Ыбор и обоснование исходных данных

технологический расчет предприятия автомобильного транспорта

бщие указания

Целью выполнения данного курсового проекта, является закрепление знаний, полученных студентами при изучении курса « Техническая эксплуатация транспортных средств », развитии творческих навыков при решении задач проектирования автотранспортных предприятий и организации процесса технического обслуживания и ремонта подвижного состава.

Студент получает задание, в котором указывается прототип проектируемого АТП или СТО, исходные данные, содержание графической части. Темы проекта представлены в конце методического пособия, при этом могут быть учтены индивидуальные пожелания студентов. Если содержание курсового проекта составляет научно-исследовательская работа студентов, тема проекта утверждается на заседании кафедры.

Технологический расчет станции технического обслуживания, специализированного производства или других предприятий автомобильного транспорта выполняется по индивидуальной методике, в зависимости от поставленных задач, с соблюдением требований и рекомендаций ОНТП-01-91. Методики расчета станций технического обслуживания, применяемые при плановой экономике, существовавшей ранее, в настоящее время неприемлемы в связи с переходом на рыночную экономику.

Курсовой проект должен состоять из пояснительной записки, включающей в себя аналитические, расчетные, организационные и прочие решения проекта.

Объем пояснительной записки должен составлять примерно 20-25 страниц рукописного текста, написанного на одной стороне листа, формата А4, черной пастой и содержать расчетные формулы, таблицы, рисунки и схемы.

Содержание пояснительной записки :

Титульный лист

Задание на курсовой проект

Содержание

Технологический расчет

Список литературы

ыбор и обоснование исходных данных

1.2.1. Определение показателей условий работы предприятия

При обосновании исходных данных необходимо определить следующее:

категорию условий эксплуатации;

природно-климатические условия;

режим работы ПС;

режим ТО и ремонта ПС.

Согласно «Положению о техническом обслуживании» [2] существует 5 категорий условий эксплуатации, характеризуемых типом дорожного покрытия, типом рельефа местности и условиями движения (табл. 1.1) настоящих методических указаний.

Таблица 1.1 - Классификация категорий условий эксплуатации

Условия движения Тип рельефа местности Тип дорожного покрытия  
Д1 Д2 Д3 Д4 Д5 Д6  
За пределами пригородной зоны (более 50 км от границы города) Равнинный, слабохолмистый, холмистый   I   II         IV     V  
Гористый     III  
Горный    
В малых городах (до 100 тыс. жителей) и в пригородной зоне Равнинный   Слабохолмистый, холмистый, гористый   II    
   
Горный    
В больших городах (более100 тыс. жителей) Равнинный  
Слабохолмистый, холмистый    
Гористый    
Горный    

Тип дорожного покрытия определяется следующим образом:

Д1 - цементобетон, асфальтобетон, брусчатка, мозаика; Д2 - битумоминеральные смеси (щебень или гравий, обработанные битумом); Д3 - щебень (гравий) без обработки, дёгтебетон; Д4 - булыжник, колотый камень, грунт и малопрочный камень, обработанные вяжущими материалами, зимники; Д5 - грунт, укрепленный или улучшенный местными материалами; лежневое и бревенчатое покрытия; Д6 - естественные грунтовые дороги; временные внутрикарьерные и отвальные дороги; подъездные пути, не имеющие твердого покрытия.

Тип рельефа местности (определяется высотой над уровнем моря):

Р1 - равнинный (до 200 м); Р2 - слабохолмистый (свыше 200 до 300 м); Р3 - холмистый (свыше 300 до 1000 м); Р4 - гористый (свыше 1000 до 2000 м); Р5 - горный (свыше 2000 м).

Природно-климатические условия территории бывшего СССР приведены в табл. 1.2.

Таблица 1.2 - Районирование по климатическим условиям (согласно Приложению 11 [2])

Административно-территориальные единицы Климатический район
Якутская АССР; Магаданская обл. Очень холодный
Бурятская, Карельская, Коми, Тувинская АССР; Алтайский, Красноярский, Приморский и Хабаровский кр.; Амурская, Архангельская, Иркутская, Камчатская, Кемеровская, Мурманская, Новосибирская, Омская, Сахалинская, Томская, Тюменская и Читинская обл. Холодный
Башкирская и Удмуртская АССР; Горно-Бадахшанская авт. обл.; Актюбинская, Восточно-Казахстанская, Карагандинская, Кокчетавская, Курганская, Кустанайская, Павлодарская, Пермская, Свердловская, Северно-Казахстанская, Семипалатинская, Тургайская, Целиноградская и Челябинская обл. Умеренно холодный
Азербайджанская, Армянская, Белорусская, Грузинская, Латвийская, Литовская, Молдавская, Украинская и Эстонская ССР; Дагестанская, Кабардино-Балкарская, Северо-Осетинская и Чечено-Ингушская АССР; Краснодарский и Ставропольский кр.; Калининградская и Ростовская обл. Умеренно теплый, умеренно теплый влажный, теплый влажный
Казахская (за исключением областей умеренно холодного района), Киргизская и Таджикистанская ССР (за исключением Горно-Бадахшанской авт. обл.); Каракалпакская АССР. Жаркий сухой
Туркменская и Узбекская (за исключением Каракалпакской АССР) ССР Очень жаркий сухой
Остальные районы СССР Умеренный
Прибрежные районы Черного, Каспийского, Аральского, Азовского, Балтийского, Белого, Баренцева, Карского, Лаптевых, Восточно-Сибирского, Чукотского, Берингова, Охотского и Японского морей (с шириной полосы до 5 км) С высокой агрессивностью окружающей среды

При определении природно-климатических условий необходимо удостовериться, что название территориально-административной единицы, указанной в задании на проект, существовало ранее, и не было изменено после 1984 г. В противном случае необходимо брать данные для прежнего названия этой местности.

Режим работы зон предприятия назначается в зависимости от режима работы подвижного состава, который зависит от назначения проектируемого предприятия, исходя из требований потенциального заказчика транспортной работы. В случае отсутствия таких исходных данных (в том числе при курсовом проектировании) режим работы ПС назначается исходя из типа и модели ПС (табл. 1.3 и 1.4).

Таблица 1.3 - Рекомендуемые ОНТП-01-91 режимы работы производства

Наименование видов работ по техническому обслуживанию и текущему ремонту подвижного состава Число дней работы в году Число смен работы в сутки Период выполнения (смены)
Работы ежедневного обслуживания (ЕО) II, III
  I, II, III
  I, II, III
Диагностирование общее и углубленное (Д-I и Д-II) I
  I, II
Первое техническое обслуживание II
  II, III
Второе техническое обслуживание I
  I, II
Регулировочные и разборочно-сборочные работы текущего ремонта I, II
  I, II, III
  I, II, III
Окрасочные работы I
  I, II
Агрегатные и слесарно-механические, электротехнические работы, ремонт приборов системы питания, шиномонтажные, I
вулканизационные, кузнечно-рессорные, медницкие, сварочные, жестяницкие, арматурные, деревообрабатывающие, обойные, радиоремонтные работы I, II
Таксометровые работы I, II
  I, II
Аккумуляторные работы I, II
  I, II
Переосвидетельствование баллонов - - -

Большее число дней работы в году и смен работы в сутки, из указанных в табл. 1.3, следует принимать для АТП, эксплуатационных и производственных филиалов мощностью 300 и более грузовых автомобилей, а также АТП ведомственного транспорта.

Таблица 1.4 - Рекомендуемые режимы работы подвижного состава (по ОНТП-01-91)

Тип подвижного состава Режим работы
Число дней работы в году Среднее время в наряде, ч
Служебные и ведомственные легковые автомобили, грузовые, автопоезда и автобусы 10,5
Общего пользования грузовые автомобили и автопоезда 12,0
Маршрутные автобусы и легковые такси 12,0
Междугородние автопоезда 16,0
Внедорожные автомобили-самосвалы 21,0

1.2.2. Выбор коэффициентов корректирования

Подвижной состав имеет множество модификаций и эксплуатируется в различных условиях, что влияет на его ресурс, периодичность обслуживания и трудоемкость технических воздействий.

В связи с тем, что конкретные условия для проектируемого АТП могут отличаться от условий, для которых приведены нормативные значения, необходимо скорректировать нормативные значения для условий проектируемого АТП.

Для корректирования нормативов применительно к конкретным условиям АТП применяют коэффициенты корректирования .

Коэффициенты корректирования по ОНТП-01-91 (табл. 1.5):

К1 - от категории условий эксплуатации,

К2 - от модификации ПС,

К3 - природно-климатических условий,

К4 - от технологически совместимого числа ПС,

К5 - от условий хранения ПС.

Таблица 1.5 - Коэффициенты корректирования ресурса, пробега подвижного состава до КР, периодичность ТО, простоя подвижного состава в ТО и ТР, трудоемкости ЕО, ТО-1, ТО-2 и ТР (по ОНТП-01-91)

Условия корректирования нормативов Значения коэффициентов, корректирующих
ресурс или пробег до КР периодичность ТО-1, ТО-2 простой в ТО и ТР трудоемкость
ЕО ТО-1, ТО-2 ТР
Коэффициент К1
Категории условий эксплуатации:            
I 1,0 1,0 - - - 1,0
II 0,9 0,9 - - - 1,1
III 0,8 0,8 - - - 1,2
IV 0,7 0,7 - - - 1,4
V 0,6 0,6 - - - 1,5
Коэффициент К2
Подвижной состав:            
базовая модель автомобиля (бортовой) 1,0 - 1,0 1,0 1,0 1,0
полноприводные автомобили и автобусы 1,0 - 1,1 1,25 1,25 1,25
автомобили-фургоны (пикапы) 1,0 - 1,1 1,2 1,2 1,2
автомобили-рефрижераторы 1,0 - 1,2 1,3 1,2 1,2
автомобили-цистерны 1,0 - 1,1 1,2 1,2 1,2
автомобили-топливозаправщики 1,0 - 1,2 1,4 1,4 1,4
автомобили-самосвалы 0,85 - 1,1 1,15 1,15 1,15
седельные тягачи 0,95 - 1,0 1,1 1,1 1,1
специальные автомобили 0,9 - 1,2 1,4 1,4 1,4
санитарные автомобили 1,0 - 1,0 1,1 1,1 1,1
автомобили, работающие с прицепами 0,9 - 1,1 1,15 1,15 1,15
специальные прицепы и полуприцепы (рефрижераторы, цистерны и др.) 1,0 - - 1,6 1,6 1,6
Коэффициент К3
Климатические районы:            
умеренный 1,0 1,0 - - - 1,0
умеренно теплый, умеренно 1,1 1,0 - - - 0,9
теплый влажный, теплый влажный 0,9 0,9 - - - 1,1
жаркий сухой, очень жаркий сухой 0,9 0,9 - - - 1,1
умеренно холодный 0,8 0,9 - - - 1,2
Холодный, очень холодный 0,7 0,8 - - - 1,3
Коэффициент К4
Число технологически совместимого подвижного состава:            
до 25 - - - - 1,55 1,55
свыше 25 до 50 - - - - 1,35 1,35
50 … 100 - - - - 1,19 1,19
100 … 150 - - - - 1,10 1,10
150 … 200 - - - - 1,05 1,05
200 … 300 - - - - 1,00 1,00
400 … 500 - - - - 0,89 0,89
700 … 800 - - - - 0,81 0,81
1000 … 1300 - - - - 0,73 0,73
2000 … 3000 - - - - 0,65 0,65
Свыше 3000 - - - - 0,60 0,60
Коэффициент К5
Условия хранения подвижного состава:            
открытое - - - - - 1,00
закрытое - - - - - 0,90

1.2.3. Выбор нормативов трудоемкости и периодичности ТО и ТР

Из таблицы 1.6, принимает нормативы трудоемкости и пробега до КР согласно модели представителя транспортного средства.

Таблица 1.6 - Нормативы ресурса и пробега до КР подвижного состава, трудоемкости ТО
и ТР для категории условий эксплуатации (по ОНТП-01-91)

Подвижной состав Модель представитель Ресурс или пробег до КР не менее, тыс. км Нормативная трудоемкость
ЕО, чел.-ч ТО-1, чел.-ч ТО-2, чел.-ч ТР, чел.-ч/ 1000км
Легковые автомобили:            
особо малого класса ЗАЗ-1102 0,15 1,9 7,5 1,5
малого ВАЗ-2107 0,20 2,6 10,5 1,8
среднего ГАЗ-24-11 0,25 3,4 13,5 2,1
Автобусы:          
особо малого класса РАФ-2203-01 350* 0,25 4,5 18,0 2,8
малого ПАЗ-3205 400* 0,30 6,0 24,0 3,0
среднего ЛАЗ-4221 500* 0,40 7,5 30,0 3,8
большого ЛиАЗ-5256, Икарус-260 500* 0,50 9,0 36,0 4,2
особо большого Икарус-280 400* 0,80 18,0 72,0 6,2
Грузовые автомобили общего назначения грузоподъемностью, т:            
0,5 … 1,0 УАЗ-3303-01 0,20 1,8 7,2 1,55
свыше 1 до 3 ГАЗ-52-04 0,30 3,0 12,0 2,0
3 … 5 ГАЗ-3307 0,30 3,6 14,4 3,0
5 … 8 ЗиЛ-431410 0,30 3,6 14,4Ж 3,4
6 … 8 КамАЗ-5320 0,35 5,7 21,6 5,0
8 … 10 КамАЗ-53212 0,40 7,5 24,0 5,5
10 … 16 КрАЗ-250-010 0,50 7,8 31,2 6,1
Внедорожные автомобили - самосвалы грузоподъемностью, т:            
БелАЗ-7522 0,80 20,5 80,0 16,0
БелАЗ-7548 1,00 22,5 90,0 24,0
Газобаллонные автомобили**, работающие на:            
сжиженном нефтяном газе(СНГ)   - 0,08 0,3 1,0 0,45
сжатом природном газе (СПГ)   - 0,10 0,9 2,4 0,85
Прицепы грузоподъёмностью, т:            
одноосные до 5 СМ-В325 0,05 0,9 3,6 0,35
двухосные до 8 ГКБ-8350 0,10 2,1 8,4 1,15
Полуприцепы грузоподъемностью:            
одноосные до 12 т КАЗ-9368 0,10 2,1 8,4 1,15
двухосные до 14 т Мод. 9370 0,15 2,2 8,8 1,25
многоосные свыше 20 МАЗ-9398 0,15 3,0 12,0 1,70
Прицепы и полуприцепы тяжеловозные грузоподъемностью свыше 22 т ЧМЗАП 0,2 4,4 17,6 2,4
*Пробег до КР. **Дополнительная нормативная трудоемкость по газовой системе питания.

Из таблицы 1.7 принимаем нормативные периодичности ТО-1 и ТО-2

Таблица 1.7 - Периодичность технического обслуживания подвижного состава
для I категории условий эксплуатации (по ОНТП-01-91)

Подвижной состав Нормативная периодичность обслуживания, км
ТО-1 ТО-2
Легковые автомобили 20 000
Автобусы 20 000
Грузовые автомобили и автобусы на базе грузовых автомобилей 16 000
Автомобили-самосвалы карьерные 10 000
Прицепы и полуприцепы (кроме тяжеловозов) 16 000
Прицепы и полуприцепы-тяжеловозы 12 000

1.3. Определение расчётных пробегов до ТО и КР

Сначала определяем расчётные пробеги:

Li = Liн К1 К3 ,

где : Li - расчётный пробег до i-го обслуживания; Liн - нормативная периодичность ТО i-го вида (ТО-1 или ТО-2), км (табл. 1.7).

Lкр = Lкрн К1К2К3 ,

где Lкр - расчётный ресурсный пробег; км, Lкрн - нормативный ресурсный пробег, км (табл. 1.6).

1.4. Определение расчётной трудоёмкости единицы ТО
и ТР / 1000 км

В связи с тем, что конкретные условия для проектируемого АТП могут отличаться от условий, для которых приведены нормативные значения, необходимо скорректировать нормативные значения для условий проектируемого АТП. Нормативы корректируются соответствующими коэффициентами (см. п. 1.2.2).

1.4.1. Определение расчетной трудоемкости ЕО

Трудоёмкость работ по ЕО включает в себя туалетные работы (уборочные и моечные работы салона легкового автомобиля и автобуса, кабины и платформы грузовых автомобилей и прицепного состава), заправочные, контрольно-диагностические и в небольшом объёме работы по устранению мелких неисправностей, выполняемые ежедневно после окончания работы ПС.

tЕО = tнЕО К2 Км

где : tнЕО - нормативная трудоемкость ЕО (см. табл. 1.6); Км - коэффициент механизации

где : М – доля работ ЕО, выполняемых механизированным способом (если применяется механизированная мойка, он составляет порядка 50-70%), %.

Км = 1- М/100

Наши рекомендации