Советы для подготовки к экзамену
При подготовке к экзамену особое внимание следует обратить на следующие моменты:
1. Инновацию следует рассматривать неразрывно с инновационным процессом.
2. Содержание основных фаз – стадий жизненного цикла инноваций.
3. Методика анализа реализации инновационного процесса.
4. Опора на результаты выполнения практической работы.
Тема 5. Прогнозирование инноваций и стратегическое планирование инновационной деятельности.
Цель изучения – рассмотреть роль прогнозирования инноваций в выборе инновационных стратегий, сформировать представление о понятии и видах инновационных стратегий.
Изучая данную тему студент должен:
-знать: - понятие и виды инновационных стратегий;
- способы выбора инновационных стратегий.
- уметь: - формировать инновационные стратегии;
- рассчитывать совокупные затраты на реализацию стратегии.
- обладать пониманием особенностей анализа инновационных стратегий.
При изучении темы 5 необходимо:
1) изучить учебный материал [1, с. 109-135], [2], [3]
2) методические материалы для выполнения практических работ [4]
3) самостоятельно выполнить следующие задания:
- Изложите схему внешнего инновационного анализа организации.
- Поясните графическую взаимосвязь инноваций и спроса продукции.
- Опишите способы выбора инновационных стратегий.
- Выполните прогноз по фактическим данным, используя тренировочное задание 2.1 [1, с. 40].
- Проведите сравнительный анализ отличий в процессах разработки базисных и улучшающих инноваций по этапам.
Особое внимание обратить на:
Так как, стратегическое планирование основной принцип инновационного менеджмента, рекомендуется при изучении этого раздела определить понятия «прогноз», «стратегическое планирование», показать важность прогнозирования социальных и экологических последствий инноваций. Характеризуя типы инновационных стратегий, желательно показать их преимущества и опасности. Следует обратить внимание на особенности венчурной инновационной стратегии в России.
Важным является рассмотрение вопроса о том, как фирма может повлиять на внешнее окружение (поставщиков, посредников, конкурентов, потребителей) с целью оптимизации инновационной деятельности.
На практических примерах рекомендуется проанализировать правильность выбора компаниями тех или иных инновационных стратегий. На основе изученного материала предложить студентам самостоятельно разработать инновационную стратегию для выбранной организации.
Для самоконтроля необходимо ответить на следующие вопросы:
- Назовите основные трудности прогнозирования инноваций.
- В чем заключается прогнозирование обеспечения инноваций?
- В чем заключается стратегическое планирование инновационной деятельности?
- Что такое стратегия и каковы ее цели?
- На какие группы подразделяются инновационные стратегии?
- Какие существуют способы выбора инновационной стратегии?
- В чем проявляются достоинства и недостатки стратегии лидерства и имитационной стратегии.
- Назовите достоинства и недостатки имитационных стратегий (следования за лидером, копирования, зависимости, усовершенствования).
- Раскройте понятие «дверсификации» и ее разновидности.
- По матрице оптимизации диверсификационных стратегий выберите тип стратегических решений при средней степени знания рынка и низкой степени знакомства с технологией.
- Раскройте суть конкурентных стратегий: блокирования, опережения, кооперации.
По теме 5 предусмотрено выполнение практической работы «Инновационный менеджмент и стратегическое управление» [4].
Советы для подготовки к экзамену: особое внимание обратить на проблемы прогнозирования в инновационном менеджменте.
Тема 6.Инновационное поведение.
Цель изучения – сформировать представление о типах инновационного поведения компаний, рассмотреть роль инновационных игр в выработке перспективных инновационных стратегий.
Изучая данную тему студент должен:
-знать: - сущность и основное содержание понятий «инновационное поведение и «инновационная активность»;
- типы инновационного поведения фирм.
- уметь: - рассчитывать показатели инновационной активности;
- идентифицировать организации по типу инновационного поведения.
- обладать пониманием особенностей проведения инновационных игр.
При изучении темы 5 необходимо:
1) изучить учебный материал [1, с. 141-167], [2], [3]
2) методические материалы для выполнения практических работ [4]
3) самостоятельно выполнить следующие задания:
- Проведите сравнительный анализ предприятий по типу стратегического конкурентного инновационного поведения (виоленты, патиенты, эксплеренты, коммутанты).
- На примере конкретной организации идентифицируйте ее тип стратегического конкурентного инновационного поведения.
- Проведите анализ инновационного потенциала предприятия, используя данные практической работы №5. [Электронный учебно – методический комплекс по дисц «Инновационный менеджмент» ].
- Выполните тренировочные задания 6.1, 6.2, 6.3, 6.4[ 1, с.168].
Особое внимание обратить на:
- оценку инновационного поведения;
- элементы инновационной инфраструктуры;
- показатели инновационной активности
Для самоконтроля необходимо ответить на следующие вопросы:
1. В чем заключается сущность оценки инновационного поведения?
2. Какие показатели используются при оценке инновационного поведения?
3. Что такое инновационная активность?
4. Какие элементы инновационной инфраструктуры используются для оценки инновационной активности предприятия?
5. Какие коэффициенты используются для определения степени обеспеченности предприятия инфраструктурными ресурсами?
6. Какие существуют типы инновационного поведения фирм?
Советы для подготовки к экзамену: особое внимание обратить на проблемы проведения инновационных игр, а также на методику анализа инновационной активности организации.