Индивидуальные различия: Стили принятия решения.
Допустимость неопределенности | высокая | Аналитический | Концептуальный |
низкая | Директивный | Поведенческий | |
Рациональный | Интуитивный | ||
Тип мышления |
Организационные ограничения
Сама организация накладывает ограничения на возможные решения. Менеджеры согласуют свои решения с системой оценки качества работы, системой вознаграждения, формальными ограничениями и временными рамками.
Система оценки качества работы исполнителей может предполагать отсутствие отрицательной информации (например, высокие средние баллы у студентов). В таком случае решения о выговорах (или о двойках) маловероятны.
К организационным органичениям относятся также: система вознаграждений, принятая в организации; формальные требования организации к ее работникам; временные ограничения, определяемые системой; исторические прецеденты.
Принятие решения в разных культурах.
Здесь влияют дистанция власти, отношение ко времени и др.
Три критерия этичности принятия решения:
· Полезность,
· права (основные свободы),
· справедливость.
Утилитаризм | Решения принимаются так, чтобы обеспечить максимальную пользу максимальному числу |
Утилитаризм доминирует в принятии деловых решений (в бизнесе)
Понятие свободы, в том числе личной свободы и права на тайну личности оправдывает деятельность «обличителей» - whistleblowers – индивидов, которые сообщают о неэтичном поведении своих работодателей кому-либо вне организации.
Факторы, влияющие на этичность поведения при принятии решения
· Уровень морального развития, оцениваемый тем, насколько человек способен принимать этически верные решения, не подстраиваясь по окружающую обстановку. Статистически, этот уровень средний.
· Организационная среда
· Расположение локуса контроля (вне или внутри индивида).
Этика и национальные культуры
Этические критерии в различных культурах различаются. Так в некоторых азиатских культурах подношение начальнику не считается взяткой, а составляет обязательную часть отношений и статуса руководителя. Многие этические нормы не черно-белые, а «серые».
Ценности, привычки и удовлетворение от работы
Ценности.
Ценности | Набор стандартов и критериев, которым человек следует в своей жизни Базовые убеждения, что специфический тип поведения или конечное состояние существования персонально или социально предпочтительно противоположному или другому поведению или состоянию существования |
Система ценностей | Иерархия, основанная на ранжированных по важности ценностях индивида |
Важность ценностей
Ценности лежат в основе понимания привычек и мотивации, а также влияют на наше восприятие
Источники нашей системы ценностей
Значительная часть (около 40%) определена генетически. Остальные относятся к факторам национальной культуры, влиянию родителей, учителей, друзей и влиянию внешней среды.
Ценности относительно стабильны и неизменны. Это объясняется их генетической природой и тем, как они вырабатывались. Обучение ценностям проходило в раннем детстве и имело черно-белый, без полутонов, характер. Тем не менее, при критическом к ним отношении, они могут как укрепляться, так и меняться.
Типы ценностей
Типология ценностей Элпорта выделяет шесть типов ценностей, влияющих на принятие управленческого решения:
· Теоретические. Большое значение придается выяснению истины посредством критического и рационального анализа
· Экономические: Сосредотачиваются на полезности и практичности.
· Эстетические: самая большая ценность придается форме и гармонии.
· Социальные: Самая большая ценность придается человеческой любви
· Политические: приоритет придается достижению власти и влияния
· Религиозные: сосредотачивается на единстве бытия и познания космоса в целом.
Милтон Рокеш разработал свой подход к ценностям ( Rokeach Value Survey (RVS)). Он выделил две группы ценностей
Конечные ценности (Цели жизни) | Желаемые конечные состояния существования, цели, которых человек хотел бы добиться в течение своей жизни |
Инструментальные ценности (Средства достижения целей) | Предпочтительный вид поведения или средства достижения конечных ценностей |
Главные ценности американских работников, распределенные по трем видам работников