Основные направления внутренней политики в восстановительный период
Основные направления внутренней политики в восстановительный период
Основные направления внутренней политики в восстановительный период
Восстановление разрушенного войной хозяйства явилось первоочередной задачей Советского государства. Решение ее было сопряжено с большими трудностями. Страна потеряла треть национального достояния, 25-27 млн. советских граждан. Резко сократилась численность мужчин 1910-1925 гг. рождения, многие женщины этой возрастной группы остались без мужей, что привело к снижению рождаемости. Около 25 млн. чел. остались без крова, 32 тыс. предприятий было разрушено, 6,5 тыс. км железнодорожных путей выведено из строя, сократилось поголовье скота, 1710 городов и 70 тыс. деревень было разрушено. Тяжесть положения усугублялась страшной засухой 1946 года. Кроме чисто экономических трудностей война породила целый ряд социальных проблем, таких как возвращение к жизни миллионов, вернувшихся с фронта, угнанных в Германию, преодоление вооруженного сопротивления националистических формирований в западной части СССР и Прибалтике.
Положение значительно осложняла начавшаяся "холодная война", которая потребовала огромных расходов на создание ядерного оружия и средств его доставки, на качественное перевооружение армии, что получило название "революции в военном деле". Фактически страна была лишена мирной послевоенной передышки и сразу включилась в изнурительную гонку вооружений.
Уже через четыре года, в 1949 году, прошло испытание советской атомной бомбы. Учитывая новое военно-политическое состояние, возникшее с превращением СССР в ядерную державу, руководство США в 1949 году разработало секретный план "Дропшот", официальное название которого - "Американский план мировой войны против Советского Союза в 1957 году". Он предусматривал применение против СССР в течение первого месяца войны 300 атомных бомб и 250 тыс. тонн обычных бомб.
В этом же году был создан военно-политический блок НАТО, объединявший военные усилия западноевропейских государств, США и Канады в борьбе против Советского Союза и его союзников. Год спустя, в 1950 году началась война между Северной Кореей, выбравшей путь социалистической ориентации, и Южной Кореей.
Перед руководством страны встала задача, подобная той, которая стояла после гражданской войны: какую избрать стратегию в экономической политике, где найти средства на восстановление, как решать социальные проблемы? На зарубежную помощь рассчитывать не приходилось, репарации СССР получил не в полном объеме, необходимо было также оказывать помощь странам социалистической ориентации. Выбор экономической стратегии стал предметом дискуссии в высшем эшелоне власти при рассмотрении в 1945-46 гг. проекта четвертого пятилетнего плана. Была избрана модель развития с жесткой централизацией руководства и ресурсов, прямым регулированием экономики из центра, абсолютным приоритетом развития военно-промышленного комплекса. Такая модель подтвердила свою жизнеспособность и эффективность в чрезвычайных условиях, в которых до этого времени приходилось существовать Советскому государству. Минусы ее заключались в том, что жесткая централизованная система, ориентированная на преимущественное развитие нескольких базовых отраслей тяжелой промышленности и наличественные показатели, оказалась недостаточно мобильной в относительно спокойных условиях развития, мало восприимчивой к научно-техническому прогрессу. Упор на ускоренное развитие индустрии как главный принцип экономической политики, отсутствие необходимого внимания отраслям легкой промышленности, прогрессивным технологиям, не связанным с военно-промышленным комплексом, консерватизм по отношению к передовым направлениям биологии, физики, механики несли в себе зародыш отставания СССР от мирового уровня.
В первые послевоенные годы основными направлениямивнутренней политики. были следующие:- перестройка форм и методов государственно-партийного руководства;- демобилизация Вооруженных Сил и репатриация советских граждан, угнанных в Германию;- конверсия оборонной промышленности;- проведение денежной реформы;- принятие мер по улучшению жизни и быта советских граждан;- осуществление 4 пятилетнего плана восстановления и развития народного хозяйства.
Советское правительство развернуло активную деятельность по переходу СССР от войны к миру. Одним из главных направлений была перестройка форм м методов государственно-партийного руководства страной.. Введенное в начале войны чрезвычайное положение было отменено. Был упразднен Государственный Комитет Обороны и все функции управления перешли к Совнаркому СССР. Также были упразднены другие чрезвычайные органы, действовавшие в военные годы. Перестаивалась работа Советов всех уровней. В 1946 году были проведены выборы в местные Советы, которые укрепили Советскую власть на местах и способствовали эффективному осуществлению мероприятий центральной власти. Правящая Коммунистическая партия также меняла формы своей работы, осуществив перераспределение коммунистов из военных организаций в производственные.
Произошли перемены в руководстве страны. После смертиМ.И.Калинина в 1946 году Председателем Президиума Верховного Совета СССР был избран Н.М.Шверник. Совет Народных Комиссаров - правительство СССР был преобразован в Совет Министров СССР. Его Председателем был оставлен секретарь ЦК ВКП(б) И.В.Сталин, занявший этот пост в мае 1941 года. В состав Совета Министров входило 48 союзных министров.
Важным направлением внутренней политики послевоенного времени явилась демобилизация Советских Вооруженных Сил ирепатриация советских граждан, угнанных в Германию.. Его важность обусловливалась тем, что дело касалось судеб миллионов людей. В конце войны Советская Армия и Флот насчитывали более 11 млн. человек. Демобилизации первой очереди со второй половины 1945 года подлежали военнослужащие 13 возрастов призыва. После капитуляции Японии началась демобилизация 10 возрастов второй очереди. Кроме того увольнялись лица, имевшие высшее и среднее специальное образование, студенты, учителя, воины, получившие 5 и более ранений, женщины - военнослужащие. В марте 1946 года началась демобилизация третьей очереди. Процесс демобилизации в основном завершился в 1948 году. Было демобилизовано 8,5 млн. человек. Уволенные обеспечивались единовременным денежным вознаграждением, бесплатным проездом, питанием в пути следования, полным комплектом обмундирования, им предоставлялась ссуда на строительство домов, работа по специальности с оплатой не ниже, чем до войны.
Одновременно проводилась репатриация советских граждан, угнанных в Германию,и военнопленных. В мае 1945 года было заключено соглашение с союзными державами о взаимной репатриации. К январю 1953 года на родину возвратилось 5,5 млн. советских граждан. Примерно 500 тыс. по разным причинам осталось за границей.
К началу 50-ых годов из Советского Союза было репатриировано более 4 млн. иностранных граждан, в том числе 2 млн. немецких и 600 тыс. японских военнопленных.
В период проведения репатриации осуществлялась проверкапо выяснению причастности к антисоветской деятельности: выявлялись немецкие полицаи, старосты, власовцы, участники карательных акций, пособники фашистов. По архивным данным в течение 1946 года в проверочно-фильтрационных лагерях проходили проверку 228 тыс. репатриантов. Из них было отправлено к месту жительства и передано в промышленность 199 тыс., а 30 тыс. подверглись дальнейшей проверке или были отправлены в исправительно-трудовые лагеря.
Необходимым направлением перехода к мирной жизни явилась конверсия оборонной промышленности.. Она включала в себя определение новых пропорций между отраслями, перераспределение рабочей силы и кадров, изменение структуры финансирования. Перепрофилировались наркоматы военной промышленности. На базе наркоматов танковой промышленности и боеприпасов были созданы наркоматы транспортного и сельскохозяйственного машиностроения. Наркомат среднего машиностроения был преобразован в наркомат автомобильной промышленности, а наркомат минометного вооружения - в наркомат машиностроения и приборостроения.
Конверсия промышленности была проведена в рекордно короткие сроки - за 1,5 года. К концу 1946 года перевод промышленности на мирные рельсы был в основном завершен.
Развитие народного хозяйства тормозила ситуация в денежно-финансовой сфере. В 1945 году в обращении находилось в 4 раза больше денег, чем до войны. Инфляция снижала покупательную способность рубля. Поэтому в декабре 1947 года была проведена денежная реформа., быстрая и повсеместная замена денежных знаков на новые в ограниченных размерах. Одновременно СССР первым в Европе отменил карточную систему и перешел к единым госценам. В последующем до1953 года проводилось ежегодное снижение цен на продукты и товары народного потребления. Однако материальное положение советских людей оставалось тяжелым, по уровню жизни Советский Союз заметно отставал от развитых стран, хотя правительство последовательно проводило мероприятия по улучшению жизни и быта советских граждан.
Наиболее сложной задачей была хозяйственная. В марте 1946 года на первой сессии Верховного Совета СССР 2-ого созыва был принят 4 пятилетний план восстановления и развитиянародного хозяйства.. Пятилетка имела целью восстановление пострадавших районов страны, достижения довоенного уровня промышленного и сельскохозяйственного производства. Основной упор делался на развитие тяжелой промышленности и транспорта.
Восстановление разрушенного хозяйства стало величайшим подвигом советского народа, истощенного суровыми испытаниями войны. Оно было проведено в рекордные (немыслимые, по оценкам западных экспертов) сроки - в течение шести-семи лет. К 1950 году был превышен довоенный уровень в производстве чугуна, стали, угля, нефти, электроэнергии и цемента. Тракторов было выпущено в 3 раза больше, чем в 1940 году.
Однако не удалось преодолеть однобокость в развитии экономики. Сельское хозяйство получало средства на развитие по остаточному принципу. Основные бюджетные ассигнования выделялись на перевооружение армии, флота и создание новых отраслей оборонной промышленности, таких как производство атомного оружия, ракетостроения, создание реактивной авиации, зенитно-ракетных комплексов и радиолокации. Промышленность быстро развивалась, а деревня продолжала бедствовать. С фронта не вернулись наиболее сильные, работоспособные мужчины, большинство которых погибло в боях, было искалечено. Производительные силы деревни были практически разрушены. Если в 1950 году основные производственные фонды промышленности возросли на 41% посравнению с 1940 годом, то в сельском хозяйстве лишь на 1%.
Важным этапом послевоенного развития страны явился пятилетний план развития народного хозяйства СССР (1951 1955).. Учитывая необходимость создания новой оборонной промышленности, производства новейшего поколения вооружения и военной техники, основой которой стало ракетно-ядерное оружие, в ответ на развертывание в гигантских размерах гонки вооружений на Западе, Советское правительство было вынуждено главный упор сделать на рост тяжелой индустрии. Какая-либо помощь от Запада исключалась, особенно в условиях прямого военного столкновения в период войны в Корее (1950-1953 гг.). В целом объем промышленной продукции должен был возрасти на 70%, а уровень сельскохозяйственного производства на 40-50%.
В результате напряженного труда советского народа объем валовой промышленной продукции увеличился на 85%. Вошли в строй около 3000 крупных промышленных объектов, в том числе Куйбышевская ГЭС, Череповецкий и Орско-Халиловский металлургические комбинаты, Волго-Донской канал, в 1954 году была пущена первая в мире Обнинская атомная электростанция.
Повышалось благосостояние народа. За 1946-1950 гг. был введен 201 млн. кв.м. жилья, что почти столько же, сколько за все довоенные пятилетки, вместе взятые. В 5 пятилетке эти показатели удвоились.
Однако плановые задания по развитию сельского хозяйства не были выполнены. Эта отрасль народного хозяйства продолжала отставать.
В целом первые послевоенные пятилетки представляли собой крупный шаг на пути восстановления и дальнейшего развития народного хозяйства СССР. Вновь проявила себя великая сила российского и всего советского общества - патриотизм и трудовой героизм народных масс. Вместе с тем, жесткая централизация управления, строгая подчиненность огромного хозяйственного механизма одному центру сдерживала творческий потенциал масс. Углубилось противоречие между центром и регионами, между жесткой структурой вертикальной подчиненности и демократическими тенденциями. Положение усугублял сложившийся культ личности И.В.Сталина, значительно возросший в годы Великой Отечественной войны. Страна стояла на пороге демократических перемен.