Ответить на вопрос, номер которого равен последней цифре номера зачетной книжки
ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ
Методические указания
по написанию курсового проекта
Санкт – Петербург
На основе самостоятельного изучения теоретического материала выполняется курсовая работа по курсу «Государственное регулирование национальной экономики». Написание курсовой работы основано на рассмотрении четырех тем:
- Функции, принципы и методы государственного регулирования;
- Система государственного управления зарубежных стран;
- Система Государственного регулирования в России;
- Основные направления государственной экономической политики,
по которым необходимо выполнить 5 заданий.
Номера вопросов для выполнения задания выбираются в соответствии с указаниями к каждой теме в зависимости от номера зачетной книжки, первой буквы фамилии и числа букв в фамилии студента. Студентам рекомендуется знакомиться с вопросами всех вариантов контрольных работ и использовать их в качестве вопросов для самопроверки при самостоятельном изучении материала курса.
Курсовая работа:
- должна быть аккуратно оформлена;
- на титульном листе указывается название дисциплины, фамилия, имя, отчество студента и номер зачетной книжки;
- должна иметь содержание с нумерацией страниц, соответствующим представленному материалу;
- печатается шрифтом Arial (13 размер), интервал 1,3; поля 2 см;
- материал должен быть систематизирован и лаконично изложен с использованием схем и таблиц, отражающих самостоятельный анализ студента;
- в конце каждого вопроса должен быть приведен список литературы, использованный при ответе с указанием фамилии и инициалов автора, точного названия пособия, места и года издания. Каждый источник должен быть указан [] в тексте!
- общий объем работы не должен превышать 30 страниц формата A4;
- материал сдается в печатном и электронном виде;
- защита проекта осуществляется на основе подготовленной и согласованной с преподавателем презентации (5-6 слайдов)
Защита курсовой работы несданной в срок проходит на экзамене и непосредственно влияет на результат.
Тема № 1: Функции, принципы и методы государственного регулирования
Ответить на вопрос, номер которого равен последней цифре номера зачетной книжки
1. В чем заключаются основные функции системы государственного управления, такие как: институциональная, регулятивная, целеполагающая, функциональная, идеологическая? Дайте краткую характеристику каждой из них. Приведите примеры.
2. Какие виды хозяйственных (экономических) моделей сложились в мировой практике? Дайте краткую характеристику по каждой из них.
3. Что представляют собой такие формы хозяйственных моделей как: англосаксонская, западноевропейская, скандинавская и юго-восточная (партисипативная)?
4. Что относится к исследовательским методам системы государственного регулирования. Дайте краткую характеристику каждого подхода. Приведите примеры.
5. Перечислите и опишите инструментальные методы исследования и организации системы государственного регулирования. Приведите примеры.
6. Что представляют собой основные методологические подходы к анализу системы государственного управления, такие как: институциональный, функциональный и организационный. Прокомментируйте применение этих подходов к анализу структуры государственного управления РФ.
7. Составьте классификацию методов управления государством.
8. Что представляет собой: демографическая структура страны, социально-профессиональная, национально-конфессиональная, пространственная, политическая и социально-экологическая структуры государства. Какое влияние на систему государственного регулирования оказывает каждая из этих структур.
9. Дайте характеристику основных инструментов государственного регулирования экономической сферы: бюджетное регулирование, таможенный контроль, лицензирование, стандартизация, государственная экспертиза, регистрация.
0. Понятие эффективного государственного управления и его критерии.
Тема № 2: Система государственного управления зарубежных стран
Охарактеризуйте систему государственного управления в[1]:
1. Форма государственного устройства;
2. Форма правления;
3. Политический режим;
4. Схему структуры государственной власти;
5. Функции и специфика различных ветвей власти.
А | Австралия | П | Польша |
Б | Бельгия | Р | Румыния |
В | Венесуэла | С | Саудовская Аравия |
Г | Голландия | Т | Турция |
Д | Дания | У | Украина |
Е | Египет | Ф | Финляндия |
Ж | Индия | Х | Белоруссия |
З | Израиль | Ц | Грузия |
И | Италия | Ч | Чили |
К | Канада | Ш | Аргентина |
Л | Латвия | Щ | Китай |
М | Малайзия | Э | Эстония |
Н | Нидерланды | Ю | ЮАР |
О | Корея | Я | Япония |
По предварительному согласованию с преподавателем студент может взять для анализа другую страну.
Тема № 3: Система Государственного регулирования в России
Контрольное задание имеет 8 вариантов. Первый вариант выполняют студенты, фамилии которых начинаются на буквы А, Б, В; второй – Г, Д, Е; третий – Ж, З, И, К; четвертый – Л, М; пятый – Н, О, П; шестой – Р, С; седьмой – Т, У, Ф, Х, Ц; восьмой – Ч, Ш, Щ, Э, Ю, Я.
1. История административно-территориального устройства России (начина с реформ Петра I и до 30-х годов XX века). Провести анализ причин и последствий изменения структуры административно-территориального устройства.
2. Сравнительная характеристика административно - территориального устройства России в период правления советской власти и с 1993 года до нашего времени. Провести анализ причин и последствий изменения структуры административно-территориального устройства.
3. Что представляет собой административно-территориальная единица? Дайте характеристику основных административно-территориальных единиц РФ (их функции, полномочия и т.п.) в настоящий момент.
4. Сравнительная характеристика предметов ведения РФ и совместного ведения РФ и субъектов РФ по функциональным блокам. Приведите примеры.
5. Формирование доходов бюджетов субъектов РФ. Сравнительный анализ.
6. Система контроля использования бюджетных средств в РФ. Приведите примеры.
7. Государственное и муниципальное управление развитием малого и среднего бизнеса в Санкт – Петербурге.
8. Система управления трудовыми ресурсами: проблемы, органы, недостатки.
Тема № 4 Основные направления государственной экономической политики
I. Дайте сравнительную оценку правовых основ и экономических и методов государственного регулирования конкуренции[2]:
1) Современные тенденции в совершенствовании антимонопольной политики ЕС;
2) Современные тенденции в совершенствовании антимонопольной политики США;
3) Специфика антимонопольного регулирования в РФ;
4) Сравнительный анализ антимонопольного регулирования в РФ и США;
5) Сравнительный анализ антимонопольной политики РФ и ЕС;
6) Практика антимонопольного регулирования инфраструктурных отраслей;
7) Проблемы государственного регулирования естественных монополий. Приведите примеры;
8) Доминирующее положение компании: причины, формы, сферы, проблемы государственного регулирования;
9) Понятие эффективности антимонопольной государственной политики;
10) Международные аспекты развития антимонопольного регулирования.
II. Выбрать вариант ответа, соответствующий количеству букв в фамилии.
< 5. Отраслевая структура экономики и роль государства в ее формировании;
6.1. Система управления трудовыми ресурсами. Примеры.
6.2. Социально-экономическое развитие: государственная система, программы, государственные органы, меры контроля реализации. Приведите примеры.
7.1. Инвестиционная политика государства в рыночной экономике (примеры).
7. 2 . Научно-техническое развитие: государственная система, программы, государственные органы, меры контроля реализации. Приведите примеры.
7. 3. Зарубежный опыт реализации региональной политики по стимулированию спроса на инновационную продукцию.
8.1. Понятие системы частно-государственного партнерства: преимущества, виды, примеры.
8. 2. Функции и механизм государственного заказа. Сферы применения. Примеры.
9. 1. Государственный долг: понятие, формы, последствия. Примеры.
9. 2. Облигации субъектов федерации, как инструмент государственного регулирования.
10. Несовершенство информации. Методы государственного регулирования. Примеры.
>11. Регулирование деятельности кредитно-финансовых организаций.
Рекомендуемая литература
для написания курсовой работы по дисциплине "Государственное регулирование НЭ"
1. Государственное регулирование рыночной экономики. (Учебник) Под ред. Кушлина В.И. (2005, 2-е изд., 834с.)
2. Бабашкина А.М. Государственное регулирование национальной экономики: уч.пособие. – М.: Финансы и статистика, 2004.
3. Государственное регулирование экономики. (Учебное пособие) Под ред. Морозовой Т.Г. (2002, 255с.)
4. Атаманчук Г.В. Теория государственного управления: Курс лекций. – М.: Юрид. лит., 1997.
5. Аткинсон Э., Стиглиц Д. Лекции по экономической теории государственного сектора: Учеб. / Пер. с англ.; Под ред. Л.Л. Любимова. – М.: Аспект пресс, 1995.
6. Василенко И.А Административно-государственное управление в странах Запада: США, Великобритания, Франция, Германия: Учеб. пособие. – М.: Логос, 1998.
7. Государственное управление. Основы теории и организации. / Под ред. В. А. Козбаненко. Учебник. – М.: СТАУТ, 2000.
8. Доминик Кола. Политическая социология. – М.: ИНФРА-М, 2001.
9. Зеркин Д.П., Игнатов В.Г. Основы теории государственного управления. – Ростов-на-Дону: МарТ., 2000.
10. История государственного управления в России: Учебник для вузов / Под ред. проф. А.Н. Марковой. – М.: Закон и право, ЮНИТИ, 1997.
11. Кривов В.Д. Аналитическая деятельность в процессе принятия макроэкономических решений. – М.: Диалог-МГУ, 1997.
12. Предпринимательское право [Под ред. Н.М.Коршунова, Н.Д. Эриашвили] – М.: ЮНИТИ-ДАНА. Закон и право, 2000.
13. Пронкин С.В., Петрунина О.Е. Государственное управление зарубежных стран: Учеб. пособие. – М.: Аспект Пресс, 2001.
14. Рынок труда и социальная политика в Центральной и Восточной Европе. Переходный период и дальнейшее развитие / Под ред. Н.Барра. – М., 1997.
15. Сокращение роли государства (государственное управление и устойчивое человеческое развитие). – Нью-Йорк: РБЕС, ПРООН, 1997.
16. Тамбовцев В.Л. Государство и переходная экономика: Пределы управляемости. – М.: Экономический факультет МГУ, ТЕИС, 1997.
17. Теория права и государства: Учебник. / Под ред. В.В. Лазарева. – М.: Право и закон, 2001.
18. Чиркин В.Е. Государственное управление. – М.: Юристъ, 2001.
19. Якобсон Л.И. Экономика общественного сектора. Основы теории государственных финансов. – М.: Наука, 1995.
Англоязычные источники
20. Business, Public Policy, and Society. L.M. Lesser. – The Dryden Press; 2000.
21. Competitive Governments. A. Breton. – Cambridge University Press, 1998.
22. Designing E-Government. J.E.J. Prins. – Kluwer Law Jnteknational; The Hagne, The Netherlands; 2001
23. eGov. eBusiness Strategies for Government. D. Holmes. – Nicholas Brealey Publishing, 2001.
24. Governance, Administration & Development. M. Tukner, D.Mulme. – Palgrave, 1997.
25. New Public Administration in Britain. J. Greenwood, R. Pyper, D. Wilson. – Routledge, London and NY, 2002.
26. Public Finance: a contemporary application of Theory to Policy. D.Y. Hymah. – The Dryden Press, 1999.
27. Public management reform. C. Pollitt, G. Bouckaert. – Oxford University Press, 2000.
28. Reinventing Government in the Information Age. R. Heeks. – Routledge, 2001.
29. Structured of the taxation systems in the European Union, 1970-1997. Eurostat, 2000.
30. Studying Public Policy. M. Howlett, M. Ramesh. – Oxford University Press, 1995.
Нормативно-правовые и другие официальные документы
31. Конституция Российской Федерации;
32. Федеральные Законы и Положения РФ
Ресурсы Интернет
33. Учебники в интернете - http://www.alleng.ru/edu/econom3.htm
34. Бюджетная система Российской Федерации – http://www.budgetrf.ru
35. Журнал «Проблемы теории и практики управления» – http://www.ptpu.ru
36. Официальные сайты Правительства РФ – http://www.gov.ru; http://www.government.gov.ru
37. Министерство финансов РФ – http://www.minfin.ru
38. Министерство экономического развития и торговли РФ – http://www.economy.gov.ru
39. Государственная служба в Казахстане – http://www.gosslugba.kz
[1] стране, выбранной по первой букве вашей фамилии. По желанию и по предварительному согласованию с преподавателем можно выбрать для анализа другую страну.
[2] вариант соответствует предпоследней цифре номера зачетной книжки.