Условия обучения, в которых находятся
Российские студенты в России, %
Гуманитарные | Естественные, технические науки | |
хорошие | ||
удовлетворительные | ||
затрудняюсь ответить | ||
неудовлетворительные | ||
плохие |
Гуманитарные | Естественные, технические науки | |
хорошие | ||
удовлетворительные | ||
затрудняюсь ответить | ||
неудовлетворительные | ||
плохие |
Как видно из таблицы большинство «голосов» было отдано варианту ответа «удовлетворительные», т.е. условия в российских ВУЗах (а точнее в тех, где обучаются наши студенты) в принципе неплохие, но могли быть и намного лучше. Хотя стоит заметить, что 8% предпочли вариант ответа «хорошие», т.е. их устраивают те условия, в которых находятся нынешние студенты, а конкретно они сами. Если объединить отрицательные ответы «неудовлетворительные условия» и «плохие», то можно увидеть, что треть студентов считает, что те условия, в которых находятся нынешние российские студенты отвратительные, а это значит, что они требуют вмешательств и своего рода реформ.
Немаловажным является тот факт, что большинство российских студентов очень заинтересованы в том, что выплаты стипендий и премий за границей отличаются от того же в нашей стране. Но насколько они разнятся? Это нам и нужно было узнать. Задавая вопрос о том, отличаются ли стипендии/выплаты в зарубежных ВУЗах и «Наших», мы рассчитывали получить данные не столько о цифрах и том диапазоне разницы, сколько узнать соображения нынешних студентов на данный счёт.
Что конкретно представляет собой стипендия за рубежом и в Российских ВУЗах? За границей все стипендии можно разделить на две основные группы: первую составляют стипендии, выделяемые в качестве скидки на оплату обучения (порой она доходит до 100%, это вариант носит название tuition waiver); вторую – стипендии «на жизнь», позволяющие оплачивать расходы на проживание. Вариант максимально возможной стипендии зачастую носит название fellowship (от лат. soror – сестра, frater – брат, переводится как «сообщество», «братство») и предполагает возмещение расходов на обучение и проживание. Как правило, в тех странах, где обучение в государственных вузах бесплатное и это условие распространяется на иностранцев, речь идет именно о стипендиях «на жизнь». В странах, где бесплатного образования не существует, стипендии чаще всего представляют собой скидку на оплату обучения. К этой группе относится большинство стипендий, выделяемых непосредственно самими учебными заведениями. В англоязычных странах, где они распространены наиболее широко, стипендии носят название Scholarships. Размер их обычно невелик (1000–3000 долл.), а основанием для получения служат особые заслуги студента: отличная успеваемость, активное участие в научной работе, выдающиеся достижения в спорте».
Стипендия в России — регулярная финансовая помощь, оказываемая оплатой обучения, а иногда и выдачей ежемесячного пособия учащимся, как правило, средних специальных и высших учебных заведений, а также аспирантам и докторантам. По видам стипендии бывают: академические (выдаётся в течение семестра по итогам предыдущей сессии в зависимости от успешности сдачи), социальные (выдаётся нуждающимся в случае, если они не получают обычную стипендию), также есть стипендии почётные И стипендии предприятия.
Поскольку нас интересовали впечатления современных студентов, мы посчитали нужным, сравнить мнения относительно выплат с той специальностью, на которой учится наш студент. (Таблица 2.4).
Таблица 2.4 Уровень стипендий и других выплат студентам за рубежом по сравнению с Россией, % | ||
Гуманитарные | Естественные, технические науки | |
выше, чем у нас | ||
такой же, как у нас | ||
ниже, чем у нас | ||
затрудняюсь оценить |
Можно с уверенностью заявить, что подавляющее большинство студентов считают, что уровень стипендий и выплат за рубежом выше, чем у нас в России. Замечено, что мнения относительно размера выплат/стипендий в зарубежных странах идентичны и для «последователей» гуманитарных наук, и для «технарей». Также нужно отметить, что 15% студентов всё же воздержались от ответа на данный вопрос, что, возможно, указывает на низкий уровень информированности их в этой среде. Также всего 2% ответили, что стипендии «там» и «здесь» не отличаются. Лишь 1% студентов считает, что стипендии в заграничных ВУЗах ниже, чем в наших. В данном случае является реальным указать, что некоторые молодые люди не осведомлены о данном положении вещей, и указывать на то, что уровень заграничных стипендий ниже, чем российских (если судить по данным о выплатах, указанных выше) – значит, либо быть некомпетентным в этой области, либо иметь какое-то конкретное мнение по этому поводу (личные причины, соображения).
На основании полученных данных мы можем сделать основной вывод по данному блоку. Если задать конкретный вопрос студенту, по каким причинам он поедет учиться за границу, то в большей степени их интересует улучшение языка и перспективы карьерного роста, которыми располагает диплом зарубежного ВУЗа. О престижности заграничных университетов знают большинство студентов; правовые нормы стран, в которых предположительно бы хотели обучаться студенты, а также особенности поступления и стоимость обучения вызывали затруднения в оценивании своей информированности. Наши студенты считают, что те условия обучения, в которых находятся зарубежные студенты, намного лучше и превосходят условия, предлагаемые российскими ВУЗами. Также в ходе исследования выявлено, помимо того, что условия за рубежом лучше наших условий, стипендии и премиальные выплаты также имеют различия и не в лучшую сторону для наших студентов. Всё это даёт нам повод говорить о том, что всё же наши студенты в большей степени осведомлены и информированы о положении вещей в заграничных странах и соответственно ВУЗах.