Товарный рынок и его равновесие
Лекция 4. ПОВЕДЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ АГЕНТОВ НА РЫНКЕ ТОВАРОВ И УСЛУГ
План
1. Товарный рынок и его равновесие
2. Потребление и сбережения в кейнсианской модели.
Инвестиции в кейнсианской модели
Равновесие в двухсекторной модели
Эффект мультипликатора
Товарный рынок и его равновесие
Равновесие товарного рынка обеспечивается соотношением совокупного спроса на товары и услуги (AD - aggregate demand) и совокупного предложения товаров и услуг (AS – aggregate supply).
Существует два подхода к объяснению равновесия товарного рынка: классическая и кейнсианская. Классическая модель объясняет равновесие в долгосрочном периоде и доказывает, что оно устанавливается на уровне полной занятости ресурсов, поэтому равновесной величиной выпуска (при котором совокупный спрос равен совокупному предложению) всегда будет величина потенциального выпуска Y*, которому согласно закону Сэя будет соответствовать равная ему (адекватная) величина совокупного спроса (совокупных расходов). Эта модель исследует экономику со стороны совокупного предложения.
Однако в краткосрочном периоде подобное автоматическое равенство совокупных расходов совокупному выпуску может не наблюдаться. Условия равновесия товарного рынка в краткосрочном периоде были исследованы Дж.М.Кейнсом в его знаменитой книге «Общая теория занятости, процента и денег», вышедшей в 1936 году. Кейнс предложил модель, которая позволяла определить величину равновесного национального дохода и соответственно величину равновесного объема производства, доказав, что величина совокупного выпуска определяется величиной совокупных расходов, т.е. спрос определяет предложение. Главной макроэкономической проблемой становился совокупный спрос. Эта модель получила название модели «доходы-расходы». Другое ее название - простая кейнсианская модель или модель «Кейнсианского креста».
Спрос на товарном рынке предъявляют все макроэкономические агенты (домохозяйства, фирмы, государство и иностранный сектор). Поэтому совокупный спрос можно определить как сумму спросов всех макроэкономических агентов на конечные товары и услуги или как сумму совокупных расходов в экономике. Таким и представить формулой: AD = C + I + G + Xn, где C – спрос домохозяйств на товары и услуги (потребительские расходы), I – спрос фирм на инвестиционные товары и услуги (инвестиционные расходы), G – государственные закупки товаров и услуг и Xn – чистый экспорт (разница между спросом иностранного сектора на товары и услуги данной страны - экспортом, и спросом данной страны на зарубежные товары и услуги - импортом (Xn = Ех – Im).
Предпосылки простой Кейнсианской модели:
· Уровень цен не меняется (что справедливо для краткосрочного периода), т.е. P=const, поэтому номинальные показатели совпадают с реальными.
· Ставка процента неизменна, т.е. R=const, что также правомерно для краткосрочного периода.
· Совокупное предложение совершенно эластично, т.е. отсутствует проблема ограниченности ресурсов, и производство способно удовлетворить любой по величине совокупный спрос, что соответствует горизонтальной кривой совокупного предложения.
· ВНП=ЧНП=НД (фирмы обеспечивают такой объем выпуска, что их совокупный доход от продаж равен величине совокупного дохода домохозяйств, т.е. совокупный выпуск = совокупному доходу).
· В экономике отсутствует корпоративный сектор, поэтому доходы фирм превращаются в доходы домохозяйств (коллективных доходов нет, все доходы только личные).
· Налоги только прямые и их платят только домохозяйства.
(Следует отметить, что Кейнс строил свою модель для закрытой экономики и
исходил из предпосылки, что чистый экспорт Хn = 0, однако расширение ее и введение в анализ иностранного сектора (изучение открытой экономики) не меняет принципиальных выводов модели, но позволяет описать современную экономику, для которой характерна интернационализация экономических связей и которая является открытой экономикой).
Сначала рассмотрим двухсекторную модель, в которой действуют только два макроэкономических агента – домохозяйства и фирмы. Поэтому совокупный спрос равен сумме расходов домохозяйств (величине потребительских расходов С) и расходов фирм (величине инвестиционных расходов – I).