Равновесия классической школы.

Курс макроэкономики.

Лекция №1. Введение. Предмет курса.

Макроэкономика изучает производственные отношения в масштабе всего народного хозяйства.

Цель изучения макроэкономики – научиться управлять экономикой в масштабе всей страны.

Выделение МаЭ как относительно самостоятельной ветви экономической теории обычно связывают с именем Дж. М. Кейнса (1883-1946) и выходом в свет его книги «Общая теория занятости процента и денег».

Кейнсианство возникло на фоне глубокого мирового экономического кризиса 1929-1933 гг. Кейнс создавал свою теорию в остром противоборстве с основными выводами экономистов – классиков (А. Смит, Рикарду, Пети, Т. Мальтус, Дж. С. Миль, А. Пигу ).

МаЭ имеет дело с агрегированными, то есть совокупными показателями (совокупный спрос, совокупное предложение, уровень цен, безработица и т.п.).

Для удобства МаЭ анализа в народном хозяйстве выделяют 4 экономических агента:

· домашние хозяйства (население);

· бизнес (предприниматели);

· государство;

· заграница;

которые взаимодействуют на четырех видах рынков:

· рынок благ и услуг (Y);

Условие равновесия на нем:

Равновесия классической школы. - student2.ru

· рынок труда (N);

Условие равновесия на нем:

Равновесия классической школы. - student2.ru

· рынок денег (М);

Условие равновесия на нем:

Равновесия классической школы. - student2.ru Равновесия классической школы. - student2.ru

· рынок ценных бумаг;

Условие равновесия на нем:

Равновесия классической школы. - student2.ru

Определение. Одновременное равновесие на всех рынках, когда никто из экономических агентов НЕ ЗАИНТЕРЕСОВАН в изменении объемов своих покупок или продаж называют ­­­­­­­­­общим макроэкономическим равновесием­­­­.

Цель изучения курса: определить условия равновесия на каждом из рынков, чтобы получить­­­­­­­­­ общее макроэкономическое равновесие.

Лекция №2.Основные выводы классической школы.­­­­

Основные выводы классической школы следующие:

· предложение порождает спрос;

· общее макроэкономическое равновесие достигается при полной занятости и полном использовании имеющихся производственных мощностей;

· деньги не играют существенной роли в экономике, а служат простыми счетными единицами, обслуживающими оборот имеющихся в стране товаров и услуг;

· государство не должно вмешиваться в экономику, а если вмешивается, то лишь в исключительных случаях (война, стихийные бедствия, эпидемии и т. д.)­­­­.

Модель общего макроэкономического

равновесия классической школы.

Экономико-математическая модель представляет собой систему уравнений, одновременное решение которых и дает общее макроэкономическое равновесие. Переменные, которые исследуются в моделях, подразделяются на экзогенные, заданные ДО модели, и эндогенные, выходящие ИЗ модели. При этом все переменные в моделях являются представителями либо потоков, либо запасов.

Свой анализ классики начинали с рынка труда (N), справедливо полагая, что чем больше количество работников, тем больший объем выпускаемой продукции они могут произвести в единицу времени. С этих позиций производственная функция имеет вид:

y = y (N)

По мнению классиков предложение труда есть возрастающая функция от реальной заработной платы:

Равновесия классической школы. - student2.ru

Спрос на труд, по мнению классиков, есть также функция от реальной з/п:

Равновесия классической школы. - student2.ru

Бизнес будет нанимать дополнительных работников до тех пор, пока отдача ( Равновесия классической школы. - student2.ru ) от последнего нанятого работника ( Равновесия классической школы. - student2.ru ) не сравняется с его реальной заработной платой ( Равновесия классической школы. - student2.ru ):

Равновесия классической школы. - student2.ru .

Отсюда:

Равновесия классической школы. - student2.ru .

Равновесие на рынке труда:

Равновесия классической школы. - student2.ru Равновесия классической школы. - student2.ru .

Информация:

В макроэкономическом анализе важнейшими показателями выступают: ВНП, ВВП, ЧНП и НД.

Валовой национальный продукт (ВНП) есть сумма стоимости всей конечной продукции, созданной в стране и на наших предприятиях зарубежом в течение года.

Валовой внутренний продукт (ВВП) есть сумма стоимости всей конечной продукции, созданной в стране за год.

Если из ВВП вычесть годовую сумму амортизации основного капитала, то получим чистый национальный продукт (ЧНП):

ВВП – Равновесия классической школы. - student2.ru = ЧНП.

Если из ЧНП вычесть косвенные налоги на бизнес, то получим национальный доход (НД):

ЧНП – Нкосв = НД.

Все эти показатели стоимостные и измеряются в деньгах.

Эти показатели, выраженные в текущих ценах, представляют собой их номинальную величину. Эти же показатели, выраженные в ценах определенного базового года, представляют их реальную величину:

Равновесия классической школы. - student2.ru

Подсчет ВНП.

ВНП можно подсчитать двумя способами: по доходам;

по расходам.

· по доходам ВНП= Равновесия классической школы. - student2.ru =R+T+S+C;

· по расходам ВНП= Равновесия классической школы. - student2.ru =C+I+G+Xn.

R+T+S+C=ВНП=C+I+G+Xn

S+C= Равновесия классической школы. - student2.ru = Равновесия классической школы. - student2.ru =C+I

S=I

- общее условие равновесия на рынке благ и услуг.

Здесь ВНП по расходам:

C –Consumer – расходы домашних хозяйств на приобретение потребительских благ и услуг;

I – Investment – расходы бизнеса на приобретение инвестиционных товаров;

G – Government – государственные (правительственные) расходы;

Xn (netto) – чистый экспорт (разность между суммой экспорта и импорта во внешнеторговом обороте страны).

ВНП по доходам:

С – Consumer – доходы домашних хозяйств;

S – Save – накопления бизнеса и сбережения населения;

T – Taxes (налоги)– основа доходов государства;

R- Revenue (доход) – трансфертные платежи иностранцам (денежные переводы иностранцам, гранты, стипендии и т.п.)

Наши рекомендации