Первенство духовных ориентиров
Сохраняя духовные приоритеты в жизни, человек никогда не будет использовать свои знания, опыт, власть и финансовые ресурсы для разрушения. Он не будет во имя личной или корпоративной выгоды «раскачивать лодку» как в социальной и политической жизни, так и в хозяйственной.
В этих внешних общественно значимых проявлениях жизни отдельной личности традиционный православный подход имеет важные точки соприкосновения с иными традиционными взглядами, а также с современными идеями о человеке.
Свод нравственных принципов и правил в хозяйствовании Принято на итоговом пленарном заседании VIII Всемирного Русского Народного Собора в 2004 году.
В связи с этим весьма важным является оценка моральнонравственных аспектов современной экономики, тем более что в Конституции России утверждается, что наша страна является социальным государством. Английский экономист XVIII века Адам Смит, который, как известно, был профессором этики (нравственной философии) утверждал, что экономика — это большой дом, где фундаментом служит мораль, этика, нравственные принципы, принятые в обществе.
Первый этический принцип требует отдавать приоритет показателям качества жизни населения над макроэкономическими индикаторами. Традиционные индикаторы, используемые для оценки развития национальной экономики: валовой внутренний продукт, уровень официальной безработицы, профицит (дефицит) государственного бюджета, государственный долг, темп роста инвестиций в основной капитал, индекс реальных располагаемых денежных доходов населения, индекс потребительских цен и пр. – должны отойти на второй план и уступить место таким показателям качества жизни, как уровень рождаемости и продолжительности жизни, ее естественного воспроизводства, удовлетворенность населения условиями жизни, справедливость власти, доступность образования и здравоохранения, безопасность людей и нравственное состояние общества и др.
Второй этический принцип указывает на необходимость равноправного сочетания формальных правовых и неформальных этических норм при регулировании поведения экономических агентов. При этом важно соблюдать следующее условие: неформальные этические нормы в экономических отношениях должны, с одной стороны, быть согласованы с прогрессивными правовыми нормами, закрепленными в нормативно-правовых документах, а с другой – противостоять устаревшим правовым нормам. Таким образом, неформальные этические нормы выступают в качестве специфического корректора действующих правовых норм, выполняющих регулятивные функции в экономической деятельности.
Третий этический принцип – социальной справедливости – предъявляет особые требования к процессам реформирования экономической политики. Соответствующие реформы должны проводиться на основе гуманистической концепции «экономика для человека»; отсюда выдвигается условие, чтобы на начальных стадиях реформирования жизненный уровень населения не ухудшался, а на последующих этапах он должен неуклонно возрастать. Как известно, в результате реформ перераспределяются как ресурсы, так и конечные результаты производства; тогда одной из основных проблем экономической политики становится регулирование перераспределительных процессов в обществе. Игнорирование этого принципа социальной справедливости – одна из главных причин имущественного расслоения общества.
Исторически русская духовно-нравственная традиция отдавала приоритет духовному над материальным, культивировала идеал самопожертвования личности ради блага народа, ориентацию на коллективизм, благотворительность и помощь неимущим.
уважение целостности личности, бережное отношение к окружающей среде и социальная справедливость;
приоритет духовных ценностей, подчинённый характер технологического, инновационного и экономического развития регионов;
единое технологическое, инновационное, социальное и инвестиционное обеспечение Проектов Развития;
единая система социального заказчика региональных Проектов для обеспечения энергетической, продовольственной, экологической и информационной безопасности развития регионов;
универсальность и постоянное повышение квалификации, творчество и духовное развитие
миссионерская координация и организация управляющей компании Проекта
действия работников в качестве собственников и работников
участие сотрудников в управлении Проектом
многостороннем сотрудничестве
социальная ответственность, путем распределения средств на основах миссионерства
беспроцентное кредитование (в том числе, товарное) для православных хозяйств (исключение ростовщичества)
использование коллективных форм хозяйствования для создаваемых производств и при управлении развитием территорий
активная пропаганда идей и принципов православной экономики
использование значительной части прибыли для централизованного развития технологического, инвестиционного, кадрового, духовного обеспечений, для развития региональной социальной сферы, системы сбыта продукции, пропаганды идей православия