Подходы к изучению развития туристского рынка

К началу ХХI в. туризм стал одним из ведущих направлений социально- экономической, культурной и политической деятельности большинства государств и регионов мира. С учётом внутреннего туризма, почти половина населения земного шара ежегодно становится туристами.

Мировой туристский рынок развит в мире крайне неравномерно, что объясняется в первую очередь разными уровнями социально- экономического развития стран и регионов.

Важно отметить, что туризм относится к числу высокодоходных и наиболее динамично развивающихся направлений экономики, являясь важной частью внешнеэкономической деятельности многих государств.

Согласно оценке статистического портала Statista, вклад туризма и путешествий в мировую экономику оценивается на уровне $7,58 триллионов. В эту цифру входят также показатели тех отраслей, развитию которых туризм способствует. Годовой доход от международного туризма в мире оценивается в $1,16 триллиона, из них на США – крупнейшую экономику мира – приходится $86,2 миллиарда. Доход мировой отельной индустрии составляет $457 миллиардов. Заказы туристических услуг онлайн приносят операторам $340 миллиардов дохода в год.

В Украине же – всего 25458 млн.грн. (2015год).

На долю туризма приходится 11% мировых потребительских расходов и треть мировой торговли услугами. Данная сфера вовлекает в финансовый оборот около 4 трлн долл. США. Для трети стран – участников туристского рынка – поступления от туризма составляют основную статью в бюджете, а в 80 странах они входят в первую пятерку бюджетообразующих статей.

По данным World Travel & Tourism Council, от туризма больше всего зависит экономика Макау – на туристическую отрасль приходится 46,7% местного ВВП. При этом туризм – это 27,1% экономики Британских Виргинских островов, 26,5% экономики Арубы, 24,7% экономики Сейшельских островов, 22,9% экономики Ангильи. Далее в списке наиболее зависимых от туризма экономик идут Мальдивы (22,4% ВВП), Багамы (22% ВВП), Антигуа и Барбуда (18,5%), Вануату (17,6%), Капе Верде (15,3%).

Кроме этого, туризм обладает высоким инвестиционным мультипликатором: одна гривна вложений приносит 4 грн. суммарного дохода в других отраслях экономики. Такой же умножающий коэффициент и в занятости – одно рабочее место в сфере туризма создает 3-4 места в смежных отраслях. В сфере туризма сегодня в мире занят каждый десятый работник, на его долю приходится 7% общего объема инвестиций. Туризм, таким образом, является фактором мультипликативного воздействия на экономику и социальную сферу. Он, как правило, не нарушает природное равновесие, а способствует ее сохранению и улучшению.

Изучение развития мирового туристского рынка, как и международной экономики в целом, основывается на теоретическом методе анализа, поддерживаемом эмпирическими исследованиями.

Теории международной торговли во многом объясняют причину и сущность экономических отношений между странами, какие позиции могут занять эти страны в международном туристском потоке. К наиболее важным из этих теорий относятся: теория абсолютного преимущества; теория сравнительного преимущества; теория соотношения факторов; теория жизненного цикла продукта; теория подобия стран пересекающегося спроса.

В своей книге «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776 г.) Адам Смит утверждал, что богатство страны базируется на наличии у неё товаров и услуг и что если торговля между странами не будет ограничена, то каждая страна начнет специализироваться на производстве, в котором она обладает абсолютным преимуществом[1] . На сегодняшний день данная теория согласуется с монополизацией экспорта некоторых товаров и услуг некоторыми странами, что возникла на базе естественного преимущества, обусловленного природными ресурсами и климатом, а также на базе приобретенных преимуществ, связанных с развитием технологии и высокой квалификацией трудовых ресурсов.

В международном туристском рынке также абсолютное преимущество играет значительную роль, так как действительно некоторые страны имеют уникальные туристские ресурсы. Например, исключительные природные места, такие как Ниагарский водопад в США, гора Джомолунгма в Непале и др.; памятники искусства – пирамиды фараонов в Египте, Тадж-Махал в Индии, Акрополь в Греции, Колизей в Италии и др.

Существующие уникальные туристские ресурсы определили монопольное положение некоторых стран в международном туризме, являясь побуждающим фактором для иностранных туристов. Данные страны могут усилить своё абсолютное преимущество инновационной политикой, которая позволит им создавать специфические продукты туризма и тем самым обеспечивать хорошую специализацию в международном туристском рынке. В туристском секторе инновации главным образом используются в гостиничном бизнесе и индустрии развлечений, а также в формировании нового туристского продукта и маркетинга. Это также отражается в снижении цены туристского продукта, которая происходит благодаря применению новых методов управления и активному использованию новых информационных средств и материалов.

Теория сравнительного преимущества объясняет причину развития туристских рынков многих стран, которые не обладают абсолютным преимуществом. Сравнивать туристские продукты очень сложно, так как они разнообразны и представляют собой услуги, которые не могут повторяться каждый раз по аналогичному сценарию. На формирование его цены влияют затраты на транспорт, проживание и сопутствующие услуги, которые в свою очередь зависимы от многих других факторов. Например, увеличение налога на добавленную стоимость гостиниц класса «люкс» во Франции в 80-х гг., естественно, привело к повышению цен, что способствовало сокращению числа иностранных туристов, останавливавшихся в отелях именно этой категории.

Развивающиеся страны пытаются снизить цену туристского продукта с помощью низкой себестоимости труда, новых технологий, чтобы таким образом получить сравнительное преимущество перед другими странами.

Затраты на сопутствующие услуги имеют очень большой разброс для различных стран и сильно зависят от уровня развития индустрии развлечений.

Отдельные передовые туристские страны, такие как Великобритания, Германия, Швейцария, Австрия, постоянно поддерживают высокий уровень обслуживания, для сохранения конкурентоспособности и завоевания сравнительного преимущества, где цены на туристские услуги относительно высоки.

Теория соотношения факторов производства Хекшера-Олина, имела значительное влияние на фундаментальный анализ международной торговли, согласно которой страны, владеющие большим капиталом, должны экспортировать капиталоемкие товары и импортировать трудоемкие товары[2].

Данная теория применима при определении туристских потоков между странами в мировом туристском рынке. В нашем случае страны, имеющие в избытке туристские ресурсы, специализируются на международном туризме и экспортируют подобные услуги. Например, курорты Испании, Греции, Туниса и Марокко привлекают большой поток туристов благоприятным климатом и превосходными морскими пляжами, так как в данном виде туризма они имеют преимущество и обходятся они дешевле. Однако специализация мирового туристского рынка не означает, что туристские страны являются исключительно поставщиками, они могут быть и туристообразующими, и, как правило, чем выше их ВНП, тем активнее они становятся генераторами. Такие развитые страны, как Великобритания, Германия, США, Франция, Италия, Япония, Канада являются и генераторами, и рецепторами туризма[3] .

Таким образом, соотношение факторов – это средства, доступные для обеспечения производства услуг мирового туристского бизнеса страны.

Относительное наличие основных факторов, к которым относятся природные ресурсы, историко-культурное наследие, капитал, трудовые ресурсы, имеют решающее влияние на определение позиции страны в международном туристском рынке.

Для развития туристского рынка важным фактором производства туристского продукта являются природные ресурсы, ведь специализация многих стран непосредственно связана с их наличием. Так, курорты средиземноморских стран привлекают туристские потоки из таких развитых туристских стран, как Австрия, Великобритания, Германия, Швейцария, Япония и др., а свой спрос на лыжный спорт испанцы, греки, израильтяне удовлетворяют, например, в той же Швейцарии или Австрии, Италии и Франции.

Немаловажным мотивом привлечения иностранных туристов является также историко-культурное наследие страны.

Стоимость природных ресурсов и историко-культурных памятников зависит от их доступности и качественных характеристик. Следовательно, в зависимости от степени доступности к этим ресурсам и их эксплуатации для целей туризма они приобретают экономическое значение.

Другим важнейшим фактором туристского продукта является капитал, потому что развитие туризма требует качественной, соответствующей инфраструктуры. Страна, которая обладает богатыми природными ресурсами, но имеет ограниченный капитал, не сможет в достаточной степени развивать международный туристский сектор, и этим объясняется преимущественное развитие туризма в индустриально развитых странах.

Сравнительное преимущество стран в международном туристском рынке обусловлено ещё наличием трудовых ресурсов, а также уровнем их мастерства.

Международный туристский рынок напрямую зависит от рабочей силы и его квалификации, которая влияет на передвижения рабочей силы. В индустрии туризма спрос на квалифицированных работников относительно невысок, поэтому, кроме постоянных работников, в этой сфере занято много сезонных рабочих, труд которых в основном малоквалифицирован. Те страны, которые нуждаются в квалифицированных работниках, например для гостиниц, привлекают иностранных менеджеров или обучают своих специалистов за рубежом.

В развитии туристского рынка актуальна теория жизненного цикла продукта, которая эволюционирует, проходя стадии внедрения, роста, зрелости и упадка.

В международном туристском рынке ключевым элементом туристского продукта является некий туристский центр, которому присуща эволюция, аналогичная жизненному циклу товара. Всё начинается с исследования небольшой группы путешественников или первооткрывателей, и в этот период туризм не оказывает влияния на местность, а местное население активно контактирует с путешественниками.

На стадии внедрения жители новых туристских местностей сами начинают привлекать путешественников, предлагая им ночлег, их дальнейший рост стимулирует местные органы власти развивать инфраструктуру, как это происходило, например, на небольших островах Карибского бассейна и в Тихоокеанском регионе.

На стадии развития контроль над развитием туризма переходит из рук местной администрации в руки внешних компаний, которые быстрыми темпами начинают развивать инфраструктуру, тем самым изменяя облик развивающегося туристского центра. Однако это бурное развитие имеет и свою негативную сторону – чрезмерное увеличение численности населения и связанной с этим нагрузки на места жизнеобеспечения. На этой стадии развития находятся такие страны Северной Африки, как Тунис и Марокко.

На стадии зрелости центр туризма превращается в полностью загруженную часть индустрии туризма с отелями крупных транснациональных гостиничных цепей и франчайзинговыми предприятиями. Далее развитие этого центра бизнеса, отдыха и развлечений достигает своего пика, после чего мода на него падает, и он держится только за счёт повторных прибытий, которые стоят больших усилий, предпринимаемых центром. У последнего возникают экономические и социальные проблемы. Наглядным примером таких центров туризма могут служить знаменитые курорты Испании, Италии и Франции, а также курорты Карибского бассейна.

На заключительной стадии упадка туристский центр становится малопривлекательным для большинства туристов и при этом сильно зависимым от редких путешествующих на короткие каникулы или отдыхающих из ближайших районов. Власти пытаются оживить центр с помощью привлечения клиентов, используя новые каналы продвижения и сбыта, или переоснащая центр для использования в других целях. Например, так случилось с очень известным курортом США под Нью-Йорком – Атлантик-Сити, который был превращен в центр игорного бизнеса.

Шведский экономист Стефан Линдер сформулировал в 1961 г. теорию подобия стран, которую называют также теорией спроса, которая говорит, что различия в уровне насыщенности факторами между странами не всегда отражают международные обмены и на самом деле множество обменов часто происходит между странами, которые имеют похожие факторы[4]. Это доказывает то, что в Европе наиболее важные туристские обмены действительно происходят между соседними странами. Согласно теории спроса международная специализация страны в высокой степени зависит от внутреннего спроса.

Действительно, высокий уровень спроса на внутренний туризм создает благоприятные условия для развития мирового туристского рынка, так как создаются дополнительные средства размещения и развиваются транспортная связь, природные и историко-культурные центры туризма. Выявляя спрос на внутреннем рынке, страна разрабатывает новый продукт и затем обращается к подобным рынкам. Поэтому страны, которые могут управлять большим внутренним спросом, готовы удовлетворять и международный спрос, и этим объясняются не только причины развития международного туристского бизнеса, но и его интенсивность. Объем международных обменов должен быть большим между странами, которые имеют высокий уровень внутреннего туризма и одинаковую структуру. Например, он продолжает существенно увеличиваться в географических зонах, охватывающих индустриально развитые страны Европы, Северной Америки и Юго-Восточной Азии с высокой покупательной способностью. Однако, такие страны, как Испания, Португалия, Марокко, Тунис, Танзания, Сенегал, преуспевают в развитии мирового туристского рынка независимо от внутреннего спроса, благодаря специальной туристской политике, проводимой правительствами этих стран.

Согласно отмеченным теориям относительная неразвитость приоритетных сравнительных преимуществ туристского комплекса Украины обусловливает его низкую международную конкурентоспособность, что пока ограничивает обслуживание больших потоков туристов из различных регионов мира.

Как свидетельствует международный опыт, внутренний туристский рынок в ряде экономически развитых стран приносит от 30 до 50% общего дохода от туристского бизнеса. Потребность в путешествиях, в проведении отпусков и отдыхе за границей настолько укоренилась в сознании людей, что потребители туристских продуктов не готовы от них отказываться, несмотря на различные негативные явления и факторы.

Вопросы для контроля:

1. Проанализируйте этапы формирования туристского рынка.

2. Охарактеризуйте формирование рынка туристических услуг в Украине.

3. Сформулируйте причины экономических туристских отношений между странами.

4. Определите наиболее существенные экономические факторы, влияющие на конкурентоспособность и развитие туристского рынка.

5. Определите факторы, влияющие на развитие туристского рынка в Украине.

6. Проанализируйте состояние и тенденции развития отечественного туристского рынка за последние пять лет.

[1] Смит, А. Исследование о природе и причинах богатства народов [Текст]: в 3-х т. / А. Смит. – М.: «Эксмо», 2007. – 960 с.

[2] Бартенев, С. А. История экономических учений [Текст]: учеб. пособие / С. А. Бартенев. – М.: Юристъ, 1998. – 146 с.

[3] Режим доступа: htpp://www.wold-tourism.org

[4] Бартенев, С. А. История экономических учений [Текст]: учеб. пособие / С. А. Бартенев. – М.: Юристъ, 1998. – 146 с.

Наши рекомендации