Кооперация с личным подворьем 4 страница

Колхоз выделяет средства на проведение традиционных народных праздников. Это возрождает христианскую и традиционную народную культуру, создает их своеобразный симбиоз с современностью. Многое по возрождению этих праздников сделал начальник V участка Владимир Яковлевич Игнатьев.

Приезжайте к нам в Ачаки,
Рады будем встретить вас.
Гости наши дорогие,
Приезжайте, просим вас, -

поют у нас на агадуйе, завершая праздничный концерт. Там, конечно, не только художественная самодеятельность, но и скачки, и джигитовка, и борьба, и карусель и многое, многое другое.

Высокоразвитая культура чувашского народа пришла в упадок после его активнейшего участия в восстаниях Степана Разина, и особенно Пугачева, когда чувашам было запрещено заниматься кузнечным делом да практически почти всеми другими ремеслами. И умение выплавлять металл, и ювелирное искусство, как и многое другое, да и письмо на основе старинного тюркского алфавита ушли в небытие.

Николай Иванович Ашмарин, великий русский тюрколог, еще до революции в основном составивший 17-томный чувашско-русский словарь, - а такой словарь из тюркских народов имеется только у якутов и турок, - писал в начале века, что сейчас чуваши уже плохо разбираются в драгоценных камнях, так как немногие их имеют. И если чувашскому народу суждено воскреснуть, - а сейчас он находится на пути исчезновения как этнос, - то это в значительной мере благодаря Н. И. Ашмарину, благодаря имеющемуся в его словаре огромному непреходящему богатству, которое охватывает все стороны жизни народа.

Прежде почти каждая чувашская женщина имела головные и нагрудные украшения из серебряных монет. Когда же наступало трудное время, их отдавали в заклад, чтобы после возвращения долга взять обратно. Как писал В. К. Магницкий, русский этнограф прошлого века, в 1881 году одно хушпу - головное украшение замужней женщины - стоило 35 рублей серебром. А лошадь тогда стоила 5-7 рублей.

Гражданская война, голод, послевоенная разруха привели к тому, что чувашские семьи в основном этого богатства лишились.

Но у некоторых они еще есть. В деревне Верхние Ачаки, где 156 дворов, примерно у 20 женщин сохранились серебряные нагрудные украшения ама. Еще в сентябре 1992 года за одно ама предлагали до 3 млн. рублей.

Чтобы не прервалась "связь времен", чтобы народ не забыл своих корней, свои добрые традиции, и нужны обрядовые праздники, которые у нас проводятся по очереди по участкам. В культуре чувашей сохранились не только земледельческие, но и скотоводческие традиции и связанные с ними особенности. Так, в Поволжье только у чувашей была традиция, когда девушки при выходе замуж верхом на коне уезжали из родительского дома в составе свадебного поезда.

Чуваш с могучим сердцем, житель новой эры. Плечами подпирая небосвод, Шагнет вперед, одеждой солнечной сверкая. И путь, что впереди, цветами уберет Интернационала радуга живая, - эти строки Михаила Сеспеля, трагической судьбы поэта революции, уже тогда выражали путь возможного национального подъема чувашей - только в мире и дружбе со всеми народами. И думается, Андриян Григорьевич Николаев, одним из первых проложивший путь в открытый космос, символизирует созданный гением поэта образ. Кстати, Андриян Григорьевич не раз встречался и с тружениками нашего колхоза.

Коллектив колхоза в течение долгих лет сделал немало, чтобы возродить старинные промыслы. Так Василий Емелья-нович Русское изготавливает около тридцати видов национальных музыкальных инструментов, в том числе вернул к жизни несколько из них, секрет производства которых уже был утерян (шыпыр, срнай, варган).

А Юрий Егорович Егоров - мастер чудесной деревянной резьбы при производстве различной традиционной посуды и мебели. В. К. Беляков восстановил секрет производства сим-была - традиционного медового напитка чувашей.

А Юрий Филиппович Филиппов - производство юрвара, удивительной по качеству колбасы. Он делается из конины, секрет производства которого чувашами был утерян после христианизации. А до этого конина считалась лучшим мясным блюдом. Для умилостивления богов в старину лучшей жертвой считалась именно лошадь.

В хозяйстве созданы различные музеи. В их числе - музей натурального хозяйства, организованный 10 лет назад для сохранения не мертвого инвентаря, а трудовых навыков чувашской семьи, которую она имела прежде. На одном гектаре земли рядом с усадьбой выполняется вся работа по-старинному - от посева ржи, льна (пахота лошадью, сев вручную, жатва серпом и т. д.) вплоть до выпечки хлеба и ткачества в старинной избе и приготовления пива традиционным способом в специально для этого построенном помещении. В этом музее, который является действующим хозяйством и в котором имеются и лошадь, и весь необходимый для работы с ней инвентарь, в течение всего года выполняются крестьянские работы и проводятся обрядовые праздники в соответствии с традиционным народным календарем.

Коллектив колхоза работает в тесном контакте с коллективами двух средних школ и двух восьмилетних школ, которые сделали много для успеха природоохранной работы. Правление колхоза совместно с руководством школ приняло специальное решение, чтобы вызвать у школьников большой интерес к этому, научить работать на лошади, косить сено, варить по-старинному пиво, охранять природу, носить национальное платье и т. д. В колхозе имеется конно-спортивная школа, которой руководит Георгий Иванович Павлов. А первая в сельской местности Чувашии художественная школа, созданная благодаря стараниям ее директора Михаила Никитича Разу-мова, учит детей художественным промыслам, рисованию, ткачеству по-старинному и т. д. Не только в Верхнеачакской средней школе, которая является школой искусств, но и в других школах и почти во всех клубах специалисты учат детей с первого класса танцевать и петь.

В свое время старшеклассники активно участвовали в проведении многодневных походов молодежи по родной республике. Конечно, на эти походы можно смотреть сейчас совершенно по-иному, как и на многое другое. Но не будем в очередной раз рушить все до основания: это была устремленность в будущее, в которое мы верили. Много полезного, что дают эти походы, сохраняет значимость и сейчас, и, уверен, в будущем.

Под руководством Н. Л. Сапожникова, физорга Никона Прокопьевича Прокопьева верхом, на тачанке, в пешем строю, на лыжах с полным самообеспечением (палатки, котлы, дрова, сено прессованное и т. д.) в течение ряда лет прошли сотни наших юношей и девушек через многие районы республики, посещая памятные места, встречаясь с ветеранами-гвардейцами легендарных "Катюш", выступая с концертами, непосредственно знакомясь с природой республики, получая хорошую физическую закалку. Романтика этих походов несомненно отвечает порывам молодой души.

Мы все родом из детства и впечатления детства - на всю жизнь.
О вернуться туда, где родился,
И еще раз услышать,
Как щебечут на родине птицы! -
мечтают многие на склоне лет.

Велика радость тех, кто после долгой разлуки с родной землей видит, что природа местности, где прошло его детство, не обеднела, что те черемухи и липы, на которые в детстве лазил с друзьями, не срублены, что так же журчит вода из ключа в овраге, что тот же гомон птиц в зеленых рощах. Но еще радостнее, наверное, жить без долгой разлуки на земле своей, принося ей благоденствие и радуясь плодам трудов своих.

Ветеранов у нас чуть не тысяча человек. Оглядываясь назад, они видят картины обновленной прекрасной природы и великие труды свои, ратные и мирные. Совет ветеранов возглавляет Петр Семенович Семенов, всю жизнь проработавший полеводом. Ему уже под 70 и часто он выходит в поля, где столько раз сеял и убирал. Так и кажется, что он обращается к своей земле обетованной:

Не потому ли сердце сладко, Что я всесильно растворен В просторах этих без остатка?

Благодаря стараниям директора детской художественной школы М. Н. Разумова сейчас завершается создание во всех деревнях колхоза мемориальных комплексов. Целостный комплекс по сохранению памяти о прошлом, включая парк и музей, создан в считавшейся в свое время неперспективной деревне Яровойкасы под руководством В. К. Белякова и его брата учителя Виталия Константиновича Белякова. А В. И. Ба-рышев, являющийся председателем совета деревни, - есть такой неофициальный орган в наших деревнях, работающий на общественных началах, - ввел в традицию берущие за душу обряды при праздновании Дня Победы.

ГЛАВНАЯ ЦЕННОСТЬ

И странной близостью закованный,
Смотрю за темную вуаль,
И вижу берег очарованный
И очарованную даль.
А. Блок

От матери я слышал, что в детстве, то есть лет 80 назад, она видела совсем рядом журавлей, не пугано стоящих, когда семья въезжала на свое поле на речке Выла. В то же примерно время, по рассказам ачаковцев, в Чотуйе, в дальнем поле этой деревни, окруженном лесами, танцевали журавли. А еще раньше, по их словам, рядом с этим полем ловили зверей, загоняя их в тенета, то есть в сети, расставленные через долину небольшой речки Орбаш.

В начале этой книжки я писал про остатки роскоши природы, ее относительной неразрушенности уже около полувека назад, как запечатлел ее в памяти детский взор.

Но уже лет 15-20 наблюдается более ускоренное ухудшение природной среды в целом. Уже растет поколение детей, не слыхавших голоса кукушки. Я тоже прошлым летом его не слышал. А ведь для счастья человеку нужны, кроме всего прочего, и трели соловья, и кукование кукушек, и эхо в лесу своего детства, и цветущий луг за околицей. "Босиком бы пробежаться по росе", - как о высшем миге единения с родной землей мечтает солдат в знаменитой песне. Бывали годы, когда на всей территории колхоза были слышны голоса лишь нескольких перепелок. Это, наверное, в основном потому, что пока они с южных краев долетят, добегут до нас, сто раз имеют возможность погибнуть от различных химобработок полей. В лесу все меньше птиц. Можно целый день пройти, и увидеть лишь несколько их гнездовий. Да и лес уже не тот. Вяз, ильм уже засыхают в молодом возрасте, видимо, они особенно чутки к изменениям в атмосфере. Страшно мучается дуб - все чаще и чаще вся его листва съедается червями.

Из всего разнообразия бабочек осталась почти одна лишь капустница.

Так вскоре могут остаться лишь серые вороны, великое множество которых развелось вокруг городов, и серые крысы, привыкающие к любым ядам. А вот серых воробьев, этих работяг, хранителей наших садов, как и синиц, все меньше и меньше.

Философия покорителей природы, на которой мы воспитывались, в сочетании с затратной экономикой привела к весьма тяжелым последствиям: в 1988 году 41 миллиард кубометров газа выбрасывалось в атмосферу; на получение тонны меди и цемента у нас затрачивалось электроэнергии в 2-3 раза больше, чем в ФРГ и Японии; на единицу сельхозпродукции использовалось минеральных удобрений в два раза больше, чем в США.

В детстве мы пили воду прямо из Суры, значительного притока Волги. Сейчас она без должной очистки для питья уже негодна. А Сура несколько раз уже очищалась от рыбы из-за выбросов в нее вредных отходов промышленных предприятий. Уже и перловиц-моллюсков с чудесными перламутровыми раковинами, природных очистителей речной воды, бороздивших прежде в великом множестве песчаное дно реки, кажется, в ней не осталось.

Вместе с сооружением молочного комплекса в нашем колхозе построили культурное пастбище на 412 гектарах. Не говоря о том, что технология орошения (с использованием насоса, навешанного на гусеничный трактор) была негодной, ведущей к струйчатой эрозии, - сама идея таких культурных пастбищ в нашей зоне, где выпадает в год 450-500 мм влаги, как я понял со временем, не обоснованна. Ведь чтобы в наших условиях надежно обеспечить скотину кормами, надо в первую очередь решить вопрос перевода атмосферной влаги в почвенную. Да иметь определенный резерв кормов на случай сильнейшей засухи, от которой никто не застрахован.

Нерешенным является в хозяйстве вопрос сбора и вывозки на повторную переработку бытовых отходов, в основном различной синтетики. Предлагаемое санэпидемстанцией захоронение их под землей представляется не лучшим вариантом. Все же надо добиться - и это задача государственной важности - чтобы все вторсырье пошло на переработку. Тогда меньше будет вырубаться лесов, меньше будет огромных карьеров добывающих отраслей, меньше будет нужно различных электростанций. Ведь во многих странах почти половину различных металлов, бумаги, много другого добывают из вторсырья.

Все больше ученых приходят к выводу, что философия потребительства, образ жизни, принятый в высокоразвитых странах, заводит человечество в тупик. Именно поэтому XVII конгресс Социалистического Интернационала, состоявшийся в Стокгольме в 1989 году, пришел к выводу, что образ жизни, принятый в этих странах, порочен, и призвал изменить его. Ведь природа не выдержит, если во всех странах мира на одного человека будет тратиться столько же энергоресурсов, сколько в США.

В старину чуваши считали, что Киреметь - один из главных богов в пантеоне языческих божеств - уходит с распаханных мест. Ему нужна была нетронутая местность, целинная земля. Лишь такие земли могли считаться священными. Душа человека, которая находилась тогда в максимальном единении с природой, требовала, чтобы за вторжение в нее с плугом, с топором надо умилостивить окружающую природу, которую чуваши обожествляли, сохраняя часть земель в естественном состоянии. Эти священные места - в действительности заповедные территории. Так что народ в старину понимал необходимость сохранения природы во всем ее богатстве хотя бы на части территории. А вот мы до сих пор этого не понимаем, распахивая все, где плуг может пройти, тратя на это огромные ресурсы и получая мизерные урожаи. Много говорим о необходимости интенсивного земледелия, под которым подразумевается главным образом усиленная химизация. Но эта интенсификация должна сопровождаться выведением значительных площадей из состава пашни и превращением их в естественные угодия, чтобы был сохранен природный баланс.

Так, в Западной Европе до 2000 года предполагается 15 млн. гектаров пашни отдать под лесонасаждения и луга.

Возникновение все новых и новых мегалополисов сопровождается разрушением природной и культурной среды на значительных территориях вокруг них. Сколько миллионных городов мы понастроили! Разве можно превращать Чебоксары в миллионный город, как планировалось недавно, когда в Чувашской Республике всего-то около 1 млн. 300 тыс. жителей?

Дом в сельской местности объективно нужен горожанам в первую очередь даже не ради продовольственного самообеспечения, как принято сейчас считать. Жизнь в отрыве от земли, от природы самым отрицательным образом сказывается на их здоровье. Так, в 1988 году в городских родильных домах страны здоровыми оказались лишь 80% детей. Не случайно в развитых странах Запада 70-80% жителей живут в своих домах. Там города окружены полукрестьянскими городками-спутниками, а мелкие фермы в США превращаются сейчас из способа производства в "способ жизни".

Из истории знаем, что немало человеческих цивилизаций погибло, так как руководящая часть общества устраивала себе комфортную жизнь, потеряла представление о суровых реалиях жизни и способность к усовершенствованию общества.

Представляется, что сейчас уже человечество в целом, стремясь удовлетворить все новые и новые свои потребности, ложно считая их истинными ценностями, может потерять действительную, главную ценность, и самое что ни на есть "молоко", сокровенную суть этой ценности - хрупкий, как сейчас знаем, мир природы нашей голубой планеты, способной лелеять человечество, пока светит Солнце. Для этого оно должно освободиться от множества угроз, несущих ему самоуничтожение, и превратить Землю в "планету людей".

Мы живем надеждой и за темной вуалью нынешних неурядиц душа в который раз стремится увидеть "берег очарованный и очарованную даль".

Надо разумно и неотложно решить все проблемы, вставшие в настоящее время перед человечеством, чтобы и грядущие поколения могли вслед за поэтом сказать:

Посмотри, моя милая, лучше. Как прекрасна Земля! Снова ливнями выльются тучи, И поклонятся ивы плакучие, И взойдут семена.

Наши рекомендации