Ответить на вопрос, номер которого равен последней цифре номера зачетной книжки

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

Методические указания

по написанию курсового проекта

Санкт – Петербург

На основе самостоятельного изучения теоретического материала выполняется курсовая работа по курсу «Государственное регулирование национальной экономики». Написание курсовой работы основано на рассмотрении четырех тем:

- Функции, принципы и методы государственного регулирования;

- Система государственного управления зарубежных стран;

- Система Государственного регулирования в России;

- Основные направления государственной экономической политики,

по которым необходимо выполнить 5 заданий.

Номера вопросов для выполнения задания выбираются в соответствии с указаниями к каждой теме в зависимости от номера зачетной книжки, первой буквы фамилии и числа букв в фамилии студента. Студентам рекомендуется знакомиться с вопросами всех вариантов контрольных работ и использовать их в качестве вопросов для самопроверки при самостоятельном изучении материала курса.

Курсовая работа:

- должна быть аккуратно оформлена;

- на титульном листе указывается название дисциплины, фамилия, имя, отчество студента и номер зачетной книжки;

- должна иметь содержание с нумерацией страниц, соответствующим представленному материалу;

- печатается шрифтом Arial (13 размер), интервал 1,3; поля 2 см;

- материал должен быть систематизирован и лаконично изложен с использованием схем и таблиц, отражающих самостоятельный анализ студента;

- в конце каждого вопроса должен быть приведен список литературы, использованный при ответе с указанием фамилии и инициалов автора, точного названия пособия, места и года издания. Каждый источник должен быть указан [] в тексте!

- общий объем работы не должен превышать 30 страниц формата A4;

- материал сдается в печатном и электронном виде;

- защита проекта осуществляется на основе подготовленной и согласованной с преподавателем презентации (5-6 слайдов)

Защита курсовой работы несданной в срок проходит на экзамене и непосредственно влияет на результат.

Тема № 1: Функции, принципы и методы государственного регулирования

Ответить на вопрос, номер которого равен последней цифре номера зачетной книжки

1. В чем заключаются основные функции системы государственного управления, такие как: институциональная, регулятивная, целеполагающая, функциональная, идеологическая? Дайте краткую характеристику каждой из них. Приведите примеры.

2. Какие виды хозяйственных (экономических) моделей сложились в мировой практике? Дайте краткую характеристику по каждой из них.

3. Что представляют собой такие формы хозяйственных моделей как: англосаксонская, западноевропейская, скандинавская и юго-восточная (партисипативная)?

4. Что относится к исследовательским методам системы государственного регулирования. Дайте краткую характеристику каждого подхода. Приведите примеры.

5. Перечислите и опишите инструментальные методы исследования и организации системы государственного регулирования. Приведите примеры.

6. Что представляют собой основные методологические подходы к анализу системы государственного управления, такие как: институциональный, функциональный и организационный. Прокомментируйте применение этих подходов к анализу структуры государственного управления РФ.

7. Составьте классификацию методов управления государством.

8. Что представляет собой: демографическая структура страны, социально-профессиональная, национально-конфессиональная, пространственная, политическая и социально-экологическая структуры государства. Какое влияние на систему государственного регулирования оказывает каждая из этих структур.

9. Дайте характеристику основных инструментов государственного регулирования экономической сферы: бюджетное регулирование, таможенный контроль, лицензирование, стандартизация, государственная экспертиза, регистрация.

0. Понятие эффективного государственного управления и его критерии.

Тема № 2: Система государственного управления зарубежных стран

Охарактеризуйте систему государственного управления в[1]:

1. Форма государственного устройства;

2. Форма правления;

3. Политический режим;

4. Схему структуры государственной власти;

5. Функции и специфика различных ветвей власти.

А Австралия П Польша
Б Бельгия Р Румыния
В Венесуэла С Саудовская Аравия
Г Голландия Т Турция
Д Дания У Украина
Е Египет Ф Финляндия
Ж Индия Х Белоруссия
З Израиль Ц Грузия
И Италия Ч Чили
К Канада Ш Аргентина
Л Латвия Щ Китай
М Малайзия Э Эстония
Н Нидерланды Ю ЮАР
О Корея Я Япония

По предварительному согласованию с преподавателем студент может взять для анализа другую страну.

Тема № 3: Система Государственного регулирования в России

Контрольное задание имеет 8 вариантов. Первый вариант выполняют студенты, фамилии которых начинаются на буквы А, Б, В; второй – Г, Д, Е; третий – Ж, З, И, К; четвертый – Л, М; пятый – Н, О, П; шестой – Р, С; седьмой – Т, У, Ф, Х, Ц; восьмой – Ч, Ш, Щ, Э, Ю, Я.

1. История административно-территориального устройства России (начина с реформ Петра I и до 30-х годов XX века). Провести анализ причин и последствий изменения структуры административно-территориального устройства.

2. Сравнительная характеристика административно - территориального устройства России в период правления советской власти и с 1993 года до нашего времени. Провести анализ причин и последствий изменения структуры административно-территориального устройства.

3. Что представляет собой административно-территориальная единица? Дайте характеристику основных административно-территориальных единиц РФ (их функции, полномочия и т.п.) в настоящий момент.

4. Сравнительная характеристика предметов ведения РФ и совместного ведения РФ и субъектов РФ по функциональным блокам. Приведите примеры.

5. Формирование доходов бюджетов субъектов РФ. Сравнительный анализ.

6. Система контроля использования бюджетных средств в РФ. Приведите примеры.

7. Государственное и муниципальное управление развитием малого и среднего бизнеса в Санкт – Петербурге.

8. Система управления трудовыми ресурсами: проблемы, органы, недостатки.

Тема № 4 Основные направления государственной экономической политики

I. Дайте сравнительную оценку правовых основ и экономических и методов государственного регулирования конкуренции[2]:

1) Современные тенденции в совершенствовании антимонопольной политики ЕС;

2) Современные тенденции в совершенствовании антимонопольной политики США;

3) Специфика антимонопольного регулирования в РФ;

4) Сравнительный анализ антимонопольного регулирования в РФ и США;

5) Сравнительный анализ антимонопольной политики РФ и ЕС;

6) Практика антимонопольного регулирования инфраструктурных отраслей;

7) Проблемы государственного регулирования естественных монополий. Приведите примеры;

8) Доминирующее положение компании: причины, формы, сферы, проблемы государственного регулирования;

9) Понятие эффективности антимонопольной государственной политики;

10) Международные аспекты развития антимонопольного регулирования.

II. Выбрать вариант ответа, соответствующий количеству букв в фамилии.

< 5. Отраслевая структура экономики и роль государства в ее формировании;

6.1. Система управления трудовыми ресурсами. Примеры.

6.2. Социально-экономическое развитие: государственная система, программы, государственные органы, меры контроля реализации. Приведите примеры.

7.1. Инвестиционная политика государства в рыночной экономике (примеры).

7. 2 . Научно-техническое развитие: государственная система, программы, государственные органы, меры контроля реализации. Приведите примеры.

7. 3. Зарубежный опыт реализации региональной политики по стимулированию спроса на инновационную продукцию.

8.1. Понятие системы частно-государственного партнерства: преимущества, виды, примеры.

8. 2. Функции и механизм государственного заказа. Сферы применения. Примеры.

9. 1. Государственный долг: понятие, формы, последствия. Примеры.

9. 2. Облигации субъектов федерации, как инструмент государственного регулирования.

10. Несовершенство информации. Методы государственного регулирования. Примеры.

>11. Регулирование деятельности кредитно-финансовых организаций.

Рекомендуемая литература

для написания курсовой работы по дисциплине "Государственное регулирование НЭ"

1. Государственное регулирование рыночной экономики. (Учебник) Под ред. Кушлина В.И. (2005, 2-е изд., 834с.)

2. Бабашкина А.М. Государственное регулирование национальной экономики: уч.пособие. – М.: Финансы и статистика, 2004.

3. Государственное регулирование экономики. (Учебное пособие) Под ред. Морозовой Т.Г. (2002, 255с.)

4. Атаманчук Г.В. Теория государственного управления: Курс лек­ций. – М.: Юрид. лит., 1997.

5. Аткинсон Э., Стиглиц Д. Лекции по экономической теории госу­дарственного сектора: Учеб. / Пер. с англ.; Под ред. Л.Л. Люби­мова. – М.: Аспект пресс, 1995.

6. Василенко И.А Административно-государственное управление в странах Запада: США, Великобритания, Франция, Германия: Учеб. пособие. – М.: Логос, 1998.

7. Государственное управление. Основы теории и организации. / Под ред. В. А. Козбаненко. Учебник. – М.: СТАУТ, 2000.

8. Доминик Кола. Политическая социология. – М.: ИНФРА-М, 2001.

9. Зеркин Д.П., Игнатов В.Г. Основы теории государственного управления. – Ростов-на-Дону: МарТ., 2000.

10. История государственного управления в России: Учебник для вузов / Под ред. проф. А.Н. Марковой. – М.: Закон и право, ЮНИТИ, 1997.

11. Кривов В.Д. Аналитическая деятельность в процессе принятия макроэкономических решений. – М.: Диалог-МГУ, 1997.

12. Предпринимательское право [Под ред. Н.М.Коршунова, Н.Д. Эриашвили] – М.: ЮНИТИ-ДАНА. Закон и право, 2000.

13. Пронкин С.В., Петрунина О.Е. Государственное управление зарубежных стран: Учеб. пособие. – М.: Аспект Пресс, 2001.

14. Рынок труда и социальная политика в Центральной и Восточной Европе. Переходный период и дальнейшее развитие / Под ред. Н.Барра. – М., 1997.

15. Сокращение роли государства (государственное управление и устойчивое человеческое развитие). – Нью-Йорк: РБЕС, ПРООН, 1997.

16. Тамбовцев В.Л. Государство и переходная экономика: Пределы управляемости. – М.: Экономический факультет МГУ, ТЕИС, 1997.

17. Теория права и государства: Учебник. / Под ред. В.В. Лазарева. – М.: Право и закон, 2001.

18. Чиркин В.Е. Государственное управление. – М.: Юристъ, 2001.

19. Якобсон Л.И. Экономика общественного сектора. Основы тео­рии государственных финансов. – М.: Наука, 1995.

Англоязычные источники

20. Business, Public Policy, and Society. L.M. Lesser. – The Dryden Press; 2000.

21. Competitive Governments. A. Breton. – Cambridge University Press, 1998.

22. Designing E-Government. J.E.J. Prins. – Kluwer Law Jnteknational; The Hagne, The Netherlands; 2001

23. eGov. eBusiness Strategies for Government. D. Holmes. – Nicholas Brealey Publishing, 2001.

24. Governance, Administration & Development. M. Tukner, D.Mulme. – Palgrave, 1997.

25. New Public Administration in Britain. J. Greenwood, R. Pyper, D. Wilson. – Routledge, London and NY, 2002.

26. Public Finance: a contemporary application of Theory to Policy. D.Y. Hymah. – The Dryden Press, 1999.

27. Public management reform. C. Pollitt, G. Bouckaert. – Oxford University Press, 2000.

28. Reinventing Government in the Information Age. R. Heeks. – Routledge, 2001.

29. Structured of the taxation systems in the European Union, 1970-1997. Eurostat, 2000.

30. Studying Public Policy. M. Howlett, M. Ramesh. – Oxford University Press, 1995.

Нормативно-правовые и другие официальные документы

31. Конституция Российской Федерации;

32. Федеральные Законы и Положения РФ

Ресурсы Интернет

33. Учебники в интернете - http://www.alleng.ru/edu/econom3.htm

34. Бюджетная система Российской Федерации – http://www.budgetrf.ru

35. Журнал «Проблемы теории и практики управления» – http://www.ptpu.ru

36. Официальные сайты Правительства РФ – http://www.gov.ru; http://www.government.gov.ru

37. Министерство финансов РФ – http://www.minfin.ru

38. Министерство экономического развития и торговли РФ – http://www.economy.gov.ru

39. Государственная служба в Казахстане – http://www.gosslugba.kz

[1] стране, выбранной по первой букве вашей фамилии. По желанию и по предварительному согласованию с преподавателем можно выбрать для анализа другую страну.

[2] вариант соответствует предпоследней цифре номера зачетной книжки.

Наши рекомендации