Предмет, метод и задачи статистики.
ЭНЕРГОМЕХАНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ
Методические указания
По выполнению контрольных работ
дисциплины «Статистика»
для студентов заочной формы обучения специальности 38.02.02 «Экономика и бухгалтерский учет»
.
Составитель:
к.т.н., доцент Можегова Ю.Н.
Ковров, 2015
Основные понятия
Статистика– это наука, изучающая величину, размеры, количественную сторону массовых явлений в неразрывной связи с качественной стороной явлений с их социально-экономическим содержанием.
Предметом изучения статистики служат различные общественные социально-экономические явления, исследования которых связаны с количественной характеристикой и выявлением присущих им закономерностей.
Изучаемые статистикой явления состоят из множества фактов и элементов. Эти множества единиц с отличающимися признаками составляют статистические совокупности.
Важнейшим свойством статистики является ее неразложимость. Это означает, что дальнейшее дробление индивидуальных явлений не вызывает потери их качественной основы.
Статистический показатель– это цифровое выражение того или иного социального явления (количественной стороны) в неразрывной связи с его качественной стороной.
Статистический метод– это совокупность приемов и способов сбора сведений, сводки, обработки этих сведений, изучения связей, динамики общественных явлений.
Однородность статистической совокупности вовсе не означает полного соответствия всех единиц совокупности, а лишь подразумевает для всех единиц совокупности наличие основного свойства, качества, типичности.
В статистической совокупности эти отличия чаще всего имеют количественную природу.
Цели и задачи изучения дисциплины
Цель преподавания курса «статистика» - подготовка специалистов, владеющих современной методологией и статистической техникой оценки и анализа рыночной экономики.
Эффективное изучение дисциплины предполагает знание основ экономической теории и высшей математики.
В ходе изучения статистики ставятся и решаются следующие задачи:
· Овладение комплексом современных методов сбора, обработки, обобщения и анализа статистической информации для выявления тенденций и определения общих закономерностей и конкретных особенностей конъюнктурного развития отечественной и зарубежной рыночной экономики;
· Применение методов моделирования и прогнозирования социально-экономических процессов для оценки предстоящих тенденций и принятия будущих обоснованных управленческих решений;
· Адаптация стандартных статистических методов обобщения и анализа применительно к особенностям оценок отдельно взытых макроэкономических, отраслевых показателей, характеризующих конкретные условия современного развития отечественной экономики.
В результате изучения дисциплины студенты должны уметь:
· Систематизировать и представлять данные статистического наблюдения в виде рядов распределения, группировок, динамических рядов, графиков и таблиц;
· Исчислять абсолютные, относительные, средние и другие обобщающие показатели, характеризующие темпы и пропорции развития общественных и социально-экономических явлений;
· Использовать методы статистического анализа для управления экономикой;
· Анализировать результаты статистических исследований и делать аргументированные выводы и конкретные предложения по совершенствованию изучаемых социально-экономических процессов, выявить дополнительные факторы их взаимосвязанного развития.
Предмет, метод и задачи статистики.
Предметом исследования статистики являются массовые явления социально-экономической жизни; она изучает количественную сторону этих явлений в неразрывной связи с их качественным содержанием в конкретных условиях места и времени.
Явления и процессы в жизни общества характеризуются статистикой с помощью статистических показателей. Статистический показатель – это количественная оценка свойств изучаемого явления. Статистические показатели подразделяются на учетно-оценочные и аналитические. Учетно-оценочные показатели отражают объем или уровень изучаемого явления; аналитические показатели используются для характеристики особенностей развития явления.
Методы, используемые в статистике можно объединить в три группы ( в зависимости от этапа статистического исследования):
1. Массовое научно организованное наблюдение, с помощью которого получают первичную информацию об отдельных единицах изучаемого явления.
2. Группировка и сводка материала, представляющие собой расчленение всей массы единиц на однородные группы, подсчет итогов в группах и оформление полученных результатов.
3. Обработка статистических показателей и анализ результатов для получения обоснованности выводов о состоянии изучаемого явления – расчет средних и относительных величин, показателей вариации, индексов, показателей динамики, а также выявление взаимосвязи между явлениями.
Начальной стадией экономико-статистического исследования является статистическое наблюдение. Статистическим наблюдением называется планомерный научно обоснованный сбор данных или сведений о социально-экономических явлениях и процессах.
Рис.1. Виды статистического наблюдения
Важнейшая задача статистических органов – регулярное информирование общественности и органов управления о происходящих изменениях в социально-экономическом развитии страны.