Качество как объект управления

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….….3

1 КАЧЕСТВО ПРОДУКЦИИ КАК ПОНЯТИЕ МЕНЕДЖМЕНТА……………. 5

1.1 Качество как объект управления. ……………………………………………….5

1.2 Организация контроля качества продукции на предприятии. 9

1.3 Качество и сертификация продукции в Республике Беларусь. 14

2 УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ ПРОДУКЦИИ НА ОАО «БЕЛКАРД». 21

2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия. 21

2.2 Управление качеством продукции на ОАО «Белкард». 24

2.3 Анализ системы качества………………………………………………………27

3 ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ ПРЕДПРИЯТИЯ.. 35

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 38

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.. 40

ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………...…..42

ВВЕДЕНИЕ

Деятельность предприятий в условиях рынка требует при­нятия управленческих решений, исходя из анализа рыночной ситуации, тенденций ее изменения, с учетом обратной связи. Причем основной задачей предприятия в условиях конку­рентной борьбы становиться обеспечение требуемого каче­ства продукции и предоставляемых услуг. Для ее реше­ния фирме необходимо контролировать технические, организационные и социальные факторы, влияющие на качество продукции и услуг. Управление должно быть направлено на выявление, сокращение, предупреждение выпуска продукции, качество которой не соответствует требованиям рынка либо уступает товарам основных конкурентов.

При этом система общего руководства качеством долж­на быть нацелена на достижение требуемого уровня каче­ства при минимальных затратах. Потребитель же продук­ции должен быть уверен в возможностях предприятия по­ставлять продукцию или услуги требуемого уровня качества и стабильно поддерживать его.

Качество продукции в настоящее время заняло ключевое место в торгово-экономической, предпринимательской и даже политической деятельности современного мира. Правитель­ства многих стран считают, что неотъемлемым элементом вза­имовыгодной международной торговли и экономического сотрудничества является сертификация продукции.

Сертификация за рубежом имеет многолетнюю практику.

Своим происхождением и становлением сертификация обязана объединению фирм-потребителей одинаковой про­дукции в целях совместного контроля за качеством продук­ции поставщиков. Получая поддержку разных органов влас­ти, от муниципальных до национальных, подобные объеди­нения сформировали специальные центры по контролю за качеством продукции.

Своевременность и качество управленческого решения определяются наличием необходимой информации. Поэто­му направленная, многообразная деятельность по сбору и обработке информации позволяет оперативно реагировать на изменения рыночной ситуации, способствуя обеспече­нию лидирующих позиций на рынке.

Предметом исследования в курсовой работе является показатели качества, объектом исследования – продукция ОАО «Белкард».

Цель курсовой работы – рассмотреть качество и сертификацию продукции на предприятии.

Задачи курсовой работы:

۰ рассмотреть качество как экономическую категорию;

۰ изучить системы управления качеством продукции;

۰ рассмотреть организацию контроля качества продукции на предприятии;

۰ изучить управление качеством продукции на ОАО «Белкард»;

۰ рассмотреть пути повышения качества продукции предприятия.

При написании курсовой работы использовались нормативные документы, литература отечественных и зарубежных авторов. Основными источниками являлись: указ Президента Республики Беларусь «О повышении конкурентоспособности продукции отечественного производства», закон Республики Беларусь «Об оценке соответствия требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации», государственная программа «Качество», «Экономика предприятия и отрасли промышленности» - учебник В. Н. Овчинникова, «Экономика предприятия» - учебное пособие Л. Н. Нехорошевой.


1 КАЧЕСТВО ПРОДУКЦИИ КАК ПОНЯТИЕ МЕНЕДЖМЕНТА

Качество как объект управления

Накопленный в мире опыт свидетельствует о том, что обес­печение требуемого качества продукции связано с образованием на предприятии специальной системы менеджмента качества.

В условиях перехода к рыночной экономике повышение ка­чества продукции как наиболее важной составляющей конкурен­тоспособности - одна из самых острых и наиболее сложных проблем для отечественных предприятий, в первую очередь промышленных. Сталкиваясь с жесткой конкуренцией не только на внешнем, но и на внутреннем рынке, предприятия зачастую вынуждены формировать новые системы качества, совершенст­вовать или реконструировать ранее созданные.

Качество - сложная и объемная социально-экономическая и философская категория, качество продукции - более узкая.

Согласно ГОСТ 15467-79, качество продукции определяется как совокупность свойств продукции, обусловливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответст­вии с назначением [15, с. 359].

По международному стандарту ИСО 8402-86, качество про­дукции (услуги) - совокупность свойств и характеристик про­дукции (услуги), которые придают ей способность удовлетво­рять обусловленные или предполагаемые потребности [15, с. 360].

Успешная деятельность предприятия на рынке обеспечивает­ся производством конкурентоспособной продукции, основными параметрами которой являются качество и цена.

Конкурентоспособность продукции - это комплексная ха­рактеристика товара, определяющая его предпочтение потреби­телем на рынке в сравнении с аналогичными товарами конку­рентов. Для ее достижения предприятие должно организовать свою деятельность так, чтобы держать под контролем все факто­ры, влияющие прежде всего на качество производимой продук­ции. Поэтому управление на предприятии ориентировано на вы­явление, сокращение, устранение и предупреждение выпуска продукции неудовлетворительного качества. При этом очень важно различать такие взаимосвязанные понятия, как контроль качества, управление качеством, обеспечение качества, всеоб­щий менеджмент качества (см. рис.1.1).

Качество как объект управления - student2.ru

Рисунок 1.1 - Контроль качества, управление качеством, обеспечение качества

Источник: [15, с. 360]

Контроль качества - оценивание выполнения требований путем наблюдения и выводов, сопровождаемых, если это необ­ходимо, измерениями, экспертизами и испытаниями.

Управление качеством - это совокупность методов, вклю­чающая контроль качества, сбор и распределение информации о качестве, разработку мероприятий, принятие оперативных реше­ний и их реализацию на всех этапах производства, хранения, транспортировки, монтажа и эксплуатации продукции [6, с. 164].

Обеспечение качества - все планируемые и систематически осуществляемые виды деятельности в рамках системы менедж­мента качества, необходимые для создания достаточной уверен­ности в том, что продукция удовлетворяет определенным требо­ваниям к качеству.

Общее руководство качеством отражает те аспекты управ­ления, которые определяют политику в области качества, цели и ответственность.

Всеобщий менеджмент качества означает подход к управ­лению предприятием, основанный на участии всех работников в обеспечении выпуска конкурентоспособной продукции.

Для достижения целей, определенных политикой предпри­ятия в области качества, разрабатывается и внедряется система менеджмента качества (СМК). Существует множество аль­тернативных названий СМК, сложившихся в разное время и в разных странах: система качества (СК), система контроля каче­ства (СКК), система качества продукции (СКП) и т. д.

СМК можно представить в виде четырех основных состав­ляющих процесса управления: планирование, стимулирование (мотивация), организация (обеспечение) и контроль качества.

В стандарте ИСО 8402-86 планирование качества опреде­лено как деятельность, направленная на установление целей и требований к качеству продукции и применение элементов сис­темы качества на различных этапах изготовления. Планирование качества охватывает также оценку качества, подготовку системы качества и программы качества, выработку положений по улуч­шению качества.

Планирование осуществляется, как правило, на двух уровнях [15, с. 362].

I уровень- стратегическое планирование, при котором намечаются основные направления работ в области качества на перспективу. Стратегия качества является частью общей страте­гии предприятия и включает также распределение ресурсов, адаптацию к изменениям внешней среды. Стратегия качества может быть изложена вместе с политикой качества.

II уровень- текущее планирование качества, включаю­щее, как правило, мероприятия, намечаемые на предстоящий год.

К стимулированию (мотивации) качества на уровне пред­приятия относятся: система заработной платы, премирование за высокое качество продукции, штрафные санкции за брак. Учи­тывая важное значение качества для экономики в целом, выпуск продукции высокого качества стимулируют также и на государ­ственном уровне. Примером такого стимулирования служит На­циональная премия в области качества.

Организация работ по качеству включает несколькоэтапов [15, с. 362]:

1) разработка системы менеджмента качества, т. е. определе­ние структур, входящих в систему качества, их функций и методов работы; при этом для создания системы качества, отвечающей современному уровню, используются рекомендации междуна­родных стандартов ИСО 9000, в которых обобщен опыт созда­ния таких систем, накопленный в развитых странах;

2) внедрение системы менеджмента качества; на этом этапе проводятся внутренние проверки системы и, как правило, ее до­работка по результатам проверок;

3) сертификация системы менеджмента качества на соответ­ствие стандартам ИСО 9000. Получение такого сертификата от авторитетного независимого органа существенно укрепляет по­зиции предприятия на рынках сбыта, так как дает заказчикам до­полнительную уверенность в возможности предприятия ста­бильно обеспечивать требуемый уровень качества;

4) проведение плановых внутренних проверок системы для поддержания эффективного функционирования и совершенство­вания;

5) организация инспекторских проверок с целью подтвер­ждения выданного сертификата.

Контроль качества - это функция, включающая проведение измерений, экспертизы, испытаний или оценки одной либо не­скольких характеристик объекта и сравнение полученных ре­зультатов с установленными требованиями для определения то­го, достигнуто ли соответствие по каждой из этих характеристик. Это наиболее объемная функция по применяемым методам, ко­торым посвящено большое количество работ в разных областях знаний. Значение контроля заключается в том, что он позволяет вовремя выявить ошибки, чтобы затем оперативно исправить их с минимальными потерями [6, с. 166].

В зависимости от места контроля и этапов выполнения работ различают следующие виды контроля качества:

• контроль проектирования;

• входной контроль материалов и комплектующих изделий;

• контроль за состоянием технологического оборудования;

• операционный контроль при изготовлении;

• авторский надзор за изготовлением;

• активный контроль за приборами, встроенными в техноло­гическое оборудование;

• приемочный контроль готовой продукции;

• контроль монтажа и надзор за эксплуатацией на объектах. В зависимости от охвата контролируемой

продукции контроль качества может быть выборочным и

сплошным.

Для анализа результатов контроля качества широкое распро­странение получили методы статистического контроля качества, такие как метод расслоения, графики сортировки данных, диа­грамма разброса, диаграмма Парето, причинно-следственная диаграмма, контрольные карты, гистограммы.

Для содействия достижению целей в области качества необ­ходимо учитывать шесть принципов системы менеджмента каче­ства [15, с. 363].

1. Ориентация на потребителя. Предприятие зависит отпотребителей и, следовательно, должно понимать и учитывать их запросы, выполнять требования и предвосхищать ожидаемые потребности.

2. Всеобщность участия в управлении качеством. Руководством устанавливаются цели, направленность функционирования, формируется внутренняя организационная среда предприятия, позволяющая вовлечь каждого работника предприятия в процесс повышения качества продукции.

3. Эффективность. Желаемый результат достигается при эффективном использовании производственных ресурсов и от­ражается в повышении конкурентоспособности продукции.

4. Системность. Повышение качества обеспечивается при комплексном, взаимосвязанном и последовательном управлении процессами.

5. Непрерывность. Непрерывное улучшение качества со­ставляет основу эффективного функционирования предприятия как целостной хозяйственной единицы.

6. Партнерство. Взаимовыгодные отношения между пред­приятием, поставщиками и потребителями повышают способ­ность создавать продукцию требуемого качества.

Принципы менеджмента качества могут использоваться ру­ководством предприятия как основа для принятия эффективных управленческих решений.

В СМК информационную базу составляет документация:

• обеспечивающая информацию (внутреннюю и внешнюю) о СМК предприятия; многие предприятия относят эту докумен­тацию к руководству по качеству;

• описывающая, как СМК либо ее элементы применяются по отношению к конкретным продукции, проектам или контрактам; многие предприятия относят эту документацию к программе ка­чества;

• обеспечивающая последовательную информацию о том, как осуществлять деятельность или процессы; многие предпри­ятия относят эту документацию к процедурам;

• обеспечивающая объективными доказательствами осуще­ствленной деятельности или достигнутых результатов.

Каждое предприятие самостоятельно определяет объем необ­ходимой документации и средства, которые предстоит использо­вать. Это зависит от ряда факторов: размера и сложности предприятия; сложности продукции и процессов; риска не выполнить требования потребителей; компетентности персонала; пределов, до которых необходимо демонстрировать соответствие требова­ниям СМК.

Проверки рациональности действующей СМК, проводимые предприятием самостоятельно, могут служить основой для опре­деления потенциала повышения качества продукции. Проверки, осуществляемые по инициативе потребителей и государственных органов, позволяют оценить соответствие выпускаемой продук­ции требованиям национальных и международных стандартов.

Наши рекомендации