График выполнения и сдачи заданий по СРС 7 страница

Нормативы платы за право пользования природными ресурсами, а также на их воспроизводство и охрану утверждались государственными органами. Сумма платежей поступала либо в бюджеты различных уровней, либо в целевые бюджетные ресурсные фонды, которые создавались за счет отчислений от платежей на воспроизводство и охрану природных ресурсов. Указанная выше структура платежей была трансформирована в систему ресурсных налогов с упразднением всех целевых фондов и консолидацией поступающих средств непосредственно в бюджеты всех уровней. С этого времени должны вводиться следующие ресурсные налоги:

· акцизы на отдельные виды сырья, товаров и услуг;

· налог на пользование недрами;

· налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы;

· налог на дополнительный доход от добычи углеводородов;

· лесной налог;

· водный налог;

· сбор за право пользования объектами животного мира и водными биоресурсами;

· земельный налог;

· республиканский и местный лицензионные сборы.

Что же касается доли ресурсных платежей в совокупных доходах, то к настоящему времени она не велика. Во второй половине 90-х гг. удельный вес платежей за природопользование в консолидированном республиканском бюджете составил от 3 до 5%.

Существенное значение в системе платного природопользования должны получить штрафы, различного рода санкции за нерациональное использование природных ресурсов и загрязнение окружающей среды. В случае выбытия земель из-за их нерационального использования (несанкционированное складирование отходов, загрязнение тяжелыми металлами, радиоактивными элементами, почворазрушающая обработка земли и т.д.), загрязнения воды и воздуха сверх допустимых нормативов при авариях и пр. должны применяться жесткие санкции, включающие экономическую и правовую ответственность. В частности, значительным должен быть размер штрафов, чтобы оказать реальное влияние на деятельность производителя.

Проблемы совершенствования ценообразования в экономике, и, прежде всего, в природоэксплуатирующих отраслях, имеют важное значение для совершенствования природопользования. Здесь можно выделить два аспекта. Во-первых, многие проблемы использования достижений научно-технического прогресса, внедрения малоотходных технологий наталкиваются на неэффективность ресурсосбережения при низких ценах на природные ресурсы. Оказывается, гораздо более выгодно проводить ресурсорасточительную политику и компенсировать отсталость технологий перепотреблением ресурсов. В этих условиях разумное повышение цен на природные ресурсы, более полный учет экологического фактора в цене на продукцию природоэксплуатирующих отраслей стимулировали бы переход производителей в народном хозяйстве на режим ресурсосбережения с использованием вторичных ресурсов.

Во-вторых, цена должна более полно учитывать уровень экологической безопасности продукции. Продукция чистая в экологическом отношении должна иметь более низкую цену и быть более предпочтительной для потребителя по сравнению с продукцией, производство которой связано с негативным влиянием на окружающую среду или которая сама по себе представляет опасность для человека и природы в процессе потребления или в виде отходов. И здесь необходимо использовать механизм налогов на экологически опасную продукцию, наценок, субсидий и льгот для производителей и потребителей чистой продукции. Например, в сельском хозяйстве для производителей должно быть выгоднее использовать биологические средства защиты растений по сравнению с пестицидами, органические удобрения по сравнению с минеральными.

Создание рынка природных ресурсов целесообразно в условиях их дефицитности и возможности получения значительных средств за их продажу. Это особенно актуально в условиях огромного природного богатства Казахстана и дефицита средств для его рационального использования и охраны. Цивилизованный рынок ресурсов может позволить активно вовлечь иностранный капитал в природоэксплуатирующие отрасли. Создание бирж природных ресурсов, проведение аукционов, где на конкурсной основе казахстанские и иностранные предприниматели могли бы покупать природные ресурсы, право на их разработку или аренду, при жестком экологическом контроле и комплексной экологической экспертизе позволили бы существенно увеличить государственные и региональные доходы от природопользования.

Рынок природных ресурсов (прежде всего земли) должен предусматривать и создание ипотечной системы, что позволит владельцам ресурсов закладывать их для получения инвестиций в развитие производства.

С каждым годом все острее становится проблема ликвидации загрязнений окружающей среды в результате аварий и катастроф. Об их колоссальном эколого-экономическом ущербе свидетельствуют данные только по многочисленным авариям на нефтепроводах. И здесь возможным экономическим механизмом предотвращения или смягчения последствий аварий является экологическое страхование. Под экологическим страхованием понимается страхование ответственности предприятий — источников повышенного риска за причинение убытков в связи с аварией, технологическим сбоем или стихийным бедствием, приводящим и к загрязнению окружающей среды, т.е. страхование рисков, а также страхование имущества от экологических аварий и катастроф. Экологическое страхование может осуществляться в двух формах: как обязательное (государственное) и как добровольное страхование юридических лиц (предприятий) любой формы собственности. В настоящее время эта область страховой деятельности развивается медленно из-за отсутствия достаточной законодательной базы и, как следствие, утвержденных нормативно-методических материалов.

В перспективе же, создаваемые страховые компании, позволят решить ряд экономических задач: компенсировать убытки, образующиеся у застрахованного предприятия и третьих лиц в результате загрязнения окружающей среды; экономически стимулировать предотвращение аварий за счет увеличения противоаварийных затрат со стороны страховой компании при уменьшении затрат самого страхователя; повысить эффективность использования денежных средств, концентрируемых в страховых фондах, и т.д.

Важным инструментом регулирования природопользования является экологическая экспертиза проектов.

Экологическая экспертиза является процедурой установления соответствия намечаемой хозяйственной деятельности экологическим требованиям в целях предупреждения возможных неблагоприятных воздействий этой деятельности на окружающую среду и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий реализации объекта экологической экспертизы. Фактически она представляет собой инструмент государственного превентивного контроля в природоохранной сфере, позволяющий вырабатывать такие хозяйственные решения, которые не несут за собой экологическую опасность, как для общества, так и для природы.

В основе экспертизы лежат несколько принципов. Во-первых, это обязательность ее проведения, что означает фактически сплошную экспертную оценку проектов. Без экологической экспертизы проектные решения приниматься не могут. Во-вторых, - комплексность оценки воздействия на окружающую среду и его последствий. В-третьих, - независимость экспертов. В-четвертых, - гласность и учет общественного мнения. В-пятых, - достоверность и полнота информации о воздействии того или иного проекта на окружающую среду. Итогом экологической экспертизы является экспертное заключение, после получения которого (в случае положительных выводов) можно приступать к реализации проектных решений.

3. Система экономических инструментов природоохранной деятельности включает в себя:

- налоговую политику;

- субсидии и льготное кредитование;

- ускоренную амортизацию фондов природоохранного назначения;

- продажу прав на загрязнение;

- использование принципа «залог—возврат»;

- штрафы;

- платежи за загрязнение и размещение отходов.

Большинство данных направлений уже показало свою экологическую эффективность во многих странах мира. Особенно широко используемым и эффективным инструментом считаются налоги. Экологические (их часто называют «зеленые») налоги призваны решать по крайней мере две задачи: во-первых, сделать стоимость продукции более адекватной по отношению к затратам, в том числе природных ресурсов, и ущербам, наносимым окружающей среде; во-вторых, способствовать компенсации экологического ущерба самим загрязнителем, а не всем обществом (т.е. способствовать реализации принципа «загрязнитель платит» и интернализации, «замыканию» экстернальных затрат). «Зеленые» налоги могут выполнять как стимулирующую роль для развития экологосбалансированных производств и видов деятельности, так и «подавляющую» для природоемкой деятельности. Здесь государство дает только первоначальный толчок, с помощью налогов воздействуя на цены, а все остальное по идее должны делать рыночные механизмы - воздействовать на поведение производителя и потребителя, на спрос и предложение продукции в зависимости от степени ее экологичности и пр.

В общем случае для производителей налоговые льготы должны устанавливаться с учетом уровня проведения природоохранных мероприятий, экологичности вида деятельности. При осуществлении эффективной природоохранной деятельности целесообразно уменьшение налогооблагаемой прибыли. Здесь примером может быть сокращение налогооблагаемой прибыли на сумму, которую предприятие реинвестировало на природоохранные цели.

В ряде случаев налоги вообще могут не взиматься. Например, от налогообложения освобождаются экологические фонды. Такую политику целесообразно проводить и для доходов предприятий, полученных от утилизации различного рода вторичных ресурсов и отходов, для добровольных взносов организаций и населения, а также российских и иностранных грантов на природоохранные цели и пр.

В экологоориентированной налоговой системе можно выделить четыре аспекта: отраслевой, технологический, региональный и продуктовый. С позиций перехода экономики к устойчивому типу развития, ее экологизации и структурной перестройки система налогов должна предусматривать повышенные налоги на природоэксплуатирующие отрасли и сектора, находящиеся в начале природно-продуктовой вертикали, что снизит эффективность инвестиций в их развитие (см. предыдущий параграф). Здесь налоги могут играть роль пресса, подавляющего природоемкую деятельность или переключающего эту деятельность на экологосбалансированную. В свою очередь, обрабатывающие, обслуживающие, инфраструктурные отрасли, находящиеся ближе к концу природно-продуктовой вертикали, должны облагаться пониженными налогами, стимулирующими их развитие. Такая система налогов свойственна стимулирующему и жесткому типам экономического механизма природопользования.

Пониженные налоги должны применяться для ресурсосберегающих и малоотходных технологий. Техногенные и природоемкие производства и технологии должны облагаться повышенными налогами.

Существен и региональный аспект налогообложения. В регионах с напряженной экологической ситуацией система налогообложения должна быть «мягче» по сравнению с экологически благополучными районами для всех видов деятельности, связанных с реабилитацией территории или повышенными затратами из-за дополнительных экологических издержек.

Налоговые льготы должны предоставляться государственным и частным предприятиям и организациям, производящим природоохранное и экологичное оборудование, материалы, а также осуществляющим экологические услуги (строительство и реконструкция природоохранных объектов и т.д.). Повышенные налоги должны использоваться при обложении экологически опасной продукции — озоноразрушающих препаратов, этилированного бензина, пестицидов, энергоемкой техники и пр.

Много внимания уделяется введению «зеленых» налогов в США. В 1989 г. в целях сокращения производства фреонов, разрушающих озоновый слой, здесь был введен налог на их продажу. Для того чтобы дать промышленности время на переход к производству заменяющей широко используемые фреоны продукции, этот налог был установлен прогрессивным во времени. Как показали имеющиеся в США исследования, введение даже ограниченного числа «зеленых» налогов позволило бы ежегодно получить дополнительно в федеральный бюджет 100 млрд. долл.

Наиболее реально в ближайшее время широкое введение многими странами мира углеродного налога - налога на выбросы углерода в результате сжигания ископаемого топлива. Угроза глобального потепления, подписанные международные соглашения об обязательствах государств по снижению выбросов углерода делают введение этого налога необходимым. Он уже действует в Финляндии и Нидерландах. Даже по минимальным ставкам углеродного налога за выбросы в атмосферу в размере 10 долл. за 1 т в развитых странах будет возможно получение дополнительно 25 млрд. долл. в год. Налог должен быть значительно дифференцирован в зависимости от источника поступления углерода в атмосферу. Так, при налогообложении различных видов топливно-энергетических ресурсов наибольший налог должен налагаться на уголь, сжигание которого является одним из главных источников выбросов углерода. В этих условиях налог на природный газ должен быть существенно меньшим. В перспективе широкое введение углеродного налога в мире позволит сократить добычу первичных энергоресурсов, будет стимулировать более широкое использование альтернативных источников энергии, посадку лесов, связывающих углерод, и т.д.

Вопросы для самоконтроля

1. Чем обусловлена необходимость применения методов позитивной мотивации в природопользовании?

2. Перечислите специфические для природопользования позитивные меры экономического стимулирования.

3. Перечислите виды юридической ответственности природопользователей?

4. Охарактеризуйте возможности применения стимулов позитивной мотивации для природопользователей.

5. Охарактеризуйте методы негативной мотивации для природопользователей.

6. Перечислите виды ресурсных налогов.

7. Что такое штрафные санкции и в каких случаях они применяются?

8. В чём заключаются проблемы совершенствования ценообразования в экономике?

9. Для чего применяется экологическое страхование?

10. Что включает в себя система экономических инструментов природоохранной деятельности.

11. Укажите условия льготного налогообложения для природоэксплуатирующих предприятий.

Тема 14. Международные и глобальные проблемы охраны природы. Правила лицензирования природопользования.

План лекции

1. Глобальные и международные проблемы охраны природы.

2. Природные ресурсы и мировое развитие.

3. Природные ресурсы Казахстана и стратегия развития.

4. Правила лицензирования природопользования.

Цель лекции: Изучить глобальные проблемы охраны природы, правила лицензирования и наметить основные направления их решения.

Ключевые слова: взаимосвязанность, антропогенные изменения климата, околокосмическое пространство, биоразнообразие, стратегия.

1. Исходная точка общественного развития – удовлетворение человеческих потребностей. Экологическая опасность, как впрочем, и военная угроза, энергетическая, демографическая и др., всегда сопутствует развитию. Безопасность представляет собой систему мер защиты от опасности, и вместе с тем это одна из основных потребностей человека и общества в целом.

Осознание взаимосвязанности отдельных элементов мировой системы, глобальности происходящих в мире изменений, столкновение с негативными последствиями неуправляемого экономического роста и деятельности, ведущей к разрушению среды обитания человека и исчерпанию природных ресурсов, углубление разрыва между развитыми и развивающимися странами, угроза голода для многих миллионов жителей Земли, опасность вооружённых конфликтов – всё это побудило научную общественность искать новые подходы к исследованию общественного развития, вызвало взрыв составления прогнозов развития производства и отдельных его отраслей, состояния окружающей среды, научно-технического прогресса.

Главная проблема состоит в раскрытии соотношения между природно обусловленными и антропогенными изменениями климата. На сегодняшний день основные выводы, касающиеся изменения глобального климата, сводятся к следующему:

1. Происходит существенное усиление антропогенных выбросов парниковых газов в атмосферу.

2. Данные моделирования убедительно показывают, что наиболее вероятные пределы повышения среднегодовой среднеглобальной температуры приземного воздуха при удвоении концентрации диоксида углерода составят 1,5 – 4,5 градуса по Цельсию.

3. Существует много неопределённостей в прогнозах возможных изменений климата в отношении величины, времени и регионального пространственного распределения изменений.

4. За последние 100 лет произошло повышение среднегодовой среднеглобальной температуры приземного воздуха в пределах 0,3 – 0,6 градуса по Цельсию.

5. Размер потепления в целом согласуется с прогнозами на основании моделирования, но он имеет ту же величину, что и природно обусловленная изменчивость климата.

6. Однозначное обнаружение усиления парникового эффекта маловероятно раньше, чем через 5 лет.

Похоже, что наихудшие предположения учёных о возможном расширении «озоновой дыры» сбываются. Доля озона очень мала – несколько десяти миллионных долей от объёма атмосферы, но он играет защитную роль, поглощая опасное для всего живого жёсткое ультрафиолетовое излучение Солнца. Наиболее опасны для человека последствия истощения озонового слоя – увеличение числа заболеваний раком кожи и катарактой глаза. Истощение озонового слоя происходит в результате попадания в атмосферу озоноразрушающих веществ (ОРВ), в первую очередь фтор -, хлоруглеродов. Эти вещества используются в холодильной технике, в аэрозолях, при изготовлении пенопластов и т.д.

Глобальный характер проблемы истощения озонового слоя требует координации действий различных государств, где производятся и потребляются ОРВ.

Формирование экономического механизма, направленного на сокращение производства таких веществ, обеспечит следующее:

- создание у потребителей ОРВ стимулов к переориентации на использование озонобезопасных;

- создание у производителей ОРВ стимулов к замещению производства ОРВ на озонобезопасные;

- обеспечение стимулов к экологически безопасной утилизации предметов длительного пользования, содержащих ОРВ как у производителей этой продукции, так и у предпринимателей, занимающихся утилизацией.

Озоновый слой – малая составляющая часть ближнего космоса, или околоземного космического пространства (ОКП).

Антропогенное воздействие на ОКП связано с началом космической эры, насчитывающей всего несколько десятилетий. Тем не менее, специалисты полагают, что вмешательство человека в эту среду весьма опасно. Наиболее опасным с точки зрения изменения свойств ОКП считают выброс химических веществ. В основном это газообразные продукты, имеющие высокую температуру и скорость вблизи сопла ракеты. Специалисты считают, что сохранение ОКП как внешней защитной оболочки Земли возможно только при ограничении числа пусков ракет и принципиального изменения технических средств и методов выведения космических аппаратов на орбиту. В противном случае ОКП может оказаться полностью разрушенным.

Число видов организмов, населяющих Землю, очень велико. Более или менее чёткая таксономическая принадлежность установлена для 1,4 млн. видов. Из них примерно: 750 тыс. – это насекомые, 41 тыс. – позвоночные животные, 250 тыс. – растения. По мнению экспертов, в ближайшие 13 – 25 лет под серьёзной угрозой исчезновения будет находиться примерно 25% всего биоразнообразия Земли.

Разрабатывается четыре вида мер, направленных на сохранение и устойчивое использование биоразнообразия:

- Защита особой среды обитания – создание национальных парков, биосферных заповедников и других охранных зон.

- Защита отдельных видов или групп организмов от чрезмерной эксплуатации.

- Сохранение видов в виде генофонда в ботанических садах или в банках генов.

- Сокращение загрязнения окружающей среды.

2. Важным фактором общественного производства являются природные ресурсы. Степень доступности природных ресурсов влияет на уровень производительности труда: она тем выше, чем богаче и доступнее природные ресурсы, чем меньше, следовательно, затраты труда, необходимые для производства конечного продукта. Важно, чтобы все виды природных ресурсов эффективно применялись для развития производства и процветания общества.

Взаимоотношения общества и природы складываются так, что все факторы экономического роста – трудовые ресурсы, средства производства, природная среда – в комплексе используются обществом для развития производства. Растущее применение природных ресурсов в связи с повышением потребностей может постепенно приводить к их истощению и одновременно к увеличению поступления отходов производства и отбросов потребления в окружающую среду.

В связи с этим возникают две проблемы. Во-первых, при всё большей потребности в природных ресурсах важно определить пути наиболее экономного их использования, замены одного дефицитного вида ресурсов другим, менее дефицитным, развития безотходного производства, применения вторичного сырья. Во-вторых, следует рассмотреть состояние среды и установить, что надо делать, чтобы улавливать загрязняющие вещества и обезвреживать их, сокращать или прекращать их выброс, переходить от открытой к закрытой системе воспроизводства, без остатка перерабатывать добываемое сырьё. Каждая их этих двух проблем может быть успешно решена и решение их в большей степени зависит от рационального использования достижений научно-технического прогресса.

Всемерная экономия природных ресурсов в большей мере зависит от правильной постановки целей развития всего общественного производства. Необходимы интенсификация производства, переход от экстенсивных к интенсивным её формам. В соответствии с этим громадное значение имеет установка не только на количественное развитие производства в тоннах, метрах длины, кубометрах объёма и т. д., но и их решительное повышение качества. Продукция более высокого качества служит дольше, обеспечивает более высокий уровень последующего производства, сокращает количественные потребности. В то же время интенсификация и комплексность производства означают всемерное использование побочных видов продукции и сокращение потерь. Это сокращает потребность в изятии у природы новых количеств ресурсов. При этом должны решаться обе основные задачи рационального природопользования – экономия ресурсов и охрана окружающей среды от порчи и загрязнения.

Подобные задачи стоят перед всеми странами. Отсюда необходимость взаимного обмена опытом и изучения постановки работ по рациональному использованию ресурсов, предохранению природной среды от загрязнения и её очистки. С увеличением загрязнения среды всё более возрастает значение международного сотрудничества по охране окружающей среды, осуществляемого двусторонними соглашениями и деятельностью международных организаций, таких как ООН и входящие в её состав подразделения.

3. В целях обеспечения устойчивого экономического и социального развития и охраны окружающей среды приоритетное значение приобретает применение экономических механизмов для эффективного неистощительного использования природных ресурсов. На основе оценки существующих экономических инструментов необходимо принять меры по повышению их эффективности и гармонизации, а также разработать специальные экономические инструменты. Исходя из экспертных оценок и мирового опыта реализации экономических инструментов, они являются важным средством реализации природоохранной политики.

В Казахстане с 1990 г. начала формироваться новая экологическая политика, ориентированная на развитие экономических методов регулирования природопользования. В особенности развернулась работа по внедрению экономических механизмов, платы за природные ресурсы и за загрязнение окружающей среды.

Республика неоднократно подтверждала свою приверженность идеям экологической безопасности и устойчивого развития, подписав итоговые документы конференции ООН по окружающей среде и развитию, стала активным участником процесса «Окружающая среда для Европы», присоединилась к важнейшим международным конвенциям по изменению климата, борьбе с опустыниванием и созранению биоразнообразия, ратифицировала Орхусскую и трансграничные Конвенции Европейской экономической комиссии ООН.

Наша страна является постоянным участником международных форумов по охране окружающей среды. Переход к экологически безопасному и устойчивому развитию в настоящее время становится одним из приоритетных направлений стратегии развития республики.

Достижения в социально-экономическом преобразовании во многом зависят от проводимой в стране экологической политики, что нашло отражение и в утверждённой Президентом РК Долгосрочной Стратегии развития страны до 2030 года и её составной части - Стратегии «Экология и природные ресурсы – 2030», принятым в 1996 г.

Основная цель долгосрочной экономической стратегии – является гармонизация взаимодействия общества и окружающей среды для экологически благоприятной среды обитания. Для этого были выбраны четыре приоритетных направления:

1. Создание экологически безопасной окружающей среды;

2. Сбалансированное использование природных ресурсов;

3. Сохранение разнообразия животного и растительного мира;

4. Экологическое просвещение.

Предусмотрено 4 этапа реализации Долгосрочной Стратегии, 1998–2000 гг.; 2001–2010 гг.; 2011–2020 гг.; и 2021–2030 гг., с соответствующими целями, приоритетами и задачами, с учётом гармонизации национальной, региональной и международной экологической политики.

4. Еще одним инструментом, посредством которого регулируется природопользование служит лицензирование, предполагающее юридическое оформление разрешений (лицензий) на ту или иную деятельность в данной сфере. Различают лицензирование недропользования, водопользования, а также отдельных видов деятельности в области охраны окружающей среды.

Лицензирование недропользования фактически представляет собой право использования недр в определенных границах в соответствии с заявленной целью в течение установленного срока при соблюдении оговоренных условий. Основой выдачи лицензии является результат экологической экспертизы, а одним из важнейших принципов – конкурентный или аукционный отбор претендентов.

Лицензирование водопользования охватывает поверхностные воды суши, внутренние морские и территориальные воды РК и предполагает использование водных объектов для добычи полезных ископаемых, для гидроэнергетики, для водопотребления и водоотведения. При выдаче лицензии в ней устанавливаются предельно допустимые объемы изъятия воды либо сброса водных ресурсов при их использовании.

Лицензирование природоохранной деятельности действует в сфере обращения с отходами, оказания услуг и выполнения работ природоохранного характера, а также приведения экологической паспортизации предприятий, сертификации продукции и экоаудита.

ЗАДАНИЯ СРС.

МОДУЛЬ 1
Взаимосвязь основных аспектов природопользования. Своеобразие проявления основных экономических законов в природопользовании. 1.1. Предмет и задачи экономики природопользования. 1.2. Основные проблемы и задачи охраны природы и рационального природопользования.
Экономические проблемы создания и функционирования природно-техногенных комплексов. Экономика охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов 2.1. Экологические издержки производства и пути их сокращения. 2.2. Внешние эффекты, их сущность и роль в экономике природопользования.
Экономическая оценка природных ресурсов. Теория экономической оценки природных ресурсов и качество окружающей среды 3.1. Значение, сущность и роль экономической оценки в природопользовании. 3.2. Виды экономической оценки и их назначение.
Рациональное использование и экономическая оценка невозобновляемых ресурсов. 4.1. Принципы и критерии экономической оценки месторождений полезных ископаемых. 4.2. Виды экономической оценки минеральных ресурсов.
Экономическая оценка различных услуг в сфере природопользования. Экономические проблемы рационального использования земельных ресурсов 5.1. Особенности экономической оценки земельных ресурсов. 5.2. Проблемы повышения эффективности использования земельных ресурсов.
Рациональное использование и охрана водных ресурсов. 6.1. Общие принципы экономической оценки водных ресурсов. 6.2. Методы определения экономического ущерба от загрязнения водных ресурсов.
Экономика рационального использования возобновляемых ресурсов Казахстана. Составление договоров на комплексное природопользование, на временно согласованный лимит. 7.1. Основные принципы экономической оценки лесных ресурсов. 7.2. Методы определения экономического ущерба лесным ресурсам.
Социально-экологические проблемы охраны воздушного бассейна. Экономическая оценка ущерба от негативного антропогенного воздействия. 8.1. Оценка качества воздушного бассейна. 8.2. Методы определения экономического ущерба от загрязнения воздушного бассейна
МОДУЛЬ 2
Комплексная эколого-экономическая экспертиза. Комплексная экономическая оценка природных ресурсов с учетом охраны окружающей среды. 9.1. Методы и критерии определения экономической эффективности затрат на охрану окружающей среды. 9.2. Экономическая эффективность комплексного использования природных ресурсов.
Структура капитальных затрат, источники финансирования затрат на природоохранные цели. Научно-технический прогресс в природопользовании. 10.1. Основные задачи НТП в природопользовании и охране природы. 10.2. Экономическое стимулирование использования достижений НТП.
Базовые и дифференциальные нормативы платы за природопользование, затраты на эксплуатацию объектов природопользования. Плата за природные ресурсы и загрязнения окружающей среды. 11.1. Плата как экономический рычаг рационального природопользования. 11.2. Платежи за пользование минеральными, земельными, водными и лесными ресурсами.
Определение экономической эффективности природоохранных мероприятий. Расчет стоимости природоохранных объектов. 12.1. Затраты на природоохранные мероприятия. 12.2. Экономические механизмы и рычаги рационального использования природных ресурсов.
Управление природопользованием. Правила образования и использования внебюджетных экологических фондов, экологического страхования, наложение штрафов, система льгот на налогообложение. 13.1. Организация управления природопользованием и ООС. Структура управления и методы. 13.2. Зарубежный опыт управления и международные организации.
Международные и глобальные проблемы охраны природы. Правила лицензирования природопользования. 14.1. Формирование системы международного сотрудничества в области природопользования и природоохранной деятельности. 14.2. Экология безопасности и устойчивого развития.

Наши рекомендации