Равновесия классической школы.
Курс макроэкономики.
Лекция №1. Введение. Предмет курса.
Макроэкономика изучает производственные отношения в масштабе всего народного хозяйства.
Цель изучения макроэкономики – научиться управлять экономикой в масштабе всей страны.
Выделение МаЭ как относительно самостоятельной ветви экономической теории обычно связывают с именем Дж. М. Кейнса (1883-1946) и выходом в свет его книги «Общая теория занятости процента и денег».
Кейнсианство возникло на фоне глубокого мирового экономического кризиса 1929-1933 гг. Кейнс создавал свою теорию в остром противоборстве с основными выводами экономистов – классиков (А. Смит, Рикарду, Пети, Т. Мальтус, Дж. С. Миль, А. Пигу ).
МаЭ имеет дело с агрегированными, то есть совокупными показателями (совокупный спрос, совокупное предложение, уровень цен, безработица и т.п.).
Для удобства МаЭ анализа в народном хозяйстве выделяют 4 экономических агента:
· домашние хозяйства (население);
· бизнес (предприниматели);
· государство;
· заграница;
которые взаимодействуют на четырех видах рынков:
· рынок благ и услуг (Y);
Условие равновесия на нем:
· рынок труда (N);
Условие равновесия на нем:
· рынок денег (М);
Условие равновесия на нем:
· рынок ценных бумаг;
Условие равновесия на нем:
Определение. Одновременное равновесие на всех рынках, когда никто из экономических агентов НЕ ЗАИНТЕРЕСОВАН в изменении объемов своих покупок или продаж называют общим макроэкономическим равновесием.
Цель изучения курса: определить условия равновесия на каждом из рынков, чтобы получить общее макроэкономическое равновесие.
Лекция №2.Основные выводы классической школы.
Основные выводы классической школы следующие:
· предложение порождает спрос;
· общее макроэкономическое равновесие достигается при полной занятости и полном использовании имеющихся производственных мощностей;
· деньги не играют существенной роли в экономике, а служат простыми счетными единицами, обслуживающими оборот имеющихся в стране товаров и услуг;
· государство не должно вмешиваться в экономику, а если вмешивается, то лишь в исключительных случаях (война, стихийные бедствия, эпидемии и т. д.).
Модель общего макроэкономического
равновесия классической школы.
Экономико-математическая модель представляет собой систему уравнений, одновременное решение которых и дает общее макроэкономическое равновесие. Переменные, которые исследуются в моделях, подразделяются на экзогенные, заданные ДО модели, и эндогенные, выходящие ИЗ модели. При этом все переменные в моделях являются представителями либо потоков, либо запасов.
Свой анализ классики начинали с рынка труда (N), справедливо полагая, что чем больше количество работников, тем больший объем выпускаемой продукции они могут произвести в единицу времени. С этих позиций производственная функция имеет вид:
y = y (N) |
По мнению классиков предложение труда есть возрастающая функция от реальной заработной платы:
Спрос на труд, по мнению классиков, есть также функция от реальной з/п:
Бизнес будет нанимать дополнительных работников до тех пор, пока отдача ( ) от последнего нанятого работника ( ) не сравняется с его реальной заработной платой ( ):
.
Отсюда:
.
Равновесие на рынке труда:
.
Информация:
В макроэкономическом анализе важнейшими показателями выступают: ВНП, ВВП, ЧНП и НД.
Валовой национальный продукт (ВНП) есть сумма стоимости всей конечной продукции, созданной в стране и на наших предприятиях зарубежом в течение года.
Валовой внутренний продукт (ВВП) есть сумма стоимости всей конечной продукции, созданной в стране за год.
Если из ВВП вычесть годовую сумму амортизации основного капитала, то получим чистый национальный продукт (ЧНП):
ВВП – = ЧНП.
Если из ЧНП вычесть косвенные налоги на бизнес, то получим национальный доход (НД):
ЧНП – Нкосв = НД.
Все эти показатели стоимостные и измеряются в деньгах.
Эти показатели, выраженные в текущих ценах, представляют собой их номинальную величину. Эти же показатели, выраженные в ценах определенного базового года, представляют их реальную величину:
Подсчет ВНП.
ВНП можно подсчитать двумя способами: по доходам;
по расходам.
· по доходам ВНП= =R+T+S+C;
· по расходам ВНП= =C+I+G+Xn.
R+T+S+C=ВНП=C+I+G+Xn
S+C= = =C+I
S=I |
- общее условие равновесия на рынке благ и услуг.
Здесь ВНП по расходам:
C –Consumer – расходы домашних хозяйств на приобретение потребительских благ и услуг;
I – Investment – расходы бизнеса на приобретение инвестиционных товаров;
G – Government – государственные (правительственные) расходы;
Xn (netto) – чистый экспорт (разность между суммой экспорта и импорта во внешнеторговом обороте страны).
ВНП по доходам:
С – Consumer – доходы домашних хозяйств;
S – Save – накопления бизнеса и сбережения населения;
T – Taxes (налоги)– основа доходов государства;
R- Revenue (доход) – трансфертные платежи иностранцам (денежные переводы иностранцам, гранты, стипендии и т.п.)