Развитие демографии за рубежом в 19 веке 1 страница

В энциклопедиях появилось название «демография».

Строго систематически правила проведения переписи были обобщены великим бельгийским ученым Адольфом Кетле (1796-1874) при подготовке первой всеобщей переписи населения Бельгии 1846 г. Эти правила в доработанном виде были утверждены Санкт-Петербургским конгрессом Международного статистического комитета в 1872 г. В дальнейшем правила и принципы проведения переписей постоянно развивались и совершенствовались. В настоящее время эту работу ведет Статистическая комиссия ООН, которая регулярно издает соответствующие методологические пособия и справочники. В статистике населения принято различать три категории населения: постоянное, наличное и приписное (юридическое). Эти категории ввел в статистику населения А. Кетле.

Одним из самых известных демографических прогнозов-предостережений, по сути, является печально знаменитый закон народонаселения Т.Р. Мальтуса. Выдвигая свой тезис о том, что население растет в геометрической прогрессии (т. е. экспоненциально), а средства существования в арифметической прогрессии (т. е. линейно), Мальтус описывал те ужасные последствия (нищета, эпидемии, беспорядки, войны и т.п. беды), к которым, по его мнению, ведут быстрый рост населения и образующееся по этой причине перенаселение. «Опыт о законе народонаселения...» в кривом зеркале отразил вполне реальные проблемы экономического и социального развития на рубеже XVIII-XIX вв.

Посошковнаписал книгу «О скудности и богатстве». Описал население и его благосостояние. Писал, что благосостояние народа – сложная задача.

Татищевставил след задачи: умножение народа, довольство всех подданных, побуждение к трудолюбию, ремеслам, промыслам, торгам и земским работам. Анализировал миграции и межэтнические отношения, в т.ч. между русскими и башкирами. Руководил калмыцкой экспедицией.

Ломоносов"О размножении и сохранении Российского народа" - замечательное письмо, имеющее и сейчас большое значение по глубине своих мыслей. Основная цель, преследуемая Ломоносовым в письме - благо русского народа, желание указать пути для достижения его счастья.

Историк и писатель Н.М. Карамзин(1766—1826), изучал летописи Нестора жившего в XI в. и прозванного со слов Карамзина «отцом Российской истории». Карамзин еще в первом томе «Истории государства Российского» подчеркивал многонациональный состав населения России. (славянские+ иноплеменные: меря; Мурома;Черемиса, мешера, мордва; чудь и др)

Выдающийся русский ученый Д.И. Менделеев (1834—1907) внимательно следил не только за разви­тием науки и экономики, но и за демографическими процессами в России. Он высказал и свое отношение к мальтузианству в своей работе, говорил, что не надо сдерживать деторождение, а надо стремиться обеспечить детей.

Нач 20 в. Герман и Зиновьев вели демогр исслед-> впервые сост «таблицы жизненности»- «смертности».

Начало отечественной географии городов положили труды Арсеньева. Этот ученый проанализировал почти 500 городов России, причем он особо обратил на причины исчезновения русских городов, а также выделял прогрессивную роль городов

Д.И. Писарев (1840-1868) проявлял большой интерес к демографическим проблемам. «Очерки из истории труда» (1863), «Очерки из истории европейских народов. Итальянцы» (1867) и др. т.е писал про иностранные народы

В мире функционирует немало научных учреждений и организаций, которые исследуют проблемы демографии. (США - Центр демографических исследований при Пристонском университете и других университетах, Американская Ассоциация по вопросам населения; во Франции -Институт демографических исследований в Париже, в Китае — Ин­ститут экономики народонаселения Пекинского экономического института, в Российской Федерации — Институт социально-эко­номических проблем народонаселения РАН и др)

Важную роль призвана играть ООН и ее специализированные учреждения, такие как Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), Международная организация труда (МОТ), Продо­вольственная и сельскохозяйственная организация (ФАО), Про­граммы Развития Организации Объединенных Наций (ПРООН), Программа ООН по окружающей среде (ЮНЕП), Детский фонд (ЮНИСЕФ), региональные экономические комиссии и т.д.

В 1947 г. учреждена Комиссия по народонаселению, задача - орг-ия исслед-ий по числ-ти, структуре и динамике мирового населения, взаимодействию демогр. и соц.-экон. факторов. Комиссия также наблюдала за демогр. тенденц и политикой, рассматривала и оценивала прогресс в достижении целей Всемирного плана действий в области народонаселения. План действий был принят в 1974 г. на Всемирной конференции по народонаселению, состоявшейся в Бухаресте.

Впервые демогр. проблематика была вынесена на рас­смотрение Генеральной Ассамблеи ООН в 1957 г. 1967 г. в струк­туре ООН был учрежден Целевой фонд для деятельности в области народонаселения, который в 1969 г. реорганизован и переименован в Фонд ООН для деят-ти в области народонаселения (ЮНФПА). обязанность - аккумулировать и перераспределять средства на проведение программ в области народонаселения в разви­вающихся государствах.

В 1987 г. название Фонда было изменено на Фонд Организации Объединенных Наций в области народонаселения, хотя сокращение ЮНФПА осталось прежним. Основные функции ЮНФПА: -созд. механизма, способного учитывать потребности науки при планир. народонас-ия и семьи; поощр. пр-са осозн. роли демогр. фак­торов (роста народонас-ия, уровня рожд-ти и смер-ти, тер-го распр. и миграции);- оказание помощи правительствам при разработке целей и программ в области народонас-ия и предост. фи­нансовой помощи для их осущ-ия.

В январе 2004 г в Женеве состоялся Европейский форум по на­родонаселению обсуждались вопросы демографии, здравоохранения и социальной сферы. Они изучали стратегии и тенденции в области миграции, старения населения, рожд-ти и смер-ти, сексуального и репродук­тивного здоровья и прав.

Специализированные организации ООН работают в тесном кон­такте с ЮНФПА и дополняют его деятельность.

Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) изучает вопросы огранич рождаемости, ве­дет статистику заболеваемости и смертности, пропаганду грудного вскармливания и использования полезных для кормящих матерей продовольственных продуктов. ЮНИСЕФ, направляет свою деят-ть на снижение детской смертности и заболеваемости путем расширения программ вакцинации детей, поощрения грудного вскармливания, помогает в обучении медицинского персонала, предоставлении оборудования для приема родов и медикаментов.

ЮНЕСКО помогает решать демографические проблемы через просвещение населения, способ­ствует проведению демогр. политики, осуществляет проекты, касающиеся статуса женщин, соц., культурных и экон. аспектов вну­тр. и междунар. миграции.

МОТ осуществляет исследования в области взаимосвязи роста населения, занятости и положения трудящихся, роли и статуса жен­щин в семье и обществе, миграции рабочей силы, а также собирает и анализирует статистические данные по занятости и безработице.

Продовольственная и сельскохозяйственная организация Объ­единенных Цели: улучшение питания и повышение уровня жизни; совер­шенствование производства, переработки, сбыта и распределения всего производства и продукции сельского хозяйства, лесоводства и рыболовства; улучшение условий жизни сельского населения и, таким образом, ликвидация голода..Говоря о деятельности ООН в области народонаселения, отме­тим проведение Всемирных конференций по народонаселению в послевоенное время, первая состоялась в Риме (1954 г.), вторая — в Белграде (1965 г.), третья — в Бухаресте (1974 г.), четвертая — в Ме­хико (1984 г).

В нашей стране в настоящее время проведение переписи возложено на Государственный комитет РФ по статистике (Госкомстат РФ). В США переписи проводит Бюро цензов Министерства торговли. В других странах также имеются соответствующие органы.

В некоторых странах проведение переписей регламентируется конституцией. Например, в США Конституция этой страны устанавливает обязанность президента и администрации каждые 10 лет проводить переписи населения. Это связано с тем, что на основе данных переписей населения устанавливается число избирателей по территориям и их представительство в Конгрессе США. Согласно этому конституционному требованию, начиная с 1790 г. в США каждые 10 лет проводится перепись населения, и за эти 200 с лишним лет не было ни одной пропущенной переписи населения этой страны.

Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О Всероссийской переписи населения» принят Государственной Думой 20 ноября 2009 года и одобрен Советом Федерации 25 ноября 2009 года. Надо надеяться, что с принятием и введением в действие этого закона проведение переписей населения в нашей стране приобретет наконец-то устойчивый и регулярный характер и станет невозможной ситуация, подобная той, которая имела место с переписью 1999 года.

Переписные анкеты разных стран очень похожи. Для реализации государственных социальных программ, в том числе программ помощи неимущим, сиротам, бездомным и инвалидам, предотвращения преступности, увеличения занятости, в анкеты включаются вопросы о физическом и социальном здоровье населения, условиях работы, способах и времени проезда до места работы.

Вместе с тем, в каждой стране используются свои приемы в подготовке переписи, свои методы работы с населением, учитывающие национальные особенности и традиции общества.

За время проведения переписей населения накоплено достаточно практического опыта: есть универсальные способы, используемые при проведении переписей, а есть и специфические моменты, связанные с политическим строем, этническим составом и другими особенностями различных государств.

При подготовке Всероссийской переписи населения обращение к опыту организации и проведения подобных кампаний в других странах как никогда актуально: это продиктовано не простым любопытством, а желанием избежать повторения ошибок и найти эффективное решение возможных проблем.

Вопрос о национальности (Югославия, Болгария), вопрос об этнической принадлежности (Румыния, Канада)

Вопрос о гражданстве и подданстве (монархия – подданство, республика – гражданство) - во всех странах Европы и Америки. В некоторых странах применяют обобщенные показатели гражданства (страну рождения) – характерно для стран центральной и южной Африки. Нац-ть детей при переписи определяется родителями, если родители сомневаются или у них разные нац-ти, то в больш-ве стран предпочтение отдается женщинам (кроме исламских стран).

19. Стейкхолдеры и корпоративная социальная ответственность. Формы взаимоотношений.

Можно рассмотреть основные возможные результаты корпора­тивной социальной ответственности, которые можно отнести к фактам, воздействующим на экономические показатели деятельности компании, т.е. те, которые в той или иной степени формируют добавленную стои­мость компании. Конечно, главный видимый эффект корпоративной благотворительности - это усиление благожелательного отношения и укрепление связей компании со своими партнерами - стейкхолдерами (stakeholders), под которыми понимается группа или отдельные лица, испытывающие на себе влияние со стороны корпорации или оказы­вающие влияние на нее, имеющие определенный «интерес», «участие» в бизнесе (stake in business).

К основным стейкхолдерам относятся следующие категории парт­неров:

- коммерческие контрагенты компании (прежде всего покупатели, поставщики и др.);

- сотрудники компании;

- инвесторы;

- местное сообщество (администрация и общество).

Рассмотрим подробнее характер взаимоотношений.

1. Взаимоотношения с коммерческими контрагентами.

Иссле­дования зарубежных ученых показывают, что чувствительность поку­пателей к высокому имиджу социально ответственной компании - су­щественная движущая сила роста прибыли компании за счет:

- повышения узнаваемости торговой марки компании, улучшения ее имиджа;

- повышения уровня благожелательности покупателей;

- расширения потенциальной клиентской базы;

- развития новых рынков;

- получения дополнительного конкурентного преимущества и рас­ширения сбыта продукции и услуг компании.

Компания, осуществляющая благотворительную деятельность, выглядит в глазах потребителей ее главных продуктов и услуг более привлекательно. Исследования показывают, что при выборе продуктов при прочих равных характеристиках покупателей отдадут предпочте­ние тому товару, на ценнике которого указано, что определенный про­цент от цены товара будет направлен на благотворительность.

Например, исследования, проведенные Council on Foundations (США), подтверждают интересные количественные зависимости. По полученным данным 95% покупателей и клиентов компании, ведущей активную благотворительность, готовы продолжить сотрудничество с компанией, а среди клиентов, давших низкую оценку благотворитель­ной активности компании, только 66% предполагают вести с ней бизнес дальше. Рекомендовать услуги компании другим лицам готовы 88% клиентов, высоко оценивающих благотворительность компании, и 56% гех, кто оценивает ее низко. Среди клиентов, которые впервые имели дело с компанией, 80% высоко оценивающих ее благотворительный имидж подтвердили желание повторно воспользоваться ее услугами, в го время как у компании с низкой социальной активностью это число (•оставляет всего лишь 46%.64

2. Сотрудники компании. Укрепление взаимоотношений с пер­соналом компании, повышение привлекательности компании как объ­екта трудоустройства и, в конечном итоге стимулирование роста произ-иодительности труда, выступают очевидным следствием высокого со­циального имиджа компании, сформированного благотворительной деятельностью.

Безусловно, работа в компании с высоким общественным прести­жем - это ощутимый стимул укрепления корпоративного морального духа и благонадежности, усиления мотивации к труду.

Международные и отечественные исследования показывают, что персонал компании, ведущей активную КСО, воспринимает ее как вы­полнении части ее миссии - за счет ощущения своей сопричастности к акту благотворительности. Как результат, ослабевают амбиции сотруд­ников по росту зарплаты и социальным спорам, поведение членов коллектива становится более спокойным, сдержанным и достойным.

Дело в том, что при реализации образовательных, оздоровитель­ных и профессиональных благотворительных программ, фактически направленных на потенциальных сотрудников, компания в перспективе обеспечивает себя высокопрофессиональными и здоровыми кадрами.

Стимулирующее воздействие благотворительности на улучшение взаимоотношений с персоналом компаний имеет ощутимые экономиче­ские результаты для компаний, ведет к росту ее прибыли, в частности, за счет:

- экономии затрат на рекрутинг (облегчается процедура найма в престижную компанию: появляются многочисленные желающие рабо­тать в компании);

- экономии прямых издержек по оплате труда (возможность найма сотрудников, высоко ценящих престижность работы в данной компа­нии, за меньшую зарплату);

- экономии затрат на содержание штата специалистов по работе с кадрами, юристов по трудовому законодательству, психологов, социо­логов (снижение текучести кадров, повышение уровня социального со­гласия, уменьшение количества трудовых споров);

- экономии затрат на доподготовку и переподготовку кадров и, соответственно, на обеспечение роста производительности труда (в слу­чае найма на работу молодых специалистов, подготовленных по специ­альным школьным и вузовским программам, финансируемым благо­творительными программами компании);

- повышения производительности труда посредством усиления мотивации к труду и социальной стабильности в коллективе.

Исследования показывают, что в компаниях с высокой благотво­рительной активностью 75% сотрудников намерены продолжать работу в компании, в то время как в компаниях с низким уровнем развития благотворительности таких сотрудников - всего 48%.

Кроме того, выявлена и такая зависимость: сотрудники, которые высоко оценивают благотворительную деятельность компании, в четы­ре раза чаще определяют компанию как «щедрую» (и, соответственно, подсознательно предполагают распространение этого свойства и на се­бя), чем сотрудники, которые низко оценивают благотворительную дея­тельность компании.

3. Инвесторы (реальные и потенциальные держатели акций компании). Стоимость компании непосредственно зависит от рыноч­ной стоимости акций компании, динамики их движения на фондовом рынке, что, в свою очередь, во многом определяется поведением ак­ционеров компании.

Дело в том, что не все реальные и потенциальные акционеры ком­пании имеют возможность, время, желание и нужную квалификацию вникать в подробности финансового состояния компании для принятия решений о своем дальнейшем экономическом поведении. В этой ситуа­ции высокий благотворительный имидж служит своеобразным индика­тором успеха и процветания компании, демонстрирует ее устойчивость и вызывает позитивное отношение инвесторов, их «спокойствие» за бу­дущее объекта инвестиций.

С точки зрения компании важными результатами благотворитель­ности являются:

- укрепление стабильности движения курса акций компании на фондовом рынке;

- повышение инвестиционной привлекательности для потенци­альных акционеров.

Значение фактора социально ответственного поведения компаний для укрепления устойчивости на фондовых рынках признано западны­ми финансовыми аналитиками и учитываются при построении фондовых показателей.65

4. Местное сообщество (администрация и общественность). Деловая среда - это одна из важных составляющих успеха бизнеса. Обеспечение благожелательного отношения со стороны администрации муниципального образования, региона, контрольных и правовых орга­нов, поддержание добрососедских отношений с местной общественно­стью требуют от компании постоянной работы и значительных финан­совых ресурсов.

В указанном аспекте благотворительность имеет гораздо более ощутимые, чем традиционные методы последствия (как социальные, гак и экономические).

Активная благотворительная деятельность компании, формируя се высокий социальный имидж, ограждает компанию от излишне при­стального внимания со стороны административных и контрольных ор­ганов, снижает «входной» барьер в верхние административные и деловые круги, стимулирует готовность администрации и общественности помогать делам компании. Обычно практические результаты таковы:

- снижение транзакционных издержек за счет снижения админи­стративных и бюрократических барьеров (представительские расходы, дополнительные затраты на лицензирование, различные разрешения, проверки и пр.);

- дополнительные конкурентные преимущества в тендерах, объ­являемых государственными и общественными организациями;

- дополнительные преимущества при распределении необходи­мых компании ресурсов: земли, лицензий, разрешений и пр.

Итак, суммируя отмеченные выше эффекты реализации благотво­рительных программ, устанавливаем, что обобщающими экономически­ми результатами благотворительной деятельности компании являются:

- улучшение деловой среды;

- снижение текущих и капитальных издержек в настоящем и бу­дущем;

- снижение текучести кадров, рост производительности труда;

- повышение отдачи на вложенный капитал;

- улучшение имиджа компании и престижности ее торговой марки;

- усиление маркетинговой корпоративной стратегии.

Нужно отметить, что большинство отмеченных выше традицион­ных для развитых обществ зависимостей в российских условиях либо не нашли еще форм реализации, либо имеют существенные особенности.

Выше мы отмечали, при эконометрическом подходе к оценке эф­фекта от благотворительности необходимо оценить качественные фак­торы в количественной (прежде всего стоимостной) форме и отразить их в системе показателей. При этом возникает естественный вопрос: возможна ли такая оценка применительно к экономическим результа­там столь специфического направления деятельности корпораций, как благотворительность?

В зарубежных странах, особенно в США, где благотворитель­ность превратилась в развитую индустрию со встроенными элементами инвестиционной стратегии, проблеме измерения экономических ре­зультатов корпоративной социальной ответственности уделяется нема­лое внимание, и однако же добиться отражения экономического эффек­та благотворительности в системе привычных для экономистов показа­телей пока не удалось.

Главная проблема заключается не только в относительной новиз­не подхода к корпоративной благотворительности как специфическому инвестиционному процессу, но и в том, что и затраты, и результаты в данном направлении корпоративной деятельности носят своеобразный (с экономической точки зрения) характер, а именно:

• инвестиции в благотворительные проекты носят преимущест­венно долгосрочный характер, проявление эффекта возможно в пер­спективе, выходящей за традиционные рамки инвестиционных расчетов (более 10 лет);

• экономический эффект для корпорации от ее благотворительных затрат:

- имеет высокую степень неопределенности;

- носит опосредованный характер (проявляется через изменение поведения партнеров компании);

- зависит от субъективных фактов (информированности партне­ров, их субъективных оценок и мотиваций);

- имеет отложенный и распределенный во времени характер про­явления;

- не всегда поддается точной количественной оценке.

Отмечая указанные выше особенности, специалисты признают, что совокупный экономический эффект КСО невозможно выявить в чистом виде. Очистить от влияния прочих факторов и в полном объеме оценить в стоимостной форме.

Вместе с тем, невозможность точно определить зависимость меж­ду ростом стоимости компании и эффективности благотворительной деятельности совершенно не препятствует построению показателей, оценивающих степень влияния благотворительности на основной биз­нес компании, т.е. дающих косвенные оценки эффективности благотво­рительности с точки зрения экономики корпорации.

Анализ показывает, что многие крупнейшие зарубежные компа­нии пытаются разрабатывать методики оценки эффективности своей благотворительной деятельности. Например, отдел качества компании Johnson&Johnson разрабатывает не только стандарты для производи­мой продукции, но и критерии оценки эффективности корпоративной филантропии. Кроме того, активно исследуют эту проблему такие ком­пании, как Ford Motor Company, Baxter International, British Petroleum, Shell, Universal и др. Например, как отмечается в годовом отчете Ford Motor Company: «Мы убеждены, что корпоративное гражданство созда­ет добавочную стоимость и для общества и для акционеров компании, наша задача определить, измерить, использовать эту стоимость».66

Исследователи западных компаний разработали ряд методик и по­казателей, которые активно используются в оценке и оптимизации корпо­ративной социальной ответственности. Отмечается одна из самых инте­ресных разработок - Индекс корпоративной благотворительности (Corpo­rate Philanthropy Index - CPI) и создание на его основе методики оценки-поведения главных партнеров компании (стейкхолдеров). Этот индекс разработан по заказу некоторых корпораций американским Council on Inundations (COF) совместно с компанией Walker information Inc.

Индекс CPI имеет пятибалльную систему и может быть комбини­рованным, т.е. возможно оценить воздействие благотворительности на всех заинтересованных партнеров компании, или же обособленным, по отдельным категориям - покупателям, служащим и т.д.

На основе индекса CPI и прилагаемых опросных методик каждая компания может проследить количественную взаимосвязь благотвори­тельности и бизнеса и сделать выводы о тех показателях деятельность компании, на которые воздействует благотворительная деятельность.

Необходимо отметить, что эта методика не позволяет определять традиционные показатели эффективности, поскольку строится не на аб­солютных стоимостных оценках, а на экспертных оценках. Особен­ность данной методики состоит в том, что (в отличие, например, от по­строения показателя социальной отдачи на инвестиции (SROI), наце­ленного на изучение социального эффекта в отраслях, потребляющих благотворительные средства или в сфере социально-ориентированного бизнеса) она оценивает степень полезности благотворительных инве­стиций с точки зрения самой компании-донора, с позиций содействия росту ее основного бизнеса.

Использование этой методики позволяет устанавливать количест­венные корреляции и проводить систематический мониторинг степени воздействия благотворительной деятельности на усиления факторов роста стоимости компании, грамотно выстраивать свою благотвори­тельную стратегию. Индекса CPI достаточно активно используется аме­риканскими компаниями для оценки воздействия благотворительных программ на рост стоимости бизнеса.

Итак, КСО независимо от того, осознается это руководством ком­пании или нет, выступает фактором, позитивно воздействующем на экономические показатели деятельности компании и на ее стоимость как интегральный экономический показатель. Понимание этого обстоя­тельства и грамотное построение благотворительной стратегии может стать важным инструментом корпоративного управления. Повышение экономической эффективности связано с точным учетом и оптимизаци­ей затрат компании на благотворительность, что предполагает:

• точную оценку произведенных затрат на благотворительность и анализ направлений и эффективности их расходования;

• реализацию проектного подхода к благотворительности путем постатейного бюджетирования проекта и полной стоимостной оценки расходов;

• оценку оптимальности расходов на благотворительность в об­щей структуре расходов компании и их адекватности уровню доходов компании.

В качестве рекомендаций по усилению воздействия благотвори­тельной деятельности российских компаний на рост стоимости можно отнести следующие оптимизирующие меры, осуществляющие не в ущерб социальной направленности филантропических мероприятий:

1)целесообразно повысить благотворительную активность в тех сферах, которые соответствуют профилю основного бизнеса компании;

2)благотворительные инициативы должны быть эффективными и оптимизированными и восприниматься окружением как эффективные;

3)партнеры компании (стейкхолдеры) должны быть максимально осведомлены о благотворительной активности компании.

20. Типы корпоративной социальной ответственности («Пирамида Керолла») и их краткая характеристика.

Социальная жизнь характерна различными событиями. Однако, анализ показывает, что для общественной жизни весьма важными являются нравственные проблемы. В этой связи, уместно привести слова Л.Н.Толстого: «Человечеству только кажется, что оно занимается торговлей, войнами, искусствами, политикой и т.п. На самом деле единственное, что оно делает, оно уясняет себе нравственные законы, по которым оно живет». Проведение умелой политики корпоративной социальной ответственности позволяет усваивать нравственные законы общества. В ходе дискуссий 1970-х и 1980-х гг. в Западных странах удалось выделить четыре типа корпоративной социальной ответственности:

- экономическая;

- правовая;

-этическая;

- дискреционная.

Автор этого подхода А. Керолл дискреционную ответственность соотнес со сферой, в которой общество еще не сформировало каких-либо ясных ожиданий и которая предполагает индивидуальный добровольный выбор менеджера. По его мнению, указанные выше четыре типа не являются взаимоисключающими и не образуют отдельных полюсов с экономическими или социальными интересами. Они соотнесены между собой в порядке исторической эволюции. Но при этом отмечается, что хотя все этих четыре типа существуют одновременно в бизнес-организациях, но история бизнеса свидетельствует, что более раннее внимание уделено экономическим и правовым аспектам, а более позднее - аспектам этическим и дискреционным.

В современной трактовке типы совокупной социальной ответственности трансформировались и представляют такую пирамиду (рис. l). В основе пирамиды находится экономическая ответственность, что непосредственно определяется базовой функцией корпорации на рынке как производителя товаров и услуг, позволяющих удовлетворять потребности потребителей и, соответственно, извлекать прибыль. Правовая ответственность предполагает необходимость действий бизнеса в рамках законов, соответствие деятельности корпорации ожиданиям обществa в соответствии с действующими законами. Этическая ответственность, как нравственный ориентир, требует от деловой практики соответствия ожиданиям общества, не оговоренным специально в соответствующих правовых нормах, но основанных на существующих неписанных нормах морали.

СОВОКУПНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ Дискреционная ответственность
Этическая ответственность  
Правовая ответственность  
Экономическая ответственность  

Рис.1 - Типы корпоративной социальной ответственности

Дискреционная (филонтропическая) ответственность побуждает корпорацию к действиям, направленным на поддержание и развитие благосостояния общества через ее добровольное участие в реализации социальных программ. Отсюда следует, что корпорация, исповедующая корпоративную социальную ответственность, должна стремиться получать постоянную прибыль, исполнять законы, быть этичной и испытывать стремление к хорошим гражданским манерам.

Наши рекомендации