Сущность рыночной, социальной рыночной и смешанной экономики
Наиболее типичными определениями конечного этапа трансформации существующей ныне в Украине системы являются: "рыночная экономика"; "смешанная экономика"; "социальная рыночная экономика" (или социальное рыночное хозяйство) и др. Вместе с тем для того, чтобы предметно судить о выше названных моделях экономических систем и пытаться выделить у них наиболее важные положительные стороны или черты, необходимо иметь о них хотя бы общее представление. Такое представление о данных моделях экономических систем содержится в различных теориях, концепциях тех или иных представителей экономических школ, направлений, течений предыдущего периода развития экономической мысли, а также современной экономической науки.
Так, "рыночная экономика" согласно теории А. Смита это: строй, в котором осуществляется свободная игра рыночных сил (принцип laissez-faire, что в переводе с французского означает "придать действиям естественного характера"); естественной движущей силой выступает индивидуальный интерес; главными чертами человека являются самолюбие и эгоизм; отсутствие противоречий между обществом и индивидом; сочетание и согласование интересов индивидов осуществляется посредством конкуренции; спрос и предложение уравновешиваются конкуренцией обусловливающей и саморегуляцию экономики; государству принадлежит второстепенная роль (т.е. оно выполняет те функции, которые человек не может выполнить эффективно; это организация общественного порядка, национальная оборона страны, эмиссия денег, строительство общественных сооружений и т.д.).
Концепция "социального рыночного хозяйства", основоположниками которой являются западногерманские экономисты Л.Эрхард и В.Ойкен, значительно отличается от концепции “рыночной экономики", где государству отводилась роль "ночного сторожа". Теперь государству отводится важнейшая задача по обеспечению свободной конкуренции. То есть собственная инициатива и конкуренция должны сочетаться с активной ролью государства в хозяйственной жизни, при этом главным критерием свободы (как считал Л.Эрхард) является свобода потребления. Реализация этого критерия осуществляется посредством свободы предпринимателя производить и продавать ту продукцию, которая соответствует спросу. Одним из важных критериев является такие достижения такого хозяйственного порядка, который действует с наибольшей эффективностью, то есть когда рост производительности труда ведет к снижению цен и повышению реальной заработной платы, а конкуренция может обеспечить социализацию прогресса и прибыли. Вторым важным критерием социального рыночного хозяйства является оптимальное сочетание рыночный экономики и планового хозяйства (сторонником которого выступал неолиберал Г.Ортлиб).
Концепция "смешанной экономики" (или "государственного благополучия"), представителем которой является Е.Ханеен, основывается на том, что государство должно стать перераспределителем произведенного дохода, а второй функцией такого государства должно стать планирование.
То есть, если для Л.Эрхарда важным является не совершенствование распределения, а поднятие производства, то для Е.Хансена - это распределение. Вместе с тем две последние теории возникли в результате необходимости соединения положительных сторон централизованного управления и рыночной экономики со значительным вмешательством государства на современном этапе. Ведь понятие "рыночная экономика" или "рыночная система" отражает не современные реалии развития экономики западных стран, а почти 200-летней давности. А поэтому и относится к нему весьма упрощенно было бы неверным.
И, тем не менее, оно широко употребляется как в экономической литературе западных стран, так и отечественной. Объясняется это тем, что в западной экономической литературе его используют для того, чтобы противопоставить административно-командной системе (затратной экономике) высокоэффективную экономику западных стран. Кроме того, применение данного понятия предполагает использование его в строго научном понимании, то есть лишь относительно капитализма прошлых столетий (к примеру, Дж.Гелбрейт считает уместным употреблять его в виде "рынка времен А.Смита").
Отмеченная трансформация понятия "рыночная экономика" на современном этапе и приобретение им нового содержания вытекает из объективных обстоятельств, связанных с качественными и количественными изменениями: общественных систем в процессе их развития, а стало быть и изменениями их отдельных сторон, экономических явлений и связанных с ними понятий (категорий). Например, в современных условиях понятие "капитал", "капиталистическая собственность" уже не могут передать той изначальной смысловой нагрузки, которая бы отражала реальность их бытия на данном этапе. Теперь, учитывая эволюцию их развития используют такие дополнительные понятия, как "акционерный", "монополистический" (олигополистический), "финансовый", "государтсвенно-монополистический", "интернациональный", "транснациональный" и т.д. капитал. То же самое можно сказать и в отношении понятия "рынок". О нем можно говорить как о "современном рынке", "регулируемом рынке", "социально-ориентированном рынке" "планомерном рынке".
Последнее определение рынка, как планового всё больше находит одобрение со стороны большинства направлений, течений, школ экономической мысли современности (В.Зомбарт, М.Вебер представители исторической школы политэкономии, У.Митчел, Дж. Гелбрейт - теоретики институционализма и др.). Логическое завершение их взглядов (о необходимости диалектического сочетания плана и рынка) находит в положении о том, что современный рынок является регулируемым.
В этой связи, опираясь на мнение представителей мировой экономической науки, существующую в Украине социально-экономическую систему следует трансформировать не в рыночную систему, а в планово-рыночную или регулируемую рыночную систему. О том, каковы причины возникновения планомерно-рыночной системы или регулируемой рыночной экономики, а также в чем сущность планового регулирования экономики Украины и пойдет речь в следующем вопросе темы.
Планомерно-рыночная экономика и плановое регулирование экономики Украины
В предыдущих темах курса уже отмечалось, что начальная стадия капиталистического способа производства основывалась на ручном труде и общественной формой его развития выступала индивидуальная собственность. В этих условиях рыночная форма связи между мелкими предприятиями абсолютно преобладала, а потому и присвоение носило в основном частный характер. Кроме того, рыночные связи носили ярко выраженный стихийный характер, периодически проходящие через фазы цикла (кризис, депрессия, оживление, подъём). И тем не менее, даже в рамках начальной стадии капитализма зарождаются внерыночные, организованные и сознательно регулируемые формы связи. Речь идет о развитии мануфактурного производства, где уже происходит специализация работников на выполнении отдельных операций, взаимосвязанных между собой.
С конца ХУШ - начала XIX ст. зарождается новый технологический способ производства (ТСП), основанный на машинном труде, который усиливает роль подетальной и пооперационной специализации единичного разделения труда в рамках предприятий, которые превращаются в монополистические объединения. В результате чего связи между предприятиями, входящими в монополистические объединения, приобретают планомерный характер, что в свою очередь значительно расширяет границы планомерности. Так, американская автомобильная корпорация "Дженерал Моторз" включает в себя около 40 тысяч мелких и средних предприятий, являющихся поставщиками отдельных деталей, что позволяет более успешно и согласованно решать вопросы организации производства и его совершенствования.
В начале XX ст. производительные силы перерастают рамки отдельных монополистических объединений, происходит интенсивное огосударствление экономики, то есть усиление роли государственной собственности, как общественной формы развития производительных сил. После 30-х гг. XX ст. доминирующей формой общественного разделения труда становится подетальная и пооперационная форма единичного разделения труда, а материальной основой её выступает комплексная автоматизация и механизация производства. А со средины 50-х гг. XX ст. развивается новый ТСП, основанный на автоматизированном труде. Именно в этот период производительные силы начинают перерастать масштабы отдельных национальных государств, а подетальная формы единичного разделения труда развиваются как в рамках национальных государств, так и в международном масштабе (т.е. происходит интернационализация единичного разделения труда). В результате этого ещё больше усиливается непосредственная связь между звеньями крупных международных экономических образований. Теперь товарную форму их результаты приобретают после завершения производственного цикла, и после покупки их другими компаниями.
Наряду с этим осуществляются долгосрочные кооперационные связи между производителями и потребителями, что приводит к образованию торгово-промышленных комплексов (т.е. интеграции крупных промышленных корпораций с торговыми компаниями). Возрастает роль таких форм сотрудничества гигантских корпораций, как организация совместных предприятий, фирм, обмен патентами, научно-технической информацией, что в конечном счете приводит к усилению корпоративной планомерности. Высшей формой такой корпоративной планомерности является широкое развитие многоотраслевых транснациональных корпораций (ТНК). В США, к примеру, из 200 наибольших монополий 80% принадлежит к транснациональным. Об их весе в развитии мировой экономики говорит тот факт, что в начале 90-х гг. на 600 наиболее крупных промышленных ТНК приходилось от 1/5 до 1/4 условно чистой продукции капиталистического мира.
В этих условиях качественно изменяется и конкуренция. Доминирующую роль играет сегодня не конкуренция на товары, а на производительный капитал, преобладает перепроизводство не товаров, а мощностей, а сама конкуренция становится регулируемой. Широкое развитие получает государственное регулирование, программирование и прогнозирование капиталистической экономики.
Что касается государственного регулирования, то государство сознательно устанавливает и регулирует такие глобальные пропорции, как соотношение между спросом и предложением, производством и потреблением, между товарной и денежной массой. Применяя программирование, государство разрабатывает долгосрочные (на 5 и более лет) программы экономического и социального развития. Кроме того, оно формирует центр по управлению экономикой. Объектами государственного регулирования при этом становится система производительных сил (ПС) и производственных отношений (ПО). Так, относительно ПС, составной частью которых являются прежде всего средства производства (СП), государство проводит политику ускоренной амортизации, стимулирования инновационных процессов, а применительно к рабочей силе - применяет меры, направленные на повышение образования, охраны здоровья, переквалификации и т.д. То же самое относится и к системе ПО и в первую очередь отношений собственности, в рамках которых государство усиливает экономические методы воздействия, проводя соответствующую налоговую, денежно-кредитную, амортизационную политику.
То есть планомерность как тенденция в современных условиях превращается в закономерность экономического развития (начиная на уровне предприятия, государства и заканчивая на уровне Европейского Сообщества). Это дает основание считать, что и Украине необходимо использовать в экономике, как систему планирования, так и рыночный механизм. Но при этом, разумеется, необходимо учитывать те отличия современного планирования, которые не свойственны планированию, сложившемуся в нашей отечественной практике. Суть данных отличий современного планирования состоит в том, что оно во-первых, предполагает использование как экономических так и административных методов воздействия. Во-вторых, оно должно ограничиваться планированием только тех задач, которые не могут быть решены на уровне предприятий (к примеру, проведения единой научно-технической политики, структурной, инвестиционной, амортизационной политики). В-третьих, оно должно перейти от преимущественно отраслевого к территориальному, комплексному регулированию экономики с приоритетом социальных задач. В-четвертых, оно должно способствовать реализации и сочетанию интересов всех субъектов собственности. В-пятых, сам план должен отражать совокупность целевых комплексных программ, содержание и направленность которых определяют границы и этапы их реализации. И, в-шестых, приоритетным должно быть индикативное (рекомендательное) планирование.
Однако переход от административно-командной системы к планомерно-рыночной (регулируемой рыночной) экономике должен осуществляться эволюционным путем. И наиболее короткий путь к этому - это постепенный переход от директивного к индикативному (рекомендательному) планированию экономики. Так, во всех высокоразвитых странах мира индикативное планирование осуществляется, прежде всего на макроуровне (на уровне государства) посредством системы контрактов, госзаказов, закупок, что одновременно является и гранитом социальной защиты населения.
Что же касается Украины, то макроэкономическое планирование должно сводится к установлению основных пропорций между сферами и крупными отраслями народного хозяйства, а также планирования основных направлений научно- технического прогресса, обороны и т.д. Остальное должно планироваться в рамках областей, отдельных регионов, исходя из их экономических интересов. Это позволит государству регулировать весь процесс экономического и социального развития при помощи нормативов, штрафных санкций, разных поощрений, влияния на экономические интересы товаропроизводителей, а не заниматься мелкой опекой предприятий. Так, планы на макроуровне в развитых странах составляются таким образом, что их реализация сочетает интересы большинства товаропроизводителей с интересами общества. Этим, очевидно, и объясняется тот факт, что все планы, как правило, выполняются.
Постепенному переходу к регулируемому рынку в Украине, скажем, может способствовать и государственное регулирование цен, которое должно: а) обеспечить гарантированную оплату за сельскохозяйственную продукцию, реализуемую посредством госзаказов при помощи системы индексов цен на закупку и оптовых цен на промышленную продукцию; б) способствовать разработке правительством и использованию действенной системы дотаций на производство сельскохозяйственной продукции. Вторым важным моментом в постепенном переходе к регулируемому рынку в Украине может быть широкое использование экономических регуляторов (в основном финансовых и кредитных).
Все это позволит перейти к регулируемому рынку, при котором плановые показатели содержат лишь общие контуры государственного прогноза о желательном развитии экономики, включая решения о государственных расходах и капитальных вложениях, о текущих расходах государственных предприятий и т.п. При этом непосредственной задачей плана должна выступать координация использования государственных ресурсов, влияние на госсектор главным образом посредством стимулирования (или ограничения) его спроса, а также посредством "давления предложения" со стороны государственных предприятий.
В то же время не вызывает сомнений то обстоятельство, что без приватизации и в первую очередь предприятий перерабатывающей и пищевой промышленности и других отраслей народного хозяйства перейти к регулируемому рыночному хозяйству (рыночной экономике) невозможно. При этом со стороны государств должна быть оказана соответствующая поддержка вновь образуемым предприятиям. Но в целом все это возможно осуществлять только в рамках самостоятельной экономической системы, функционирование которой предполагает достижение экономического суверенитета Украины.