Региональная инновационная политика
В малых странах с выраженной федеральной доминантой, региональная инновационная политика должна концентрироваться на тех направлениях, которые объективно выпадают из поля зрения инновационной политики министерств, то есть не дублировать ее, а дополнять. Тогда ее индустриальное содержание можно определить следующим образом:
· системная поддержка малых инновационных предприятий;
· развитие инновационно активной местной промышленности;
· создание региональных элементов инновационной инфраструктуры, развитие коммуникаций, формирование информационных баз данных и банков знаний.
Главной задачей региональной инновационной политики является гуманизация научно-технического прогресса и формирование инновационной культурыв обществе и государстве.
Процесс гуманизациинаучно-технического прогресса предполагает гармонизацию триединой системы «природа-человек-экономика». Такой тип развития получил название «устойчивого», что было продекларировано на Конференции ООН по окружающей среде и развитию, состоявшейся в Рио-де-Жанейро в 1992 г.
Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь впервые была разработана в 1997 г. и сегодня в новой редакции действует на период до 2020 г. Она содержит в себе следующие стратегические цели:
· динамичное повышение уровня благосостояния личности и общества;
· обогащение культуры и нравственности народа на основе научно-инновацион-ного развития экономической, социальной и духовной сфер жизни;
· сохранение окружающей среды для нынешних и будущих поколений.
Однако реализация намеченных целей невозможна без формирования инновационной культуры как способности нации адекватно воспринимать и использовать с выгодой для себя изменения, происходящие в повседневной жизни, в быту и на производстве в результате воздействия научно-технического прогресса. Она является особой формой общечеловеческой культуры, направленной на научно-техни-ческий прогресс во всех сферах человеческой деятельности.
Понятие инновационной культуры впервые сформировано в документах ЕС, где она рассматривается как стратегический ресурс нового века. Инновационная культура является сегодня объективной реальностью.
Инновационная культура:
· формирует отношение общества к нововведениям как к особо значимой социальной ценности;
· создает основу для здоровой состязательности в различных сферах деятельности;
· способствует ускорению и повышению эффективности внедрения новых технологий и изобретений;
· противодействует бюрократическим тенденциям;
· содействует раскрытию инновационного потенциала личности и его реализации;
· оптимизирует соотношение между традициями и обновлением.
Инновационная культура не только формирует инновационное общественное сознание. Она отражает целостную ориентацию человека, закрепленную в мотивах, знаниях, умениях и навыках, а также образах и нормах поведения. В результате индивидуальное креативное мышлениеоказывает существенное влияние на основные составляющие профессиональной деятельности и производственных отношений, вооружает практику методами оценки и использования новшеств.
К креативным способностям личности относят:
· оригинальность как способность воспроизводить множество разнообразных, необычных и нестереотипных идей на основе продуцирования отдаленных ассоциаций, нешаблонность поиска решений технических проблем, изобретательность;
· любознательность как открытость всему новому и неизвестному, которая проявляется в повышенной активности и стремлении к поиску соответствующей информации;
· воображение как созидание образов в соответствии с творческими замыслами, реализуемыми в необычных и ценных (для личности или общества) продуктах деятельности;
· интуиция как подсознательное постижение истины или идеи на основе догадки, "внутреннего голоса" и предварительного рассуждения;
· творческое (дивергентное) мышление как интеллектуальный процесс создания нового;
· творческое отношение к профессии (уровень оригинальности мышления, импровизационность, открытость новому в деятельности и новаторстве).
Основы таких способностей закладываются инновационно ориентированным образованием.
Все рассмотренные механизмы реализации государственной инновационной политики по управлению инновационным процессом в управленческой науке объединяются единым термином - «стратегическое управление». В нем выделяют в три важнейшие составляющие (функции):
· планирование,
· организацию и
· мотивацию,
не считая «контроля», который хоть и относится к системным элементам, но выполняет функцию обратной связи.
Именно их совокупность делает управление как категорию процессом взаимосвязанных функций.
Под стратегическим управлением подразумевают не только его альтернативность тактической направленности, но и совокупность действий высшего руководства страны или компании по выполнению их целевой функции - роста интегральной конкурентоспособности экономики и, как следствие, благосостояния индивида и социума. Основываясь на вышеизложенном можно представить структурную схему стратегического управления следующим образом: