Государственная бюджетная система
Бюджетное устройство- это организация государственного бюджета и бюджетной системы страны, которая определяет взаимоотношения между отдельными звеньями, правовые основы функционирования бюджетов, входящих в бюджетную систему, состав и структуру бюджетов, процедурные стороны формирования и использования бюджетных средств.
Федеративное государство-форма государственного устройства, при которой части федерального государства являются государственными образованиями, обладающими юридически закрепленной политической самостоятельностью.
Федеративное устройство РФ:
· Состав бюджетной системы РФ;
· Принципы построения бюджетной системы РФ;
· Состав бюджетной классификации РФ.
1835 муниципальных районов |
19085 сельских поселений |
Санкт-Петербург 111 муниципальных образований |
267 внутригородских муниципальных образований |
85 субъектов |
23422 муниципального образования |
Российская Федерация |
Москва 146 муниципальных образований |
1709 городских поселений |
526 городских округов |
Севастополь 10 муниципальных образований |
Бюджетная система РФ- основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемая законодательством РФ совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.
Консолидированный бюджет- свод бюджетов бюджетной системы РФ на соответствующей территории.
Принципы бюджетной системы:
· Единство бюджетной системы- единство правовой базы, денежной системы, форм бюджетной документации, принципов бюджетного процесса (РФ, санкций за нарушения бюджетного законодательства).
· Разграничение доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов между бюджетами бюджетной системы РФ- доходы и расходы бюджетов разных уровней функционируют автономно, независимо друг от друга.
· Самостоятельность- право органов государственной власти на соответствующем уровне бюджетной системы самостоятельно осуществлять бюджетный процесс.
· Равенство бюджетных прав субъектов РФ, муниципальных образований- определение бюджетных полномочий органов государственной власти субъектов РФ и местного самоуправления.
· Полнота отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов (все доходы и расходы и источники финансирования дефицитов бюджета в обязательном порядке и в полном объеме отражаются в соответствующих бюджетах)
· Сбалансированность- объем расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита.
· Результативность и эффективность использования бюджетных средств- при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств.
· Общее раскрытие расходов бюджетов- расходы бюджета не могут быть уведаны с определенными доходами и источниками финансирования дефицита бюджета.
· Прозрачность(открытость) доступность и открытость информации.
· Достоверность бюджета- надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории.
· Адресность и целевой характер бюджетных средств- бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
· Подведомственность расходов бюджетов- получатели бюджетных средств вправе получать бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств только от главного распорядителя.
· Единство кассы- зачисление всех кассовых поступлений и осуществление всех кассовых выплат с единого счета.
Бюджет-это форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.
Роль бюджета:
1. Создает финансовую базу функционирования государства и муниципальных образований, выполнениями ими задач.
2. Регулирует отношения между государством, экономическими субъектами и населением по поводу перераспределения части стоимости общественного продукта.
3. Создает возможности для обеспечения равномерного развития экономики и культуры государства.
4. Аккумулирует крупные денежные средства, в том числе предназначенные для:
· обеспечения обороны и безопасности страны;
· осуществления государственной, социально-экономической политики;
· оплаты труда государственным служащим;
· реализации государственных и местных программ по развитию и функционированию отраслей экономики, охране окружающей среды.
Функции бюджета:
1. Распределительная и перераспределительная- перераспределение валового внутреннего продукта и национального дохода.
2. Регулирующая- государственное регулирование экономики страны и стимулирование экономической деятельности.
3. Социальная- государственная социальная политика.
4. Контрольная- контроль за образованием и целевым использованием централизованного фонда денежных средств.
Доходы бюджета- поступающие в соответствующий бюджет денежные средства, за исключением тех, что являются источниками финансирования дефицита бюджета.
Доходы бюджета |
Налоговые |
Безвозмездные поступления |
Неналоговые |
Бюджетные расходы- расходы бюджетов всех уровней, а также расходы государственных внебюджетных фондов и негосударственных некоммерческих организаций.
По влиянию на процесс расширенного производства:
· текущая;
· капитальные
В зависимости от отношения расходов к образованию национального дохода:
· расходы производственной сферы;
· расходы непроизводственной сферы.
По финансированию определенных функций и задач государства:
· на государственное управление;
· на международную деятельность;
· на обеспечение национальной безопасности;
· и другие.
По территориальному признаку:
· федерального бюджета расходы;
· расходы бюджетов субъектов.
По ведомственному признаку:
· главные распределители бюджетных средств.
Бюджетный процесс- регламентируемая законодательством РФ деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и других участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, утверждению и исполнению бюджетов.
В РФ бюджетный процесс на всех уровнях бюджетной системы состоит из 4-х стадий:
1. Составление проекта бюджета.
2. Рассмотрение и утверждение бюджета.
3. Исполнение бюджета.
4. Составление и утверждение отчета об исполнении бюджета.