Коммуникации в организации
Формальные сети в малых группах.
Рис. 10.2. Три общих вида сетей в малых группах
Критерии эффективности сетей.
Сети | |||
Критерий | Цепь | Колесо | Всеканальная |
Быстродействие | Умеренное | Быстрая | Быстрая |
Точность | Высокая | Высокая | Умеренная |
Влияние лидера | Умеренное | Высокое | Отсутствует |
Удовлетворение членов | Умеренное | Низкое | Высокое |
Неформальная сеть.
Сеть слухов имеет три основных характеристики. Во-первых, она не управляется менеджментом. Во-вторых, слухи воспринимаются большинством служащих как более понятные и надежные, чем формальные сообщения, исходящие от высшего начальства. В-третьих, эта сеть служит собственным интересам людей, включенных в нее.
Исследования показали, что, несмотря на то, что распространителями слухов является не более 10% человек, это обеспечивает доведение информации до каждого. Достоверность канала слухов достигает 75%. При повышении неопределенности и тревожности обстановки, количество слухов возрастает. Полностью устранить слухи НЕЛЬЗЯ. Можно попытаться уменьшить отрицательные последствия слухов.
Рекомендации по уменьшению отрицательных последствий слухов,
1. Объявите план принятия важных решений.
2. Проясняйте решения и поведение, которые могут показаться непонятными или секретными.
3. Проясняйте истоки и последствия текущих решений и будущих планов.
4. Открыто обсуждайте возможные наихудшие варианты - ничто не провоцирует тревоги больше, чем невысказанные фантазии.
Сопоставление формальных и неформальных сетей.
Коммуникационные сети | Каналы, по которым передается информация |
Формальные сети | Связанные с задачей коммуникации, повторяющие цепь управления |
Неформальные сети | Коммуникацион ное дерево (слухи) |
Компьютерные коммуникации
За последние 10-15 лет произошел технологический прорыв, значительно изменивший организационные коммуникации. В начале 20 века телефон резко сократил межличностные коммуникации. В конце 60-х годов фотокопирующие машины вытеснили копирку. С начала 80-х годов в организациях появились пейджеры, факсы, системы видеоконференций, электронных собраний, электронная почта, сотовые телефоны, передача голоса, персональные коммуникаторы размером с ладонь.
Современные коммуникации значительно обогатились компьютерными технологиями. К ним относятся электронная почта, внутриорганизационные (интранет) и внеорганизационные (экстранет) сети и видеоконференции. Электронная почта, например, радикально сократила число памятных записок, писем и телефонных звонков, которые служащие традиционно использовали для коммуникации.
Электронная почта. Использует Интернет для передачи и получения текстов и документов, созданных на компьютере. Большинство служащих в США регулярно используют электронную почту, получая в среднем по 31 письму в день. Некоторые организации облегчают ее использования, так все 300 000 служащих компании Ford во всем мире за 5 долларов в месяц имеют доступ к компьютеру, принтеру, модему и электронной почте.
Как средство коммуникации электронная почта имеет массу преимуществ. Послания быстро пишутся, редактируются и сохраняются. Они могут быть отправлены как одному, так и тысячам адресатов одним движением мыши. Стоимость сообщения составляет доли от стоимости распространения обычных писем или брошюр.
Легкость распространения электронных писем имеет и теневую сторону. Служащие не могут отделить полезную информацию от информационного мусора, они могут читать письма и писать их полный рабочий день. Электронные письма лишены эмоций и невербальных составляющих.
Интранет и экстранет связи.
Интранет – это частная, действующая внутри организации информационная сеть, которая выглядит и работает подобно Веб-сайту, но доступна только работникам данной организации. Такова, например внутренняя сеть IBM, связывающая 52000 работников фирмы в реальном времени и позволяющая им эффективно обмениваться идеями.
Кроме того организации создают внешние сети – экстранет – позволяющие им поддерживать непрерывную связь с важными клиентами, поставщиками и другими контрагентами.
Компьютерные коммуникации радикально изменили коммуникации в организациях. Электронные коммуникации устраняют необходимость присутствия на рабочем месте, чтобы быть доступным. Пропала четкая граница между рабочим и свободным временем. Теоретически служащий стал доступен 24 часа в сутки.
В результате развития электронных коммуникаций организации стали менее определенными. Сетевые средства коммуникации позволяют служащим свободнее связываться с различными уровнями своей организации, находиться дома, а не в офисе, с той же эффективностью связываться с работниками других организаций. Служащие сбыта фирмы Levi Strauss проверяют по электронным каналам наличие своей продукции на складах Wall-Mart и, при необходимости, пополняют или обновляют эти запасы. Стирается грань между работниками Levi Strauss и Wall-Mart.
С появлением электронной почты текстовые документы передаются со скоростью телефонного разговора.
Помимо явных преимуществ современных средств коммуникации, к их недостаткам относится то, что они не удовлетворяют потребности с общении и социальных контактах, что снижает удовлетворение от работы