Качество как объект управления
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….….3
1 КАЧЕСТВО ПРОДУКЦИИ КАК ПОНЯТИЕ МЕНЕДЖМЕНТА……………. 5
1.1 Качество как объект управления. ……………………………………………….5
1.2 Организация контроля качества продукции на предприятии. 9
1.3 Качество и сертификация продукции в Республике Беларусь. 14
2 УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ ПРОДУКЦИИ НА ОАО «БЕЛКАРД». 21
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия. 21
2.2 Управление качеством продукции на ОАО «Белкард». 24
2.3 Анализ системы качества………………………………………………………27
3 ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ ПРЕДПРИЯТИЯ.. 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.. 40
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………...…..42
ВВЕДЕНИЕ
Деятельность предприятий в условиях рынка требует принятия управленческих решений, исходя из анализа рыночной ситуации, тенденций ее изменения, с учетом обратной связи. Причем основной задачей предприятия в условиях конкурентной борьбы становиться обеспечение требуемого качества продукции и предоставляемых услуг. Для ее решения фирме необходимо контролировать технические, организационные и социальные факторы, влияющие на качество продукции и услуг. Управление должно быть направлено на выявление, сокращение, предупреждение выпуска продукции, качество которой не соответствует требованиям рынка либо уступает товарам основных конкурентов.
При этом система общего руководства качеством должна быть нацелена на достижение требуемого уровня качества при минимальных затратах. Потребитель же продукции должен быть уверен в возможностях предприятия поставлять продукцию или услуги требуемого уровня качества и стабильно поддерживать его.
Качество продукции в настоящее время заняло ключевое место в торгово-экономической, предпринимательской и даже политической деятельности современного мира. Правительства многих стран считают, что неотъемлемым элементом взаимовыгодной международной торговли и экономического сотрудничества является сертификация продукции.
Сертификация за рубежом имеет многолетнюю практику.
Своим происхождением и становлением сертификация обязана объединению фирм-потребителей одинаковой продукции в целях совместного контроля за качеством продукции поставщиков. Получая поддержку разных органов власти, от муниципальных до национальных, подобные объединения сформировали специальные центры по контролю за качеством продукции.
Своевременность и качество управленческого решения определяются наличием необходимой информации. Поэтому направленная, многообразная деятельность по сбору и обработке информации позволяет оперативно реагировать на изменения рыночной ситуации, способствуя обеспечению лидирующих позиций на рынке.
Предметом исследования в курсовой работе является показатели качества, объектом исследования – продукция ОАО «Белкард».
Цель курсовой работы – рассмотреть качество и сертификацию продукции на предприятии.
Задачи курсовой работы:
۰ рассмотреть качество как экономическую категорию;
۰ изучить системы управления качеством продукции;
۰ рассмотреть организацию контроля качества продукции на предприятии;
۰ изучить управление качеством продукции на ОАО «Белкард»;
۰ рассмотреть пути повышения качества продукции предприятия.
При написании курсовой работы использовались нормативные документы, литература отечественных и зарубежных авторов. Основными источниками являлись: указ Президента Республики Беларусь «О повышении конкурентоспособности продукции отечественного производства», закон Республики Беларусь «Об оценке соответствия требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации», государственная программа «Качество», «Экономика предприятия и отрасли промышленности» - учебник В. Н. Овчинникова, «Экономика предприятия» - учебное пособие Л. Н. Нехорошевой.
1 КАЧЕСТВО ПРОДУКЦИИ КАК ПОНЯТИЕ МЕНЕДЖМЕНТА
Качество как объект управления
Накопленный в мире опыт свидетельствует о том, что обеспечение требуемого качества продукции связано с образованием на предприятии специальной системы менеджмента качества.
В условиях перехода к рыночной экономике повышение качества продукции как наиболее важной составляющей конкурентоспособности - одна из самых острых и наиболее сложных проблем для отечественных предприятий, в первую очередь промышленных. Сталкиваясь с жесткой конкуренцией не только на внешнем, но и на внутреннем рынке, предприятия зачастую вынуждены формировать новые системы качества, совершенствовать или реконструировать ранее созданные.
Качество - сложная и объемная социально-экономическая и философская категория, качество продукции - более узкая.
Согласно ГОСТ 15467-79, качество продукции определяется как совокупность свойств продукции, обусловливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с назначением [15, с. 359].
По международному стандарту ИСО 8402-86, качество продукции (услуги) - совокупность свойств и характеристик продукции (услуги), которые придают ей способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности [15, с. 360].
Успешная деятельность предприятия на рынке обеспечивается производством конкурентоспособной продукции, основными параметрами которой являются качество и цена.
Конкурентоспособность продукции - это комплексная характеристика товара, определяющая его предпочтение потребителем на рынке в сравнении с аналогичными товарами конкурентов. Для ее достижения предприятие должно организовать свою деятельность так, чтобы держать под контролем все факторы, влияющие прежде всего на качество производимой продукции. Поэтому управление на предприятии ориентировано на выявление, сокращение, устранение и предупреждение выпуска продукции неудовлетворительного качества. При этом очень важно различать такие взаимосвязанные понятия, как контроль качества, управление качеством, обеспечение качества, всеобщий менеджмент качества (см. рис.1.1).
Рисунок 1.1 - Контроль качества, управление качеством, обеспечение качества
Источник: [15, с. 360]
Контроль качества - оценивание выполнения требований путем наблюдения и выводов, сопровождаемых, если это необходимо, измерениями, экспертизами и испытаниями.
Управление качеством - это совокупность методов, включающая контроль качества, сбор и распределение информации о качестве, разработку мероприятий, принятие оперативных решений и их реализацию на всех этапах производства, хранения, транспортировки, монтажа и эксплуатации продукции [6, с. 164].
Обеспечение качества - все планируемые и систематически осуществляемые виды деятельности в рамках системы менеджмента качества, необходимые для создания достаточной уверенности в том, что продукция удовлетворяет определенным требованиям к качеству.
Общее руководство качеством отражает те аспекты управления, которые определяют политику в области качества, цели и ответственность.
Всеобщий менеджмент качества означает подход к управлению предприятием, основанный на участии всех работников в обеспечении выпуска конкурентоспособной продукции.
Для достижения целей, определенных политикой предприятия в области качества, разрабатывается и внедряется система менеджмента качества (СМК). Существует множество альтернативных названий СМК, сложившихся в разное время и в разных странах: система качества (СК), система контроля качества (СКК), система качества продукции (СКП) и т. д.
СМК можно представить в виде четырех основных составляющих процесса управления: планирование, стимулирование (мотивация), организация (обеспечение) и контроль качества.
В стандарте ИСО 8402-86 планирование качества определено как деятельность, направленная на установление целей и требований к качеству продукции и применение элементов системы качества на различных этапах изготовления. Планирование качества охватывает также оценку качества, подготовку системы качества и программы качества, выработку положений по улучшению качества.
Планирование осуществляется, как правило, на двух уровнях [15, с. 362].
I уровень- стратегическое планирование, при котором намечаются основные направления работ в области качества на перспективу. Стратегия качества является частью общей стратегии предприятия и включает также распределение ресурсов, адаптацию к изменениям внешней среды. Стратегия качества может быть изложена вместе с политикой качества.
II уровень- текущее планирование качества, включающее, как правило, мероприятия, намечаемые на предстоящий год.
К стимулированию (мотивации) качества на уровне предприятия относятся: система заработной платы, премирование за высокое качество продукции, штрафные санкции за брак. Учитывая важное значение качества для экономики в целом, выпуск продукции высокого качества стимулируют также и на государственном уровне. Примером такого стимулирования служит Национальная премия в области качества.
Организация работ по качеству включает несколькоэтапов [15, с. 362]:
1) разработка системы менеджмента качества, т. е. определение структур, входящих в систему качества, их функций и методов работы; при этом для создания системы качества, отвечающей современному уровню, используются рекомендации международных стандартов ИСО 9000, в которых обобщен опыт создания таких систем, накопленный в развитых странах;
2) внедрение системы менеджмента качества; на этом этапе проводятся внутренние проверки системы и, как правило, ее доработка по результатам проверок;
3) сертификация системы менеджмента качества на соответствие стандартам ИСО 9000. Получение такого сертификата от авторитетного независимого органа существенно укрепляет позиции предприятия на рынках сбыта, так как дает заказчикам дополнительную уверенность в возможности предприятия стабильно обеспечивать требуемый уровень качества;
4) проведение плановых внутренних проверок системы для поддержания эффективного функционирования и совершенствования;
5) организация инспекторских проверок с целью подтверждения выданного сертификата.
Контроль качества - это функция, включающая проведение измерений, экспертизы, испытаний или оценки одной либо нескольких характеристик объекта и сравнение полученных результатов с установленными требованиями для определения того, достигнуто ли соответствие по каждой из этих характеристик. Это наиболее объемная функция по применяемым методам, которым посвящено большое количество работ в разных областях знаний. Значение контроля заключается в том, что он позволяет вовремя выявить ошибки, чтобы затем оперативно исправить их с минимальными потерями [6, с. 166].
В зависимости от места контроля и этапов выполнения работ различают следующие виды контроля качества:
• контроль проектирования;
• входной контроль материалов и комплектующих изделий;
• контроль за состоянием технологического оборудования;
• операционный контроль при изготовлении;
• авторский надзор за изготовлением;
• активный контроль за приборами, встроенными в технологическое оборудование;
• приемочный контроль готовой продукции;
• контроль монтажа и надзор за эксплуатацией на объектах. В зависимости от охвата контролируемой
продукции контроль качества может быть выборочным и
сплошным.
Для анализа результатов контроля качества широкое распространение получили методы статистического контроля качества, такие как метод расслоения, графики сортировки данных, диаграмма разброса, диаграмма Парето, причинно-следственная диаграмма, контрольные карты, гистограммы.
Для содействия достижению целей в области качества необходимо учитывать шесть принципов системы менеджмента качества [15, с. 363].
1. Ориентация на потребителя. Предприятие зависит отпотребителей и, следовательно, должно понимать и учитывать их запросы, выполнять требования и предвосхищать ожидаемые потребности.
2. Всеобщность участия в управлении качеством. Руководством устанавливаются цели, направленность функционирования, формируется внутренняя организационная среда предприятия, позволяющая вовлечь каждого работника предприятия в процесс повышения качества продукции.
3. Эффективность. Желаемый результат достигается при эффективном использовании производственных ресурсов и отражается в повышении конкурентоспособности продукции.
4. Системность. Повышение качества обеспечивается при комплексном, взаимосвязанном и последовательном управлении процессами.
5. Непрерывность. Непрерывное улучшение качества составляет основу эффективного функционирования предприятия как целостной хозяйственной единицы.
6. Партнерство. Взаимовыгодные отношения между предприятием, поставщиками и потребителями повышают способность создавать продукцию требуемого качества.
Принципы менеджмента качества могут использоваться руководством предприятия как основа для принятия эффективных управленческих решений.
В СМК информационную базу составляет документация:
• обеспечивающая информацию (внутреннюю и внешнюю) о СМК предприятия; многие предприятия относят эту документацию к руководству по качеству;
• описывающая, как СМК либо ее элементы применяются по отношению к конкретным продукции, проектам или контрактам; многие предприятия относят эту документацию к программе качества;
• обеспечивающая последовательную информацию о том, как осуществлять деятельность или процессы; многие предприятия относят эту документацию к процедурам;
• обеспечивающая объективными доказательствами осуществленной деятельности или достигнутых результатов.
Каждое предприятие самостоятельно определяет объем необходимой документации и средства, которые предстоит использовать. Это зависит от ряда факторов: размера и сложности предприятия; сложности продукции и процессов; риска не выполнить требования потребителей; компетентности персонала; пределов, до которых необходимо демонстрировать соответствие требованиям СМК.
Проверки рациональности действующей СМК, проводимые предприятием самостоятельно, могут служить основой для определения потенциала повышения качества продукции. Проверки, осуществляемые по инициативе потребителей и государственных органов, позволяют оценить соответствие выпускаемой продукции требованиям национальных и международных стандартов.