Эластичность спроса и предложения. Эластичность – это мера реакции одной переменной на изменение другой, выраженная как отношение их процентных изменений
Эластичность – это мера реакции одной переменной на изменение другой, выраженная как отношение их процентных изменений. Наиболее часто используется понятие эластичность спроса по цене, эластичность спроса по доходу
Эластичность спроса по цене – это отношение процентного изменения величины спроса к процентному изменению цены. Если величина спроса изменяется в большей степени чем вызвавшее её изменение цены то спрос является эластичным. Если величина спроса изменяется в меньшей степени чем цена, то спрос является не эластичным
Пропорциональное изменение величины спроса и цены даёт единичную эластичность, кроме этого различаются совершенно эластичный спрос и совершенно не эластичный спрос
Эффект Гиффена (Giffen effect, парадокс Гиффена) — снижение цены на отдельные виды товара приводит к снижению на них спроса. Справедливо и обратное: повышение цены на отдельные виды товара приводит к повышению на них спроса.
Дмитрий Антонович (экзамен)
7. Предложение. Неценовые факторы предложения. Закон предложения. График функции предложения.Виды и факторы эластичности предложения. Эластичность и налоговое бремя.
Предложение–желание и способность продавцов предоставлять товары для продажи на рынке.
Предложение характеризует поведение фактических и потенциальных продавцов товара. Величина предложения – количество товара, которое продавцы желают продать по данной цене за некоторый период времени как и объём спроса, величина предложения зависит от цены.
Закон предложения:С повышением цены при неизменности прочих факторов возрастает величина предложения, со снижением цены сокращается и предложение
Неценового фактора: Сдвиг кривой предложения показывает изменения количество товара, которое производители желают продать в результате изменения неценового фактора:1.цены на ресурсы2.технология производства3.цены на другие товары4.ожидание производителей по поводу изменения цен5.налоги и дотации6.количество продавцов на рынке
График функции предложения (кривая предложения) показывает соотношение между рыночными ценами и количеством товаров, которые производители желают предложить.
Основной фактор, влияющий на движение кривой предложения — это издержки производства. Как известно товары, изготавливаются фирмами ради прибыли. Например, фермы выращивают пшеницу. Они выращивают пшеницы больше, так как на данный момент пшеницу выгоднее продать, чем другую культуру. И наоборот. Второй фактор, влияющий на движение кривой предложения — это технический прогресс. Новый посевной материал, более эффективный трактор, лучшая компьютерная программа севооборота — всё это позволяет фермеру снизить затраты производства и изменить предложение своего товара. Производственные затраты — ключевой элемент долговременного действия на «кривую предложения».
Эластичность предложения — степень изменения в количестве предлагаемых товаров и услуг в ответ на изменения в их цене. Процесс возрастания эластичности предложения в долгосрочном и краткосрочном периодах раскрывается через понятия мгновенного, краткосрочного и долгосрочного равновесия.Коэффициент эластичности предложения — числовой показатель, отражающий степень изменения количества предлагаемых товаров и услуг в ответ на изменения в их цене.Эластичность предложения зависит от:
- особенности производственного процесса (позволяет производителю расширить производство товара при повышении цены на него или переключиться на выпуск другого товара при снижении цен);
- временно́го фактора (производитель не в состоянии быстро реагировать на изменения цен на рынке);
- зависит и от (не)способности данного товара к длительному хранению.
Налогового бремени:Рассмотрим случай распределения налогового бременипри эластичном и неэластичном спросе на продукцию. На рисуке показано, как изменятся цена и объем продаж после введения налога. Предложение до введения налога характеризуется линией П после введения налога — П', т.е. линия предложения сместила влево вверх на величину налога. Равновесное состояние переместилось из точки К в точку N, что указывает как на повышение цены так и на сокращение объема продукции. Однако производитель) может установить цену выше равновесной, так как в условиях конкуренции он будет вытеснен с рынка. Единственное, что он может сделать, это поднять цену до равновесного уровня. Если спрос эластичен, потери производителя будут выше, 6peмя налога ляжет в основном на него. На рисунке а выделенный прямоугольник показывает величину налога. Его часть ниже штриховой линии — потери производителя в результате введения налога. Потери покупателя составляют верхнюю часть от штриховой линия этого прямоугольника. Кроме того, производитель будет вынужден сократить производство с QK до QN, потеряв часть покупателей своей продукции за счет более высокой цены на нее.
Полезность и рациональный потребитель. Понятие общей и предельной полезности. Закон убывающей предельной полезности. Принцип максимизации полезности. Комплиментарные товары и товары субституты.
Полезностьблага
или товара — его способность удовлетворять какую-нибудь человеческую потребность, впервые термин введен в научный обиход английским философом И. Бентамом (1748–1832).Необходимо отличать совокупную (общую) полезность и предельную полезность.Общаяполезность – это мера общего удовлетворения, полученного от потребления товара или набора товаров и услуг за данный период времени. Предельная полезностьтовара – это изменение общей полезности, вызванное изменением в потреблении данного товара или услуги на одну единицу при условии, что потребление других товаров остается неизменным, или, другими словами, полезность, получаемая от потребления каждой дополнительной единицы товара. Предельная полезность имеет свойство уменьшаться, в то время как общая – возрастать. В экономической литературе принято обозначать предельную полезность MU, общую полезность – TU. Предположим, что мы измеряем предельную полезность какого-то товара – X. При данных обозначениях алгебраическое выражение предельной полезности товара X будет выглядеть следующим образом:где?TUx– приращение общей полезности; ?Qx – малое (единичное) приращение количества товара X.Законубывающей предельной полезностигласит: по мере увеличения количества потребляемого товара его предельная полезность имеет тенденцию к сокращению. Этот закон обычно называют первым законом Госсена.Согласно второму закону Госсена: при максимизации общей полезности предельная полезность всех потребляемых благ должна быть одной и той же величиной. При устойчивой тенденции падения предельной полезности увеличение числа покупок не приносит потребителю дополнительного удовлетворения, поэтому покупательский спрос на товар будет уменьшаться.Для реализации большего количества товара цены на них должны понижаться так, чтобы соответствовать падению прироста удовлетворения потребителя.Данная тенденция помогает глубже познать закон спроса.Как известно, покупатель потребляет много продуктов и для каждого из них вышеназванный закон действует. Совершенно очевидно, что потребитель будет приобретать в первую очередь те товары, которые обладают большей полезностью, до тех пор, пока предельные полезности потребляемых им продуктов не сравняются. Если хотя бы у одного товара предельная полезность будет чуть выше предельных полезностей других товаров, потребитель будет отдавать предпочтение ему. Когда же предельные полезности всех потребляемых им товаров сравняются, сложится как раз необходимая ему одному структура расходов. Сам же потребитель будет находиться в состоянии равновесия. Значит, условием равновесия потребителя считается равенство предельных полезностей приобретаемых им продуктов. Правило максимизации полезностив соответствии со сказанным заключается в таком распределении денежного дохода потребителя, при котором последний рубль, затраченный на приобретение каждого вида продуктов, приносит одинаковую добавочную (предельную) полезность. Вывести потребителя из состояния равновесия смогут только изменения потребительских предпочтений, цены на продукты и размеры доходов. Условие равновесия потребителя может быть выражено следующим образом:
где MU – предельная полезность отдельных товаров; Р – их цена.
Пример. Покупатель пришел в магазин, имея 350 руб. Предположим, что имеется два товара: Хи 7, цены которых соответственно 50 и 100 руб. Сколько единиц товара X и 7 купит покупатель? Иными словами, как он распределит свой бюджет на покупку этих товаров исходя из их полезности?Оценим полезность товара X и 7 в баллах исходя из субъективных представлений, занесем данные в соответствующие графы табл. 6.1 и определим, какую полезность каждый из товаров принесет на 1 руб. затрат (табл. 6.1).
Комплементарные товары-это несколько товаров, которые дополняют друг друга и потребляются одновременно. Примерами таких товаров могут служить: автомобиль и бензин; компьютер, монитор, клавиатура и мышка; подушка и одеяло.Товары
9.Предпочтения потребителя и кривые безразличия. Предельная норма замещения. Маржинализм. Кардинализм. Равновесие потребителя
Потребит.ведет себя на рынке рационально. Гл.ограничения потребителя-доход.
Равновесие потребителя — точка, в которой потребитель максимизирует свою общую полезность или удовлетворение от расходования фиксированного дохода.
Равновесие потребителя может быть выражено следующим образом:MU1/P1=MU2/P2=MU3/…
где MU — предельная полезность отдельных товаров;P — их цена.
Маржиналистысчитали,чтоКаждая дополнительная единица используемого товара приносит потребителю дополнительную или так называемую предельную полезность данного блага
Кардиналисты считали, что стоимость единицы блага должна сводиться к затратам труда и определятся степенью важности той потребности, которая удовлетворяется при помощи этой единицы.
Если цена на один из товаров в наборе снизится, а цены остальных товаров и доход потребителя останутся неизменными, то потребитель будет стремиться замещать относительно дорогие товары более дешёвыми. Наблюдается эффект замещения
Предельная норма замещения MRS_{xy}=-(\Delta y/\Delta x) \,,
где x — количество одного блага, y — количество другого блага, соответственно ~\Delta x и ~\Deltay изменение соответствующих благ.
Предельная норма замещения характеризует угол наклона кривой безразличия, если товары являются абсолютными заменителями то кривая безразличия приобретает форм. Кривая безразличия — множество всевозможных комбинаций благ, имеющих для потребителя одинаковую полезность и по отношению к выбору которых он безразличен.
Бюджетные ограничения потребителя. Влияние изменения в доходах и ценах на положение бюджетной линии. Кривые «доход-потребление» и «цена-потребление». Эффект замещения и эффект дохода в поведении потребителя.
Бюджетное ограничение (budgetconstraint) показывает все комбинации благ, которые могут быть куплены потребителем при данном доходе и данных ценах. Бюджетное ограничение указывает, что общий расход должен быть равен доходу.Бюджетная линия (budgetline) — это прямая, точки которой показывают наборы благ, при покупке которых выделенный доход тратится полностью.
Линия «доход-потребление» (или, в американской литературе, кривая уровня жизни) связывает точки равновесия и показывает, как потребление товаров Х и Y изменяется с ростом дохода.Линия цена-потребдение выражает множество оптимальных сочетаний (наборов) товаров Х и Y, которые возникают при изменении цены товара X.
Если цена на один из товаров в наборе снизится, а цены остальных товаров и доход потребителя останутся неизменными, то потребитель будет стремиться замещать относительно дорогие товары более дешёвыми. Наблюдается эффект замещения. Колебание цены влияют на величину реального дохода и величину спроса. Такая ситуация имеет место при снижении цены на один из товаров набора. После совершения покупки у потребителя остаётся некоторая сумма денег. Это равносильно увеличению реального дохода, как будто потребитель стал получать эту сумму дополнительно (эффект дохода).
Тема: Теория поведения потребителя. Рациональное поведение на рынке
Экономическая наука исходит из предположения о том, что потребители ведут себя на рынке рационально. Т.е. стремятся достичь максимального результата при ограниченных возможностях. Главным ограничением для любого потребителя является размер его дохода
В экономической науке теория полезности имеет несколько направлений -предельность(маржинализм) – ценность товара определяется не затратами труда на его производство, а полезным эффектом, который он способен принести потребителю. Маржиналисты обратили внимание на то, что потребление любого товара имеет приростный характер, т.е. потребитель постепенно увеличивает количество единиц потребляемого блага пока не получит полного удовлетворения. Каждая дополнительная единица используемого товара приносит потребителю дополнительную или так называемую предельную полезность данного блага. Чем больше количество единиц потребляемого блага тем меньше предельная полезность извлекаемая от использования каждой последующей единицы этого блага, т.е. предельная полезность носит убывающий характер. Потребляя некоторое число единиц одного товара человек получает общую полезность данного рядя, которая состоит из суммы убывающих предельных полезностей. При ограниченной сумме денег и необходимости использования двух продуктов возрастание предельной полезности одного блага ведёт к снижению второго. На основании субъективных ощущение каждый потребитель выбирает своё соотношение благ.. Однако наступает момент когда общая полезность от товаров входящих в набор станет максимальной, а дальнейшие изменения и соотношения между ними приведёт лишь к уменьшению этой общей полезности. Это значит что потребитель достиг точки потребительского равновесия:.-Ситуация, в которой потребитель не может увеличить общую полезность, получаемую при данном бюджете, расходуя меньше денег на покупку одного блага и больше – на покупку другого
В процессе покупки потребитель будет выбирать то благо, которое на одну денежную единицу приносит больше предельной полезности или же приобретать сразу два блага, если их предельные полезности одинаковые.
Поскольку теория маржинализма слишком субъективна, она не получила широкого использования на практике
Ординализм
Полезность оценивается не с количественной точки зрения, а на основании порядка предпочтения разных наборов товаров(рейтинга полезности товаров)
В процессе потребление многие блага взаимосвязаны друг с другом(субституты). Следовательно более правильным будет рассматривать зависимость полезности не от потребления отдельно взятого блага, а от всего набора потребляемых благ. В результате полезность оценивается не с количественной точки зрения а на основании порядка предпочтения разных наборов товаров.
Центральную идею ординализма можно объяснить следующим образом:
-вместо количественного измерения полезности потребитель может просто сравнивать различные наборы товаров на основании критерия предпочтительности(рейтинга полезности). Это значит, что для потребителя более предпочтительны наборы товаров имеющие более высокий уровень полезности. Если же этот уровень является одинаковым, то такие наборы будут равноценными
Эффект замещения. Если цена на один из товаров в наборе снизится, а цены остальных товаров и доход потребителя останутся неизменными, то потребитель будет стремиться замещать относительно дорогие товары более дешёвыми. Наблюдается эффект замещения
Под эффектом замещения понимается та часть прироста величины спроса на подешевевший товар, которая образовалась вследствие замены более дорогостоящих благ менее дорогими. Колебание цены влияют на величину реального дохода и величину спроса. Такая ситуация имеет место при снижении цены на один из товаров набора. После совершения покупки у потребителя остаётся некоторая сумма денег. Это равносильно увеличению реального дохода, как будто потребитель стал получать эту сумму дополнительно (эффект дохода)
Бюджетные линии. Ординалисты рассматривают поведение потребителя с двух точек зрения
1.что может позволить себе потребитель при ограниченном доходе. 2.что он хотел бы иметь из имеющего набора товаров каждый из которых представляется ему равноценным
Каждая точка бюджетной линии показывает сколько единиц каждого товара можно одновременно приобрести при том или ином фиксированном доходе и неизменных ценах. Изменения цен вызывают изменения в количестве товаров и соответственно снижению(увеличению) дохода. Бюджетная линия даёт ответ на вопрос что может купить потребитель, но для окончательного понимания его поведения на рынке следует учитывать то, что он сам желает купить. Желание купить товары входящие в набор отражает предпочтения потребителя. Их можно исследовать с помощью так называемых кривых безразличия для построения которых используют метод опроса потребителя. Ему предлагают оценить различные сочетания товаров входящих в набор при этом интересуют только такие сочетания товаров, которые по мнению потребителя приносят ему одинаковое удовлетворение потребностей т.е. потребителю безразлично какой из наборов товаров покупать в данной ситуации . Предельная норма замещения
MRS=
МАКСИМАЛЬНОЕ количество одного товара от которого готов отказаться человек чтобы получить дополнительную единицу другого товара при неизменно уровне полезности. Предельная норма замещения характеризует угол наклона кривой безразличия, если товары являются абсолютными заменителями то кривая безразличия приобретает форму прямой