Особенности налоговых преобразований в развивающихся странах
Необходимость реформ в развивающихся странах очевидна и неотвратима.
Растет понимание что до настоящего времени не предпринимались энергичные действия в области здравоохранения и образования, обеспечения населения чистой водой и санитарными условиями с целью ослабления экологической угрозы.
Растущие финансовые трудности должны побудить правительства решительно изменить методы использования дефицитных ресурсов. Предоставление потребительских услуг по отпускным ценам, которые были существенно ниже их себестоимости, создавало искусственные дефициты. Это касается снабжения водой, электроэнергией и другими ресурсами.
Разумная ценовая политика и повышение эффективности приведут к более рациональному использованию ресурсов, а также к сокращению импорта топлива.
Доступность кредитов только для небольшого круга крупных заемщиков, наряду с высокой инфляцией, растущим бюджетным дефицитом и отрицательными реальными процентными ставками привели к возникновению в слаборазвитых странах в 1980-х гг. ситуации, получившей название «сжатие кредита». Мировые спады 1981-1982 гг. и 1987 г. показали ненадежность кредитов многих банков развития. Так, к концу десятилетия почти у половины их них было зарегистрировано не менее 25% не погашенных в сроки кредитов, в то время как другая четверть имела задолженность, превышающую половину объема полученных кредитов.
Кроме того, коммерческие банки столкнулись с многочисленными ограничениями на кредитование и законодательно установленным максимумом процентных ставок на ссудные средства, который был гораздо ниже рыночных реальных курсов. Поэтому они прибегли к нормированию имеющихся кредитных средств.
Одно из предлагаемых решений данной проблемы состоит в либерализации финансового сектора через свободный рост номинальных процентных ставок до уровня рыночных курсов. Это дало бы положительные процентные ставки и устранило бы явное субсидирование через систему процентных ставок предпочитаемого круга заемщиков[12].
Но ни реформа, ни либерализация организованного денежного сектора не являются панацеей для финансовых систем развивающихся стран.
Большая часть мер по стабилизации направлена на снижение правительственных расходов с целью сбалансирования бюджета. Но бремя мобилизации ресурсов для финансирования важных проектов общественного развития должно лежать на доходной части бюджета. Государственные внутренние и иностранные займы могут восполнить частично недостаток сбережений. В конечном счете правительство должно строить планы развития, исходя из своих возможностей эффективного и справедливого сбора налогов. В отсутствии хорошо организованных и локально контролируемых денежных рынков большая часть развивающихся стран для стабилизации экономики и мобилизации внутренних ресурсов была вынуждена прежде всего опираться на инструменты налоговой политики.
В большинстве развивающихся стран прямые налоги – налоги на доходы физических лиц и корпораций и налоги на собственность – обычно составляют от 20 до 30% совокупных налоговых поступлений и от 12 до 20% ВНП. Косвенные налоги, такие как экспортные и импортные пошлины, акцизы (налоги на продажи и покупки, налог с оборота), составляют главный источник финансовых доходов. Можно отметить, что налоговые системы (и прямые и косвенные налоги) во многих странах «третьего мира» далеко не прогрессивны. В некоторых, таких как Мексика, они могут быть в высшей степени регрессивны (низкодоходные группы выплачивают большую долю своих доходов в виде налогов, чем высокодоходные группы).
Традиционно налогообложение в развивающихся странах преследовало две цели.
1) Налоговые льготы и аналогичные фискальные поощрения считались средством стимулирования частных предприятий. Такие льготы и стимулы обычно предоставлялись иностранным частным инвесторам с целью заинтересовать их в размещении своих предприятий в менее развитых странах. Подобные налоговые стимулы действительно могут увеличить приток ресурсов частных иностранных инвесторов, но, как мы установили в гл. 15, в целом выгоды от создания таких особых условий для иностранных фирм не очевидны.
2) Мобилизация ресурсов для финансирования государственных расходов имеет более важное значение. Какая бы политическая или экономическая идеология не преобладала в слаборазвитой стране, ее экономические и социальные программы зависят главным образом от способности правительства генерировать достаточное количество доходов для финансирования программ расширения необходимых, но не приносящих доходов общественных услуг (здравоохранение, образование, транспорт, средства связи и другие элементы экономической и социальной инфраструктуры). Кроме того, правительства большинства стран «третьего мира» принимают непосредственное участие в экономической жизни своих стран, в их владении и под их контролем действуют государственные корпорации и государственные торговые агентства. Взимаемые прямые и косвенные налоги позволяют правительству финансировать инвестиции и текущие расходы этих общественных предприятий, многие из которых часто убыточны[13].
В конечном итоге способность развивающихся стран аккумулировать налоги для финансирования программ государственных расходов и с помощью налоговой системы влиять на распределение персональных доходов зависит не только от принятия соответствующего налогового законодательства, но, что более важно, от эффективности и честности налоговых властей, которые должны обеспечивать выполнение этих законов.
Таким образом, способность правительств стран «третьего мира» взимать налоги с высокодоходных групп населения и сократить до минимума уклонение от налогов местных и иностранных граждан и корпораций будет зависеть от эффективности выполнения налоговой системой двух ее функций – обеспечения уровня государственных доходов, достаточного для финансирования широких программ развития, и перераспределения налогового бремени между обеспеченными и бедными группами населения в целях борьбы с нищетой и несправедливостью в распределении дохода. Многое же будет зависеть от готовности политиков принять и реализовать программы прогрессивного налогообложения.