Глава 34. государственный бюджет. государственный долг

Перед изучением данной главы внимательно прослушайте введение к главе. Затем изучите последовательно материалы параграфов главы, обращаясь по мере необходимости к объектам «Видеоматериалы», «Глоссарий», «Персоналии». После изучения каждого параграфа рекомендуется выполнить тренировочные задания.

После изучения всех параграфов прослушайте основные выводы по главе. Затем проверьте свои знания по главе, выполнив контрольные задания и ответив на проблемные вопросы, приведенные ниже.

Проблемные вопросы

1. Что такое государственный бюджет, бюджетный профицит, бюджетный дефицит? Что лучше для экономики: бюджетный профицит или дефицит?

2. Почему возникает дефицит и какие известны методы борьбы с ним?

3. Как вы можете определить государственный долг? С социально-экономических позиций государственный долг является бременем для каждой страны. Почему?

4. Каким образом государственный долг влияет на экономику?

5. Можно ли избежать бюджетного дефицита и государственного долга?

34.1. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ: ПРОФИЦИТ И ДЕФИЦИТ

Государственный бюджет ¾ смета (роспись) государственных доходов и расходов по источникам поступления и основным каналам распределения.

Государственный бюджет может быть сведен с излишком или недостатком.

Бюджетный профицит (излишек) ¾ превышение доходов над расходами.

Бюджетный дефицит (недостаток) ¾ превышение расходов над доходами.

В экономике развитых стран бюджетный профицит встречается значительно реже, чем бюджетный дефицит. Отметим, что государственный бюджет РФ на 2002 г. сведен с профицитом в размере 127 млрд. руб. Это излишек может быть получен за счет высоких мировых цен за 1 баррель нефти. Если «нефтяная» цена упадет ниже заложенной при расчете доходов государственного бюджета, то профицита может и не быть. В связи с этим сосредоточим внимание на проблемах, связанных с бюджетным дефицитом.

В зависимости от государственного устройства бюджет бывает разных видов: федеральный, республиканский, местных органов власти (города, округа, края и т. д.). Целью государственных финансов является балансирование экономики, а не бюджета. В связи с этим федеральный бюджет следует рассматривать как инструмент достижения и поддержания макроэкономической стабильности. Поэтому правительство не должно сомневаться, идя на введение любых дефицитов или излишков для достижения этой цели. Одно вызывает беспокойство: что в развитых странах ежегодные бюджетные дефициты имеют место в условиях относительно мирной экономики, которая функционирует близко к уровню полной занятости.

Крупные дефициты подталкивают вверх ставки процента, что:

а) вызывает вытеснение частного инвестирования, в свою очередь как бы сталкивая экономику на путь замедленного роста в долгосрочном плане;

б) увеличивает спрос на ценные бумаги со стороны иностранцев, так как более высокий уровень процента по правительственным и частным ценным бумагам делает финансовые инвестиции более привлекательными для иностранцев; приток иностранных средств может способствовать финансированию и дефицита, и частных капиталовложений. Но такой приток средств вызывает прирост внешнего долга. А выплата процентов и погашение долгов иностранцам вызывают сокращение будущего национального производства;

в) приводит к росту спроса на ценные бумаги и, соответственно, вызывает рост международной стоимости национальной валюты, что обусловливает сокращение экспорта и рост импорта, а значит сдерживает развитие внутренней экономики.

Стимулирующее воздействие дефицита может быть сглажено как за счет эффекта вытеснения, так и отрицательного эффекта чистого экспорта, вызванного дефицитом.Крупные ежегодные бюджетные дефициты имеют тенденцию стимулировать импорт и сдерживать экспорт и нередко ведут к распродаже национального богатства. Эта цепочка причин-следствий длинна, но она дает возможность понять внутренний ход развития явлений, связанных с бюджетным дефицитом.

Рекомендация:

Наши рекомендации