Коммерческие поездки в г. Москву
Во время поездок предоставляются услуги: визовая поддержка; проезд; проживание; питание, включаемые в стоимость тура.
Таким образом , ООО «Визит-тур» обеспечивает:
- разнообразие маршрутов;
-полноту услуг;
-охваты все направления туризма :
а) коммерческий;
б) познавательный;
в) отдых ;
г) развлечения.
2.2. Анализ маркетинговой деятельности ООО «Визит-тур»
Проанализируем маркетинговую деятельность предприятия.
1. КЛИЕНТЫ.
Разделим их на группы по возрастному признаку.
1. дети (до 14 лет), путешествующие как со своими родителями, так и самостоятельно;
2. молодежь (15—24 года);
3. относительно молодые, экономически активные люди (25-44 года), путешествующие в основном семьями (с детьми);
4. экономически активные люди среднего возраста (45-60 лет), путешествующие в основном без детей;
Рассмотрим маршруты популярные у каждой из групп :
1. Экскурсии по Беларуси
Предпочтение данному виду туризма отдают люди 1 и 2 группы по следующим параметрам: невысокой цене; организацией групповых поездок образовательными учреждениями;
2. Экскурсии по городам Балтии, Украины, России
Наиболее популярны у 2 и 3 группы так, как они: занимают небольшое количество времени; дают возможность получить множество впечатлений за относительно не высокую плату.
1. Поездки в страны Востока (Египет, ОАЭ)
Спрос на данные поездки наиболее ярко выражен у 3 и 4 групп по следующим признакам : возможность совместить бизнес и отдых; относительно высокая стоимость тура ;
4. Экскурсии по столицам Европы
Также популярны у 3 и 4 групп по следующим признакам : получение новых впечатлений ; шоппинг в европейских столицах.
В целом все группы пользующиеся услугами агентства обладают следующими признаками:
-доход :
а) средний;
б) высокий;
-образование:
а) среднее специальное;
б) высшее.
2.КОНКУРЕНТЫ
Проведем анализ конкурентов ООО «Визит-тур» (таблица 2.1.) . В качестве примера исследуем предложение по наиболее распространенной коммерческой поездке в г. Москву.
Таблица 2.1. Анализ конкурентов ООО «Визит-тур»
Параметры | «Визит-тур» | «Люкс-тур» | Бюро путешествий |
Цена ,долл. США | |||
Кол-во поездок в неделю | |||
Услуги | Проезд+кофе+журналы | Проезд | Проезд |
Примечание. Собственная разработка
Как видим, предприятие обладает преимуществами по всем параметрам и предоставляют :
-более низкую цену;
-удобство при выборе поездки;
-дополнительные услуги.
3. ПОТЕНЦИАЛ ФИРМЫ
Для обеспечения работы на рынке мало иметь конкурентные преимущества надо иметь возможность их обеспечивать постоянно и поддерживать.
Так у предприятия имеется :
-Собственные автобусы люкс класса;
-Персонал имеет опыт работы более 5 лет;
-Офис расположен в удобном месте и работает в удобное для клиентов время.
Таким образом, ООО «Визит-тур»:
-работает с различными группами клиентов, имеющих средний и высокой доход и высокий образовательный уровень;
- предприятия обладает преимуществами перед конкурентами;
-фирма имеет достаточный потенциал для поддержания и развития фирмы.
Анализируя деятельность предприятия проведем анализ стратегий фирмы, как важного составляющей маркетинга.
Анализ миссии и целей фирмы
Миссия фирмы заключается в удовлетворении потребностей клиентов с наибольшим комфортом для них, в приемлемые для них сроки по оптимальной цене.
Анализ показывает, что компания руководствуется тремя стратегическими методами, применяемыми как в отдельности, так и в сочетании:
Развитие действующего тур продукта по сложившимся направлениям туризма.
Увеличение продаж за счёт расширения географии районов туристического назначения.
Введение встречных сфер туристической деятельности, в том числе через создание туристических компаний.
Перед ООО «Визит-тур» стоят следующие цели:
- краткосрочные
а) освоение маршрута в Юго-Восточную Азию;
б) увеличение объемов услуг на 10 %;
- долгосрочные
а) приобретение 2-х автобусов для осуществления рейсов в Западную Европу класса Евро-3;
б) расширение штата сотрудников до 20 человек.
Проведем SWOT-анализ анализ сильных и слабых сторон предприятия. Составим таблицу 2.2.
Таблица 2.2. SWOT-анализ
Возможности | Угрозы | |
Сильные стороны | -Развитие конкурентных преимуществ -Увеличение объемов реализации продукта | -Появление новых конкурентов, усиление конкурентной борьбы; - Атака со стороны имеющихся конкурентов; |
Слабые стороны | Поиск возможностей в регионах «не освоенных» предприятием : Тунис; Экзотические страны | Изменение законодательства Форс-мажорные обстоятельства |
Примечание. Собственная разработка
Как видим из таблицы основные угрозы : рост конкуренции, изменение законодательства; сильные стороны: расширение конкурентных преимуществ, поиск новых маршрутов.
Обеспечение достижения поставленных целей предполагается за счет прибыли предприятия.
Рассмотрим основные стратегии применяемые на ООО «Визит-тур».
1.Стратегия разработки продукта рекомендуется, когда фирма, работая на известном для нее рынке, предлагает новые туристские услуги.
Элементы данной стратегии следующие:
- так новой является услуга по организации поездок на курорт Закопане, Польше с целью посещения горнолыжного курорта;
- данная услуга предлагается постоянным клиентам интересующимся горными лыжами.
С целью реализации данной стратегии фирма:
- проводит активную рекламу в печати ;
- предоставляет скидки семейным парам.
2. Стратегия развития рынка должна дать эффект за счет выявления новых сегментов рынка, где спрос был бы достаточным для продажи существующих продуктов и получения запланированной прибыли.
Так, фирма предлагает экскурсии по Беларуси со скидкой:
- институтам города;
- школам;
- другим организациям города.
3.Стратегия диверсификации используется при необходимости расширения сферы деятельности предприятия. Это проявляется в предложении новых туристских продуктов для новых рынков.
Активно разрабатывается принципиально новые маршруты для новых клиентов с особо высокими доходами:
- Канары;
- Куба;
- Сейшелы.
При реализации данных стратегии ООО «Визит-тур» активно использует рекламно-информационное средства, которые включают :
- подготовка и издание базового пакета информационно-рекламных материалов о возможностях туристского фирмы;
- участие в организации и проведении туристских выставок;
-расширение связей с туристскими организациями других регионов и зарубежья, создание информационных банков данных туристических фирм, туров и маршрутов.
Перспективным участком работы является также развитие поездок за пределы Беларуси. В 2004 году на фирме проведен анализ посещаемости стран туристами г. Бобруйска. Компания провела анкетирования и выяснила рейтинг посещаемости стран (приложение А), таблица 2.3.
Таблица 2.3. Анализ посещения стран жителями города
Страны, посещенные жителями города в 2004 г. (% от числа ездивших за границу) | Намерены посетить в 2005 г. | ||
Польша Украина Чехия Болгария Турция Италия | 33% 16% 13% 11% 8% 6% | Польша Украина Чехия Болгария Турция Италия | 34% 10% 12% 9% 3% 8% |
Примечание. Собственная разработка
Опираясь на эти данные, компания планирует свою деятельность. Например, обратить большее внимание на туры в Турцию падение спроса на которые вызваны напряженной обстановкой на Кавказе. Падение спроса на поездки в Болгария и Чехию вызван ужесточение визового режима.
Таким образом, изучив опыт ООО «Визит-тур» в области туристического маркетинга выяснили , что:
1. фирма обеспечивает:
- разнообразие маршрутов;
- полноту услуг;
- охваты все направления туризма :
а) коммерческий;
б) познавательный;
в) отдых ;
г) развлечения;
2. исследование рынка услуг показало:
- работает с различными группами клиентов, имеющих средний и высокой доход и высокий образовательный уровень;
- предприятия обладает преимуществами перед конкурентами;
- фирма имеет достаточный потенциал для поддержания и развития конкурентных преимуществ;
3. цели предприятия:
- краткосрочные
а) освоение маршрута в Юго-Восточную Азию;
б) увеличение объемов услуг на 10 %;
- долгосрочные
а) приобретение 2-х автобусов для осуществления рейсов в Западную Европу класса Евро-3;
б) расширение штата сотрудников до 20 человек.
4.стратегическая деятельность фирмы включает :
- Стратегию разработки продукта;
- Стратегию развития рынка;
- Стратегию диверсификации.
3.РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОВЕРШЕНСТВАНИЮ
МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ООО «ВИЗИТ-ТУР»
С целью повышения эффективности маркетинговой деятельности ООО «Визит-тур» необходимо:
1. Развитие новых видов услуг.
Такой услугой может быть экотуризм.
Экотуризм — это комплексная концепция, подразумевающая неистощительное использование и сохранение биоразнообразия для будущих поколений, планирование и управление туристической деятельностью; помимо интересов туристов, он подразумевает достижение общественных целей.
Неотъемлемый компонент экотуризма — взаимодействие с местным населением, создание более благоприятных экономических условий в посещаемых районах.
В качестве разновидности природного туризма иногда выделяют биотуризм (wildlife tourism) и путешествия в дикую природу (wilderness travel), целью которых могут быть любые объекты живой природы.
Нередко экотуризм связывают с приключенческим туризмом(adventure tourism).
Однако экологический туризм не всегда подразумевает приключенческий компонент. С другой стороны, далеко не все приключенческие туры соответствуют экологическим критериям, особенно в аспекте устойчивого использования ресурсов. Так, антиэкологичными могут быть, например, спортивные и сафари-туры, сопряженные с добычей живых трофеев или достижением спортивного результата любой ценой — скажем, с использованием срубленных живых деревьев для сооружения переправ.
Зеленый сельский туризм, или агротуризм(agrotourism), особенно популярный в США и странах Западной Европы,— отдых в сельской местности (в деревнях, на хуторах, в удобных крестьянских домах). Туристы некоторое время ведут сельский образ жизни среди природы, знакомятся с ценностями народной культуры, прикладного искусства, с национальными песнями и танцами, местными обычаями, принимают участие в традиционном сельском труде, народных праздниках и фестивалях. Зеленый" туризм(green tourism) подразумевает применение в туристической индустрии экологичных методов и технологий.
Виды экотуризма
К видам экологического и связанных с ним других типов туризма (при условии адекватного планирования, организации и управления) относят широкий спектр деятельности — от длительных научных экспедиций до кратковременного отдыха на природе в выходные дни.
Все это многообразие можно условно классифицировать по различным критериям, в частности, по группам путешествующих, главным объектам посещения, видам туристской деятельности, продолжительности пребывания и др.
Основными объектами экотуризма в его классически-природоохранной, узкой трактовке считаются относительно ненарушенные природные комплексы или отдельные их элементы. Нередко объектами познавательного или научного экотуризма становятся отдельные наиболее "популярные" и примечательные биологические виды животных и растений.
Экотуристов привлекают и уникальные объекты неживой природы, геоморфологические, гидрологические и другие особенности (отдельные горы и каньоны, пещеры, водопады, озера и реки и др.), а также палеонтологические находки. Объектами экотуризма могут быть уникальные растительные сообщества и биоценозы в целом, например, леса, степи, тундра и тому подобное в разные времена года.
Кроме этого, объектами экотуризма могут быть культурные, этнографические, археологические и исторические достопримечательности, а также природно-антропогенные (культурные) ландшафты в целом,— что особенно характерно для экологических туров в их широкой трактовке.
Познавательный экотуризм — это "экотуризм в классическом понимании". Его разновидностями можно считать туры по наблюдению птиц (от английского birdwatching), китов или экзотических бабочек, ботанические экскурсии, археологические, этнографические и палеонтологические путешествия, экосафари, туры для любителей видео- и фотосъемки.
Основной цепью рекреационного экотуризма является отдых на природе, хотя, безусловно, он также преследует определенные познавательные цели.
Такой туризм может быть активным (являясь разновидностью "приключенческого" туризма) и пассивным. К его активным формам нередко относят пешие, конные и лыжные походы, альпинизм, спелеотуризм, многие виды горных и водных путешествий (сплав на катамаранах и плотах, байдарки, каноэ). Пассивными формами рекреационного туризма могут, например, считаться: отдых в палаточных лагерях, ближние походы и прогулки, пикники. К категории пассивного рекреационного экотуризма можно также отнести рыбалку и сбор даров природы, осуществляемые на принципах экологической устойчивости.
При использования данного направления бизнеса ООО «Визит-тур» может использовать опыт сформировавшийся в последнее время. С одной стороны, экотуризм становится все более разнообразным, постоянно возникают его новые виды. С другой, возрастает его интеграция с иными отраслями туристической индустрии. Приверженцы классически-природоохранного экотуризма в его узкой трактовке, обеспокоенные возросшим негативным влиянием значительных потоков экотуристов, призывают к выходу экотуризма за пределы охраняемых территорий, на пространство культурных ландшафтов; в свою очередь, в массовых видах "курортного" или "экскурсионного" туризма появляются элементы туризма экологического, например, кратковременные посещения национальных парков и других природных территорий.
2. Расширение использования средств маркетинга.
-Коммуникационная политика, которая для ООО «Визит-тур» должна включать:
-имиджевую рекламу к примеру с «Визит-туром» быстрее, надежней, дешевле».
- объявление. При разработке рекламного объявления необходимо отразить самобытность путешествия, использовать точные данные. Поездка должна соответствовать цене, строго выдержана тема и т.д. К примеру, ООО «Визит-тур» предоставляет услуги по проведению рождества в г.Прага . Содержание объявления – «Самое незабываемое Рождество в вашей жизни»;
- соблюдение времени рекламной помощи. Как правило, летний отдых необходимо начинать рекламировать не позже февраля-марта, зимние виды спорта — не позже сентября;
Туристическая реклама фирмы должна включать следующие способы:
- через прессу — печатную, вещательную, телевизионную;
- с помощью афиш; показа фильмов;
- с помощью рассылки рекламных проспектов, буклетов и др.
А также необходимо разработать туристический стенд-лицо ООО «Визит-тур», главной задачей которого является привлечь внимание посетителя. Целесообразным является возможность на месте оформить заказ, использование игровых элементов, например, угадать курорт, который появляется на экране.
Работа с прессой тоже позволяет повысить внимание к деятельности туристической фирмы. Наиболее часто используются:
-составление коммюнике как для специализированной, гак и для широкой прессы;
-пресс-конференции, интервью;
-поездки журналистов;
-фотографии для прессы;
-конкурсы в прессе (например, тема конкурса — наиболее визуальное изучение рекламы);
-личные контакты.
-Ценовая политика определятся на двух уровнях.
Первый уровень — это совокупность цен, подлежащих обязательному опубликованию в брошюрах, путеводителях и других печатных изданиях.
Второй уровень — это цены, по которым осуществляется реализация услуг, исходя из конкретной ситуации, например, время поездки, путешествие группой, тарифы для детей.
Исходя из политики конкурентов, целей ценообразования в туристическом маркетинге, целесообразно применять следующие ценовые стратегии:
Стратегия имиджа. При применении этой стратегии основным фактором, оказывающим влияние на туристический продукт, является стратегическое решение относительно положения фирмы на рынке. В этом случае цена указывает на качественные особенности услуги. Фирма ориентируется на мобильный тип клиентов с высокими доходами. При этом выявляется максимальная величина, которую потребитель будет платить за данную услугу. Но состоятельный клиент не всегда надежен.
Стратегия «снятия сливок». Суть этой стратегии заключается в том, что фирма предлагает абсолютно новые услуги, и конкуренция отсутствует, например, предложение экотуризма, поездок в Таиланд. и т.д. Устанавливаются максимально высокие цены. Эти престижные цены позволяют привлечь клиентов, обеспокоенных качеством услуги, ее уникальностью, статусом. Когда происходит насыщение этой группы клиентов, то цены снижаются, привлекая другой сегмент потребителей. К тому же первоначальная цена создает высококачественную услугу.
Стратегия периодической скидки, т.е. снижение цены в межсезонье. Многие фирмы республики используют данную стратегию.
Стратегия конкурентных цен. Используется, если на рынке существуют и другие туристические фирмы. В этом случае устанавливается, в зависимости от спроса и уровня качества, обычная рыночная цена. Так, например, поступают фирмы, предлагающие туристические услуги н местах массового отдыха.
При формировании цены на туристический продукт важно учитывать и жизненный цикл услуги. Как правило, на стадии внедрения услуги на рынок, цена устанавливается на основе конкурентных цен. Внедрение товара может производиться и при низкой цене. На стадии увеличения продажи ценам свойствен и некоторый рост. На стадии насыщения рынка, когда снижается объем оказываемых услуг, фирма может применять стратегию периодической скидки. На стадии спада целесообразна разработка дополнительных услуг, модификация ранее существующих. При установлении цены необходимо учитывать и психологические особенности клиентов. Потребители гораздо более благосклонно относятся к указанию базисной цены и выборочно к ценам на дополнительные услуги, которые должны оплачиваться отдельно. Таким образом, у клиента есть выбор в приобретении дополнительной услуги.
Таким образом, для повышения эффективности маркетинговой деятельности ООО «Визит-тур» необходимо: новые направления деятельности фирмы в бизнесе следующие(экотуризм — это комплексная концепция, подразумевающая неистощительное использование и сохранение биоразнообразия для будущих поколений, планирование и управление туристической деятельностью; помимо интересов туристов, он подразумевает достижение общественных целей); расширение использования инструментов маркетинга – коммуникационной и ценовой политики.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Рассмотрев в предложенной работе туристический маркетинг можно заключить следующее:
- туристический маркетинг — понятие сложное и емкое ввиду чего он еще не получил точной и окончательной формулировки. Существует множество его определений, в том числе: методы и приемы, направленные на выявление и удовлетворение потребностей людей, вызванных мотивами отдыха, познавательный аспект, отдых, развлечение, лечение и т.д., организация туристических бюро или ассоциаций, способы рационально удовлетворить эти потребности; государственная и частная деятельность туристических предприятий, осуществляемая по международным, национальным и региональным планам с целью удовлетворения потребностей определенных групп туристов; система торгово-производственной деятельности, имеющая целью удовлетворение индивидуальных потребностей каждого потребителя на основе выявления и изучения потребительского спроса в целях получения максимальной прибыли; рыночно ориентированное управление, направленное на достижение целей предприятия путем более эффективного, чем у конкурентов, удовлетворения потребностей туристов; маркетинг может использоваться как на уровне отдельной туристической фирмы, так и в деятельности туристических концернов, холдингов, в том числе и на международном уровне.
- в соответствии с рекомендациями Всемирной туристской организации (ВТО) выделяются три главные функции туристического маркетинга: формирование контактов с потребителями туристских услуг, т.е. способность убедить потенциальных потребителей в выборе места отдыха; развитие контактов за счет нововведений, обеспечивающих новые виды обслуживания; контроль за результатами обслуживания, т.е. анализ результатов по продвижению услуг на рынок.
- существует множество различных видов туристических услуг. Для эффективного их оказания необходим постоянный анализ рынка туристических услуг в целом. Важным элементом анализа рынка услуг является сегментация, осуществляемая туристскими фирмы для выявления групп клиентов, объединенные по тем или иным признакам. Каждому из рыночных сегментов должно соответствовать специфическое туристское предложение. Такой подход позволяет не только удовлетворить имеющийся спрос, но и формировать его. Образованные с помощью различных сегментационных переменных рыночные сегменты должны быть исследованы для выявления наиболее подходящих для них туристских предприятий;
- современная туристическая фирма не может эффективно осуществлять свою деятельность без стратегического маркетингового планирования — процесса разработки специфических стратегий, способствующих достижению целей фирмы на основе поддержания стратегического соответствия между ними, ее потенциальными возможностями и шансами в области маркетинга.
Проведя практический анализ деятельности ООО «Визит-тур» выяснили:
1. фирма обеспечивает: разнообразие маршрутов; полноту услуг; охваты все направления туризма :
а) коммерческий;
б) познавательный;
в) отдых ;
г) развлечения;
2. исследование рынка услуг показало: работает с различными группами клиентов, имеющих средний и высокой доход и высокий образовательный уровень; предприятия обладает преимуществами перед конкурентами; фирма имеет достаточный потенциал для поддержания и развития конкурентных преимуществ;
3. цели предприятия: краткосрочные а) освоение маршрута в Юго-Восточную Азию;б) увеличение объемов услуг на 10 %; долгосрочные а) приобретение 2-х автобусов для осуществления рейсов в Западную Европу класса Евро-3;б) расширение штата сотрудников до 20 человек.
4.стратегическая деятельность фирмы включает :Стратегию разработки продукта; Стратегию развития рынка; Стратегию диверсификации.
Для повышения эффективности маркетинговой деятельности ООО «Визит-тур» необходимо: новые направления деятельности фирмы в бизнесе следующие(экотуризм — это комплексная концепция, подразумевающая неистощительное использование и сохранение биоразнообразия для будущих поколений, планирование и управление туристической деятельностью; помимо интересов туристов, он подразумевает достижение общественных целей); расширение использования инструментов маркетинга – коммуникационной и ценовой политики.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1.Акулич И.Л„ Демченко Е.В. Основы маркетинга. Мн., 1999.
2.Балабанов И.Т., Балабанов А.И. Экономика туризма. М., 1999.
3. Бугаков В.П. Особенности маркетинга услуг // -Маркетинг в России и за рубежом. 1998. № 2.
4.Герасименко В.В. Ценовая политика фирмы. М., 1996.
5. Герчикова И.Н. Маркетинг и международное коммерческое дело. М.,1990.
6.Демченко Е.В. Маркетинг туристических услуг. Мн., 1996.
7.ДуровичА.П.Копанев А.С. Маркетинг в туризме. Мн., 1998.
8. Ковалев А.И., Войленко В.В. Маркетинговый анализ. М., 1996.
9. Кожекин Г. и др. Маркетинг: теория и практика: НПЖ . «Плюсминус», 1993, 170 с.
10. Котлер Ф. Основы маркетинга-М:Из-во «Дело»,1995 г.-700 с.
11. Маркетинг : Учебник Под.ред. А.Н.Романова –М:Банки и биржи,
ЮНИТИ,1996 – 560 с.
12. Маркетинг : Учебник для ВУЗов/Н.Д. Эриашлили и др.; Под ред. Н.Д. Эриашвили – М : ЮНИТИ-ДАНА,2000-623 с.
13. Маркова В.Д. Маркетинг услуг. М., 1996.
14. Песоцкая Е.В. Маркетинг услуг. СПб, 2000.
ПРИЛОЖЕНИЕ А
Рисунок А.1. Анализ туризма за пределы РБ