Примеры изложения материала научной работы
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ, ОФОРМЛЕНИЮ И ЗАЩИТЕ КУРСОВЫХ, ДИПЛОМНЫХ РАБОТ И МАГИСТЕРСКИХ ДИССЕРТАЦИЙ
ЧАСТЬ 2
для студентов очной и заочной форм обучения факультета Международных экономических отношений и менеджмента
для студентов факультета социального партнерства и переподготовки кадров,
обучающихся по экономическим специальности
Минск 2011
СОСТАВИТЕЛЬ:
Говорень И.В., преподаватель кафедры «Логистики» УО ФПБ Международный университет «МИТСО».
РАССМОТРЕНА И РЕКОМЕНДОВАНА К УТВЕРЖДЕНИЮ:
Кафедрой «Логистики»
(протокол № ____ от _______________)
Заведующий кафедрой
______________ _______________
(подпись) (И.О. Фамилия)
ОДОБРЕНА И РЕКОМЕНДОВАНА К УТВЕРЖДЕНИЮ:
Научно – методическим советом УО ФПБ Международный университет «МИТСО»
(протокол №____ от _________________)
Председатель
Научно-методического совета
______________ ________________
(подпись) (И.О. Фамилия)
СОДЕРЖАНИЕ
ВВОДНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ.. 5
1. Общие положения. 5
2. Примеры изложения материала научной работы.. 6
1 МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КУРСОВОЙ РАБОТЫ 9
1.1 Общие положения. 9
1.2 Организация выполнения курсовой работы.. 9
1.3 Выбор и утверждение темы курсовой работы.. 10
1.4 Структура, содержание и объем курсовой работы. 11
1.5 Оформление курсовой работы.. 12
1.6 Контроль выполнения и порядок защиты курсовой работы.. 14
2 МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ 15
2.1 Общие положения. 15
2.2 Организация выполнения дипломной работы.. 16
2.3 Выбор и утверждение темы дипломной работы.. 18
2.4 Структура и содержание дипломной работы.. 18
2.5 Оформлению дипломной работы.. 21
2.5.1 Общие правила. 21
2.5. 2 Нумерация страниц и глав. 22
2.5.3 Иллюстрации и приложения. 23
2.5.4 Оформление таблиц. 23
2.5.5 Формулы и уравнения. 24
2.5.6 Сокращения. Ссылки. 24
2.5.7 Список использованных источников. 24
2.6 Представление и защита дипломной работы.. 24
3 МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ МАГИСТЕРСКОЙ ДИССЕРТАЦИИ.. 28
3.1 Общие положения. 28
3.2 Организация выполнения магистерской диссертации. 30
3.2.1 Выбор темы магистерской диссертации. 30
3.2.3 Рецензирование магистерской диссертации. 32
3.2.4 Требования к структуре магистерской диссертации. 33
3.3 Оформление магистерской диссертации. 36
3.3.1 Общие правила. 36
3.3.2 Нумерация страниц и глав. 37
3.3.3 Иллюстрации и приложения. 38
3.3.4 Оформление таблиц. 38
3.3.5 Формулы и уравнения. 39
3.3.6 Сокращения. Ссылки. 39
3.3.7 Список использованных источников. 39
3.4 Защита магистерской диссертации. 40
ПРИЛОЖЕНИЕ А Образец оформления титульного листа курсовой работы.. 41
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Образец оформления содержания курсовой работы.. 42
ПРИЛОЖЕНИЕ В Образец оформления таблиц и рисунков. 43
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Примеры библиографического описания литературных и электронных источников на русском и английском языках. 44
ПРИЛОЖЕНИЕ Д Образец оформления списка использованных источников. 50
ПРИЛОЖЕНИЕ Е Образец заявления студента. 51
ПРИЛОЖЕНИЕ Ж Образец оформления титульного листа дипломной работы.. 52
ПРИЛОЖЕНИЕ З Образец оформления реферата дипломной работы.. 53
ПРИЛОЖЕНИЕ И Образец оформления задания на дипломную работу. 54
ПРИЛОЖЕНИЕ К Пример оформления отзыва научного руководителя дипломной работы.. 55
ПРИЛОЖЕНИЕ Л Пример оформления направления на рецензию и рецензии. 57
ПРИЛОЖЕНИЕ М Образец оформления титульного листа магистерской диссертации 59
ПРИЛОЖЕНИЕ Н Образец отзыва научного руководителя о магистерской диссертации 60
ПРИЛОЖЕНИЕ О Образец рецензии на магистерскую диссертацию.. 61
ВВОДНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Общие положения
Настоящие методические рекомендации устанавливают методические и организационные основы выполнения и защиты:
– курсовых и дипломных работ студентами, при освоении ими содержания
образовательной программы высшего образования I ступени, обеспечивающей получение квалификации специалиста с высшим образованием, образовательной программы высшего образования I ступени, обеспечивающей получение квалификации специалиста с высшим образованием и интегрированной с образовательными программами среднего специального образования;
– магистерских диссертаций студентами, при освоении содержания образовательной программы высшего образования II ступени, формирующей знания, умения и навыки научно-педагогической и научно-исследовательской работы и обеспечивающей получение степени магистра, образовательной программы высшего образования II ступени с углубленной подготовкой специалиста, обеспечивающей получение степени магистра.
Курсовая и дипломная работа, а также магистерская диссертация представляют собой научное исследование соответствующего уровня, выполнение которого обусловлено учебными и научными целями.
Перечисленные виды научных работ студентов могут представлять собой последовательно выполняемые в течение всего периода обучения этапы углубленного изучения одной научной (практической) проблемы, исследование которой в рамках выполнения цикла курсовых работ по дисциплинам, предусмотренным учебным планом, способствует формированию у студента компетенций, соответствующих уровню получаемого образования, применительно к разным областям экономической науки.
Указанный комплексный подход к изучению одной научной (практической) проблемы с позиции различных отраслей экономической науки будет способствовать выполнению на основе цикла ранее выполненных курсовых работ дипломной работы, а впоследствии и магистерской диссертации по разработанной в течение периода обучения научной теме на высоком теоретическом уровне с позитивным выходом в сферу практического применения полученных научных результатов. Вместе с тем курсовые работы, выполняемые в рамках разных дисциплин, могут быть направлены на исследование различных проблемных аспектов экономики, что способствует научному поиску студента и выбору, впоследствии, наиболее интересной темы исследования для подготовки дипломной работы и магистерской диссертации.
Право выбора принципов исследования: по одной, интегрированной в рамках разных дисциплин теме либо по различным темам, обусловленным потребностями конкретной отрасли экономической науки, принадлежит студенту.
При подготовке предусмотренных учебным планом научных работ (курсовой работы, дипломной работы, магистерской диссертации) особое внимание следует уделить языку и стилю изложения материала.
Примеры изложения материала научной работы
Поскольку научная работа является, прежде всего, квалификационной работой, ее языку и стилю следует уделять серьезное внимание. Действительно, именно языково-стилистическая культура лучше всего позволяет судить об общей культуре ее автора.
Язык и стиль научной работы как часть письменной научной речи сложились под влиянием так называемого академического этикета, суть которого состоит в интерпретации собственной и привлекаемых точек зрения с целью обоснования научной истины.
Для научного текста характерна смысловая законченность, целостность и связность. Важнейшим средством выражения логических связей являются здесь специальные функционально-синтаксические средства связи, указывающие на последовательность развития мысли:
«вначале»; «прежде всего»; «затем»; «во-первых»;» во-вторых»; «значит»; «итак» и др.,
противоречивые отношения:
«однако»; «между тем»; «в то время как»; «тем не менее»,
причинно-следственные отношения:
«следовательно»; «поэтому»; «благодаря этому»; «сообразно с этим»; «вследствие этого»; «кроме того»; «к тому же»,
переход от одной мысли к другой:
«прежде чем перейти к»; «обратимся к»; «рассмотрим»; «остановимся на»; «рассмотрев»; «перейдем к»; «необходимо остановиться на»; «необходимо рассмотреть»,
итог, вывод:
«итак»; «таким образом»; «значит»; «в заключение отметим»; «все сказанное позволяет сделать вывод»; «подведя итог»; «следует сказать».
В качестве средств связи могут использоваться местоимения, прилагательные и причастия:
«данные»; «этот»; «такой»; «названные»; «указанные» и др.
Научный текст характеризуется тем, что в него включаются только точные, полученные в результате длительных наблюдений и научных экспериментов сведения и факты. Это обусловливает и точность их словесного выражения, а, следовательно, использование специальной терминологии.
Благодаря специальным терминам достигается возможность в краткой и экономной форме давать развернутые определения и характеристики научных фактов понятий, процессов, явлений.
С точки зрения морфологии, следует отметить наличие в научной речи большого количества существительных с абстрактным значением, а также отглагольных существительных:
«исследование»; «рассмотрение»; «изучение» и т.п.
В научной прозе широко представлены относительные прилагательные, поскольку именно такие прилагательные способны с предельной точностью выражать достаточные и необходимые признаки понятий. Как известно, от относительных прилагательных нельзя образовать формы степеней сравнения. Поэтому в тексте при необходимости использования качественных прилагательных предпочтение отдается аналитическим формам сравнительной и превосходной степени.
Для образования превосходной степени чаще всего используются слова:
«наиболее»; «наименее».
Не употребляется сравнительная степень прилагательного с приставкой «по»:
«повыше»; «побыстрее»,
а также превосходная степень прилагательного с суффиксами – айш-, -ейш-.
Особенностью языка научной прозы является также отсутствие экспрессии. Поэтому большинство прилагательных являются частью терминологических выражений. Отдельные прилагательные употребляются в роли местоимений. Так, прилагательное «следующие» заменяет местоимение «такие» и подчеркивает последовательность перечисления особенностей и признаков.
В научной речи очень распространены указательные местоимения «этот», «тот», «такой». Они не только конкретизируют предмет, но и выражают логические связи между частями высказывания:
«Эти данные служат достаточным основанием для вывода...».
Местоимения «что-то», «кое-что», «что-нибудь» в силу неопределенности их значения в тексте работ обычно не используются.
Поскольку научная речь характеризуется строгой логической последовательностью, здесь отдельные предложения и части сложного синтаксического целого, все компоненты, тесно связаны друг с другом, каждый последующий вытекает из предыдущего или является следующим звеном в повествовании или рассуждении.
Преобладают сложные союзные предложения. Отсюда богатство составных подчинительных союзов:
«благодаря тому что»; «между тем как»; «так как»; «вместо того чтобы»; «ввиду того что»; «от того что»; «вследствие того что»; «после того как»; «в то время как» и др.
Особенно употребительны следующие предлоги:
«в течение», «в соответствии с...», «в результате», «в отличие от...», «наряду с...», «в связи с...» и т.п.
Безличные, неопределенно-личные предложения в тексте научных работ используются при описании фактов, явлений и процессов. Номинативные предложения применяются в названиях разделов, глав и параграфов, в подписях к рисункам, диаграммам, иллюстрациям.
Например: «Понятие договора купли-продажи»
У письменной научной речи имеются и чисто стилистические особенности. Объективность изложения – основная стилевая черта такой речи, которая вытекает из специфики научного познания, стремящегося установить научную истину. Отсюда наличие в тексте научных работ вводных слов и словосочетаний, указывающих на степень достоверности сообщения. Благодаря таким словам тот или иной факт можно представить как вполне достоверный:
«конечно»; «разумеется»; «действительно»,
как предполагаемый:
«видимо»; «надо полагать»,
как возможный:
«возможно»; «вероятно».
Обязательным условием объективности изложения материала является также указание на то, каков источник сообщения, кем высказана та или иная мысль, кому конкретно принадлежит то или иное выражение. В тексте это условие можно реализовать, используя специальные вводные слова и словосочетания:
«по данным»; «по мнению» и др.
Стиль письменной научной речи – это безличный монолог. Поэтому изложение обычно ведется от третьего лица, так как внимание сосредоточено на содержании и логической последовательности сообщения, а не на субъекте. Сравнительно редко употребляется форма первого и совершенно не употребляется форма второго лица местоимений единственного числа. Авторское «я» как бы отступает на второй план. Поэтому авторы научных работ стараются прибегать к конструкциям, исключающим употребление этого местоимения.
Такими конструкциями являются неопределенно-личные предложения:
«Вначале проводят классификацию …, а затем сравнительный анализ выделенных классификационных групп ... ».
Употребляется также форма изложения от третьего лица:
«автор полагает...».
Аналогичную функцию выполняют предложения со страдательным залогом:
«Разработан комплексный подход к исследованию...».
Такой залог устраняет необходимость в фиксации субъекта действия и тем самым избавляет от необходимости вводить в текст личные местоимения.