ППП, тыс. руб./чел. | ||||
Фондоотдача, руб./руб. | ||||
Прибыль от продаж, тыс. руб. | ||||
Прибыль до налогообложения, тыс. руб. | ||||
Чистая прибыль, тыс. руб. | ||||
Рентабельность продаж по прибыли от продаж, % | ||||
Рентабельность продукции по прибыли от продаж, % |
Индивидуальное задание
Индивидуальное задание, выполнение которого предусматривается настоящей программой, определяется руководителем практики от университета.
- Индивидуальные задания
Примерный перечень тем индивидуальных заданий следующий:
1. Методы управления предприятием.
2. Совершенствование внутрифирменного планирования.
3. Стратегическое управление на предприятии.
4. Программно-целевое управление.
5. Управление инновациями.
6. Управление стимулированием деятельности персонала.
7. Экономические методы управления предприятием в условиях рыночной экономики.
8. Анализ и совершенствование организационных структур управления.
9. Организация труда руководителя и оценка его деятельности.
10. Управление персоналом предприятия.
11. Управление конфликтами.
12. Технология принятия управленческих решений в условиях неопределенности.
13. Оценка затрат и эффективности управления персоналом.
14. Управление коммерческой деятельностью предприятия.
15. Социально-экономические основы кадрового менеджмента в условиях рыночной экономики.
16. Стиль и культура руководства.
17. Управление деловой карьерой в организации.
18. Информационное обеспечение менеджмента.
19. Оценка деловых и личностных качеств руководителя.
20. Управление проектами.
21. Системный подход к управлению производительностью предприятия.
22. Управление реализацией стратегического планирования и контроль реализации плана.
23. Управление маркетингом.
24. Использование системного подхода для управления конку-рентоспособностью.
25. Использование приемов функционально-стоимостного анализа для управления предприятием.
26. Управление качеством продукции.
27. Ситуационное руководство.
28. Роль контроля и анализа в менеджменте.
29. Менеджерская информация, ее значение, методы сбора и анализа.
30. Система оценки результатов трудовой деятельности.
31. Оценка кадрового потенциала предприятия.
32. Управление имуществом предприятия.
33. Маркетинг в работе менеджера.
34. Выбор и обоснование инновационной стратегии.
35. Производственная программа и обеспечение ее выполнения.
Методические указания к прохождению практики
Для успешного выполнения программы практики студент должен посетить организационное собрание перед началом практики, выполнять все указания руководителей практики от предприятия и университета, соблюдать правила техники безопасности и внутреннего распорядка предприятия, не допускать фактов нарушения трудовой дисциплины. Работа по составления отчета должна вестись ритмично в соответствии с установленными для этого сроками.